В конфликтах с начальством южноуральцам, помимо сотрудников трудовой инспекции, будет помогать и бесплатный виртуальный юрист. Осенью в России начнет работать необычный сервис «Электронный инспектор», предназначенный для разрешения трудовых споров. Разработчики считают, что это позволит уменьшить количество нарушений в сфере трудового законодательства. Юристы в эффективности проекта сомневаются и заявляют о всеобщей правовой безграмотности челябинцев и нежелании бороться за свои права.
О грядущем запуске «Электронного инспектора» заявил замруководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков. Необычный сервис является частью большого проекта «Открытая инспекция труда», который поэтапно будет внедряться до 2018 года. По его словам, это позволит уйти от постоянных проверок и санкций по поводу нарушений трудового законодательства к профилактике таких нарушений, а также к грамотному поведению работников и работодателей. По данным Роструда, около 70% работодателей нарушают Трудовой кодекс из-за незнания закона. Предполагается, что новый сервис определенно снизит количество трудовых конфликтов. «Электронному сервису» руководитель предприятия сможет задать интересующий вопрос, провести своеобразный аудит, а также подготовиться к проверке со стороны надзорных органов. Кроме того, новая форма работы ведомства позволит снизить коррупционные риски.
Отдельный консультационный блок «Электронного инспектора» будет посвящен работникам. На сервисе будет представлено порядка двадцати наиболее часто встречающихся споров с работодателями, по которым распишут алгоритм действий для разрешения конфликта. Разработчики сообщают, что с помощью «Открытой инспекции труда» россияне также смогут подать электронную жалобу в трудовую инспекцию на работодателя, а отслеживать ход проверки можно будет не отходя от компьютера.
Начальник отдела информационно-правовой деятельности Государственной инспекции труда в Челябинской области Игорь Васильев считает, что сервис «Электронный инспектор» будет особенно востребован среди южноуральцев. «На нашем сайте уже сейчас есть подобная электронная опция, когда человек может оставить свою жалобу на работодателя с помощью формы обратной связи. К сожалению, количество нарушений в области трудового законодательства только растет. В первом полугодии текущего года электронных жалоб 721, что больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 189», – приводит статистику собеседник. По его словам, срок рассмотрения жалоб длится 20 дней вне зависимости от формы обращения работника.
Количество южноуральцев, желающих бороться за свои трудовые права, растет, утверждает директор Центра защиты прав человека Илья Ципордей и добавляет, что большинство из таких граждан не понимают суть той или иной статьи, а также ее применение в конфликтах с начальством. Виной тому тяжелый юридический язык. По данным правозащитника, как и прежде, лидерами по трудовым спорам является задержка или невыплата заработной платы и увольнение сотрудника. «Говорить сейчас об эффективности «Электронного инспектора» невозможно, тем не менее задумка хорошая. Однако возникает вопрос в реализации этого проекта. Если там будет более адекватный и понятный для работников язык, если там будут ответы на определенные спорные ситуации, то тогда можно будет говорить об успехе проекта», – резюмирует эксперт.
Заведующий юридическим отделом федерации профсоюзов Челябинской области Вадим Хохлов считает, что никакое создание «Электронных инспекторов» не снизит количества нарушений в области трудового законодательства. По его мнению, только активная жизненная позиция каждого работника заставит работодателя соблюдать законодательство. «Особой цели в предложении Роструда я не вижу. У нас немало надзорных органов: прокуратура, госинспекция и другие организации, у нас весьма жесткий Трудовой кодекс. Тем не менее люди не спешат туда обращаться и соглашаются на условия начальства. Принцип у большинства работодателей один – не нравится, не работай», – рассуждает Вадим Хохлов, добавляя, что нормы трудового права сегодня отчасти соблюдаются на крупных и средних предприятиях, в малом же бизнесе до сих пор действуют нормы частного права.