В России много говорят о среднем классе, как основе инициативы и стабильности в обществе, о поддержке малого и среднего бизнеса. Но большинство заявлений чиновников так и остается декларациями. Более того, реальные шаги зачастую только ухудшают положение малых и средних предприятий. Так, в результате двукратного повышения налогов для малого бизнеса только в I квартале 2013 года в России прекратили работу около 300 тысяч ИП.
Как госзаказ поможет развитию малого и среднего бизнеса, что за фальшивые банковские гарантии наводнили эту сферу и почему рынок госзаказа в начале будущего года ждет коллапс Chel.ru рассказал генеральный директор центра финансовых услуг «Финторг» Дмитрий Чернов.
Удочка или рыба
– Дмитрий, чем занимается центр финансовых услуг «Финторг»? Вы финансируете торговлю или торгуете финансами?
– Ну, если давать определение по этой «терминологии», то скорее «торгуем финансами». «Финторг» – микрофинансовая организация. Соответствующим образом зарегистрированная. Наша задача – выдавать займы.
– Это то, что сейчас заполонило улицы Челябинска – «даем деньги до получки»?
– Нет! Ни в коем случае. У нас нет ничего общего с этими мародерами, которые, пользуясь людской неграмотностью или бедственным положением, умудряются ссужать людям деньги под 700, а то и 1000% годовых. Это обыкновенный, прикрытый красивой оберткой грабеж. И никак иначе это назвать нельзя! Мы не даем денег физическим лицам, не ссужаем человеку денег «до получки». Мы даем деньги только юридическим лицам и частным предпринимателям. И проценты у нас вполне сопоставимы с банковскими. Это ужасная, чудовищная ошибка, что организации, подобные нашей, тоже называются «микрофинансовая организация (МФО)». Но цели, задачи и подход к бизнесу у нас с ними абсолютно разный. Те, кто работают с «физиками», дают людям «рыбу», причем втридорога. Мы же даем «удочку». Наши деньги помогают предпринимателям зарабатывать. В этом основа, социальная значимость и справедливость нашего бизнеса.
– То есть вы даете кредиты юридическим лицам. Но ведь этим занимаются банки?
– Да, мы кредитуем. Выдаем кредиты юридическим лицам. Только называются они займами. Это такой «птичий», политкорректный язык. Мы выдаем кредиты, но называем их займами, так как кредиты могут выдавать только банки. И да, мы выдаем займы так же, как банки выдают кредиты. Но есть, как говорится, «большая разница» между нами и банками. Во-первых, наш клиент банку не интересен. Наш клиент не соответствует критериям и стандартам банковского кредитования. Во-вторых, мы быстрее принимаем решения, и нам не нужны многие вещи, которые требуют банки. К примеру, залог. В целом, мы работаем как раз с теми клиентами, которые не смогли или не могут получить аналогичную услугу в банке.
С нами удобно
– Даете деньги всем?
– Нет, конечно. У нас есть специализация – мы даем займы участникам госзаказа.
– И зачем участникам госзаказа к вам обращаться? Платить вам проценты? Они что, не могут делать это на свои деньги?
– Вероятно, могут. Вот можете вы обойтись без автомобиля и ездить только на общественном транспорте? Это ведь еще к тому же несоизмеримо дешевле! И все же, как только появляется такая возможность, люди покупают автомобиль. Даже и в кредит. Я бы сказал, большей частью в кредит. Почему?
ООО ЦФУ «Финторг» основано в Москве в мае 2011 года для финансирования участия малого и среднего бизнеса в госзакупках. В 2012–13 годах «Финторг» выдал более 3500 займов предпринимателям от Калининграда до Владивостока (объем займов превысил 1 млрд руб.). «Финторг» работает на электронных площадках по госзакупкам: «Сбербанк-АСТ» и «РТС-тендер». В 2012 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» «Финторгу» официально присвоены: рейтинг кредитоспособности компании – «B++. Приемлемый уровень кредитоспособности» и рейтинг надежности микрофинансового института – «A.mfi. Высокий уровень надежности».
– Удобно.
– Верно! Вот и с нами также. Удобно. Выгодно. Позволяет выполнить гораздо больше контрактов. Иначе к нам бы никто не обращался. В соответствии с федеральным законом участник госзаказа обязан выполнить определенные процедуры для участия в торгах, затем по заключению контракта и его исполнению. Для участия в торгах нужно оплатить определенную сумму денег на электронную торговую площадку, которая тем выше, чем больше сумма контракта. Если контракт выигран, для его заключения нужно представить государственному заказчику банковскую гарантию, которая тоже стоит денег. Для исполнения контракта нужно купить материалы, оплатить работу субподрядчиков, выплатить зарплату рабочим. А госзаказчик аванс обычно не дает.
Вот и получается, что для исполнения контракта предпринимателю нужно иметь живых денег до половины от суммы контракта, чтобы только приступить к его исполнению. Понятно, что после исполнения контракта деньги вернутся с прибылью. Но это потом. А сейчас у него их просто нет. Как говорится, видит око, да зуб неймет. Пользуясь только собственными деньгами, предприниматель уменьшает количество торгов, в которых может участвовать, и количество контрактов, которые может выполнить. Мы эти противоречия снимаем. Даем «тендерный займ» для участия в торгах. Делаем в банке-партнере «банковскую гарантию». Даем заем на исполнение контракта. В общем, участвуем в процессе получения и исполнения контракта. А предприниматель фактически делится с нами небольшой частью своей прибыли.
Банковские гарантии – фальшивые и настоящие
– Как-то все у вас легко и просто получается…
– Нет, конечно же, проблем хватает. Как в любом серьезном деле. К примеру, в сфере госзаказа большая часть банковских гарантий – липовые. И этому есть много причин, в том числе объективных. С одной стороны, банки физически не могут выдать необходимое количество банковских гарантий. Если взять весь капитал всех наших российских банков, он будет меньше, чем совокупный объем банковских гарантий, необходимых для исполнения госзаказа в этом году. Это простые цифры: обеспечение государственного заказа банковскими гарантиями требует от банков выпуска гарантий общей суммой около трех триллионов рублей, в то время как величина собственного капитала российских банков на первый квартал этого года позволяла держать на балансе объем банковских гарантий, не превышающий 2,8 триллиона рублей. То есть, даже если бы наши российские банки ничем другим не занимались, только выдавали банковские гарантии, им не хватило бы собственного капитала. А они еще умудряются и кредиты раздавать.
С другой стороны, есть еще много не менее значимых причин, из-за которых малый и средний бизнес фактически отрезан от легального рынка банковских гарантий, и у него есть два варианта: либо уйти из госзаказа и потерять работу и заработок, либо покупать липовую банковскую гарантию. И пока госзаказчик такие гарантии принимает, предприниматели будут их предоставлять. Вы представляете себе, что такое банковская гарантия?
В 2013 году «Финторг» стал участником программы Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы по кредитованию малых и средних предприятий в части развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и оказания содействия малым и средним предприятиям в расширении доступа к финансовым ресурсам. В 2013 году «Финторг» начал строительство сети представительств в регионах России. Первым таким регионом стал Урал с офисом в Челябинске.
– Нет, никогда с этим не сталкивалась.
– Фактически это обязательство банка заплатить определенную сумму денег при наступлении определенных обстоятельств. Для банка это аналогично выдаче кредита. Под эту сумму должны быть резервы, она должна быть отображена на балансе банка. В физическом же смысле это всего лишь листок бумаги без всякой защиты с печатью банка. Единственный способ проверки – липовая или настоящая банковская гарантия – на сегодняшний день позвонить в банк и спросить, выдавал ли банк эту гарантию. И нечистоплотный банк отвечает: да, мол, выдавал, но отвечает так только первую неделю. А потом уже может быть и не выдавал, если прижмет. Потому что на балансе банка такой гарантии нет. Я уж не говорю об откровенных подделках.
– И куда смотрит государство? Что делают наши правоохранительные органы?
– Государство осознает эту проблему. Но государство – это не конкретный чиновник. Это множество служб, ведомств, министерств с разными задачами и полномочиями. Одни ведомства блюдут закон, другим нужно, чтобы больницы ремонтировались, а дороги строились. Правоохранительные органы, кстати, совсем не дремлют. Об этом свидетельствуют масштабы и количество уголовных дел, возбужденных против тех, кто торгует фальшивыми банковским гарантиями. Но, безусловно, порядок в этом вопросе только карательными мерами не навести. Слишком велик соблазн, и путь к нему слишком легок.
Порядок можно навести, только изменив систему гарантирования исполнения госзаказа. Мы, кстати, делаем для клиента только настоящие банковские гарантии. Мы в этом кровно заинтересованы. Основной наш продукт – финансирование исполнения госконтракта. И мы должны быть уверены, что госзаказчик не расторгнет с предпринимателем госконтракт на том основании, что у него липовая банковская гарантия, а правоохранители не возбудят против нашего клиента уголовное дело. В конечном итоге мы заботимся о том, чтобы у предпринимателя все было в порядке, он спокойно работал, а наши деньги к нам вернулись.
– Но государство намерено что-то изменить в этом вопросе?
– Да, с будущего года порядок предоставления банковских гарантий существенно изменится. В силу вступит Федеральный закон №44 «О федеральной контрактной системе». Во-первых, будет составлен реестр всех банковских гарантий по госзаказу. Таким образом, проверить, липовая или настоящая банковская гарантия, не составит труда. Во-вторых, выдавать банковские гарантии по госзаказу смогут только уполномоченные на то банки с определенным уровнем капитала. И вот тут возникает проблема. Список таких банков определен, и в него попадут только крупнейшие российские банки.
– Так это ж хорошо – воровать будет некому.
– Воровать будет некому и выдавать банковские гарантии для малого и среднего бизнеса тоже будет некому. Потому что крупные банки малый и средний бизнес в упор не видит. Спросите у любого предпринимателя, пытался ли он получить в крупном банке банковскую гарантию. Думаю, ответ придется запикивать.
– Все так сложно?
– Не сложно, это неправильное определение, а трагично. Если эти правила не будут изменены, то в 2014 году малый и средний бизнес будет вынужден уйти с рынка госзаказа. Ведь он априори не сможет исполнить те требования, которые будут к нему предъявляться. При том объеме проникновения госзаказа в нашу повседневную жизнь, которое сейчас есть, это скажется на всех. И на предпринимателях, и на работниках, и на их семьях, и на госслужащих, и на пенсионерах. На всех нас. По всей стране. Я очень надеюсь, что здравый смысл у наших законотворцев возобладает, и мы не придем к таким результатам.
«Финторг» – уже в Челябинске
– Загрузили вы меня. Уж больно картинка мрачная. Давайте вернемся к «Финторгу». Вы открыли в Челябинске представительство. Зачем?
– Я оптимист. Поэтому рассчитываю на лучшее. Рынок госзаказа стремительно растет. В 2013 году он составит 8,6 триллиона рублей, и 60% от этой суммы или 5,2 триллиона рублей придутся на малый и средний бизнес. Никакой другой сектор нашей экономики в настоящее время не дает таких возможностей для малого и среднего бизнеса, как госзаказ. Это ремонты больниц, строительство дорог, зданий, поставка продуктов питания, медикаментов, услуги и т. д. К нам обращаются за помощью предприниматели из всех регионов нашей станы. Для того, чтобы быть к ним ближе и делать нашу работу лучше, мы начали строительство сети представительств по России. Это ведь для участия в электронных торгах можно общаться друг с другом удаленно – по телефону или электронной почте и заключать договоры через систему электронного документооборота. Для финансирования исполнения контрактов нам нужно видеть реальных людей и их реальную работу. Поэтому этой осенью мы открыли свое первое представительство в Челябинске для работы по Уралу.
– Государство вам как-то помогает? Осознает важность и нужность вашей работы?
– Я бы не сказал, что везде и всегда. Но начало этому уже положено. Так, к примеру, в Москве создан Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности при правительстве Москвы. Основа его деятельности – выдача кредитов МФО для того, чтобы те, в свою очередь, кредитовали малый и средний бизнес. «Финторг» – одна из четырех МФО, которые в Москве работают с этим Фондом. Представляете, как нас еще мало, а под нас уже создали целый фонд с серьезными деньгами. Понятно ведь, что МФО, подобные нашей, тоже работают на заемные деньги. И вопрос доступности денег стоит достаточно остро: чем большими деньгами мы распоряжаемся, тем больше предпринимателей можем прокредитовать. К сожалению, в Челябинске на сегодняшний день подобной программы нет. Но мы не унываем. Сейчас нет – завтра будет.
– Чем обрадуете ваших потенциальных клиентов в Челябинске?
– В нашем активе сегодня три финансовых продукта, которые сопровождают всю технологическую цепочку прохождения госзаказа:
вначале мы выдаем тендерный займ для участия предпринимателя в электронных торгах,
затем делаем банковскую гарантию для подписания госконтракта,
затем выдаем займ для исполнения госконтракта.
До 31 декабря 2013 года мы будем давать скидку в 25% на все наши финансовые продукты всем челябинским клиентам, прочитавшим это интервью. Заодно и узнаем, кто ваши читатели.
Центр Финансовых Услуг «Финторг»,
представительство в Челябинске
адрес: ул. Каслинская, 99;
телефон: 8 (351) 231-83-18;
e-mail: info@fintorgural.ru;
Финторгурал.рф.
Зарегистрировано в Государственном Реестре микрофинансовых организаций. Регистрационный номер записи 2110177000436, свидетельство №000436 от 29 августа 2011 года.
Фото: Фото предоставлено ЦФУ «Финторг»