У недавно открывшихся промышленных предприятий появилась надежда на поддержку правительства: Минфин выступил с предложением снизить для них налог на прибыль до 10 процентов. При этом субъекты федерации могут самостоятельно регулировать величину региональной части налоговой ставки. Насколько эффективным это будет для молодого бизнеса, чем еще можно стимулировать работу промышленников и как увеличить доходность региональных бюджетов – читайте на Chel.ru.
Вариант со снижением налоговой нагрузки начинающим промышленным предприятиям, активно инвестирующим в производственные мощности, был озвучен Минфином в конце августа. Согласно проекту, субъекты федерации смогут снижать региональную часть налога на прибыль до 10 процентов. Щедрое предложение чиновников может стать спасением для бизнесменов, несущих большие расходы ввиду выхода на нужные объемы производства. Однако эксперты Chel.ru сомневаются в эффективности данной меры.
«В теории это означает снижение налога в два раза, что, по сути, очень неплохо, – констатирует директор аудиторско-консалтинговой компании LA'consulting Юрий Симанков. – Налогоплательщики получат дополнительные средства для реинвестирования в развитие и так далее. Однако расчет суммы прибыли, от которой высчитывается сумма налога (налоговой базы), весьма специфичен. Этот налог самый упоминаемый в публикациях по оптимизации налогообложения. В них предлагается масса более или менее легальных способов снижения суммы этого налога, поэтому множество предпринимателей уже и так оптимизировало налог на прибыль, и нельзя сказать, что предполагаемая льгота даст реальное снижение нагрузки».
Управляющий партнер, руководитель налоговой и судебной практик юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева также полагает, что 10-процентная ставка налога на прибыль не станет панацеей от всех бед, более того, она может сыграть с регионами злую шутку. «Сегодня большая часть налога на прибыль – 18 процентов – распределяется именно в территориальные бюджеты, поэтому снижение ставки может существенно подорвать территориальные бюджеты, так как во многих регионах это одна из основных доходных статей бюджета, – отмечает она. – Таким образом, в данном случае необходимо искать альтернативу доходной составляющей региональных бюджетов».
Неэффективной видится новая льгота и тяжеловесам промышленности. Так, генеральный директор ОАО «Златмаш» Сергей Лемешевский апеллирует к тому, что любое новое предприятие по определению не может быть прибыльным. «А потому снижение налога на то, чего нет, не даст ни плюсов, ни минусов, – отмечает он. – И выгоды не получат ни предприятия, ни государство».
Опытом снижения региональной части налоговой ставки поделился уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. «Челябинская область как субъект РФ воспользовалась своим правом ввести региональные налоговые льготы, и у нас с 2001 года действует льгота по налогу на прибыль (ставка снижена до 13,5 процента) для новых промышленных предприятий, – рассказывает он. – Правда, все не так радужно. С 2011 года этой льготой воспользовалась лишь одна компания – технопарк «Челябинский завод технологической оснастки». В то же время мы знаем, что за три последних года в Челябинске запущено масса новых производств. Все дело в условиях предоставления этой льготы, а их достаточно много. В частности, льгота дается компаниям, созданным после 2011 года, не аффилированным с другими предприятиями и инвестировавшим в свое развитие не менее восьми миллионов рублей. Во-вторых, ею можно воспользоваться в первые три года работы компании. Но для новых производств период окупаемости составляет от трех до восьми лет, то есть прибыли, налог с которой можно снижать, попросту нет. В-третьих, для крупных предприятий, реализующих большие проекты, стоимость которых составляет сотни миллионов рублей, тоже предусмотрена льгота. Однако механизм ее получения областное правительство сразу взяло в свои руки. Оно и понятно – выпадающие доходы из бюджета (а налог на прибыль относится к разряду региональных) были бы весьма ощутимы. Чтобы вовсе не лишать крупные компании льгот, правительство ежегодно объявляет конкурс приоритетных инвестиционных проектов. Безусловно, там есть свои победители (в прошлом году одним из них стал ЧКПЗ), но такой механизм все-таки не соответствует принципу равного доступа инвесторов к льготам».
Сейчас 18% от налога на прибыль предприятия перечисляют в региональный бюджет, еще 2% – в федеральный. При этом власти субъекта федерации уже имеют право понижать ставку региональной части налога для отдельных категорий до 13,5%. Сейчас главный источник дохода региональных бюджетов – это НДФЛ, однако в некоторых субъектах налог на прибыль по-прежнему формирует 30-40%, пишет газета «Коммерсант».
Напомним, задачка с поиском оптимального налогового решения не дает покоя правительству уже несколько месяцев. В числе вариантов коррекции нагрузки на компании уже рассматривались увеличение НДС, НДФЛ, налога на прибыль, а также введение налога с продаж. При этом преследуются сразу две цели – помочь бизнесу и наполнить региональные бюджеты. Тем не менее конкретных решений до настоящего времени принято не было.
«Не уверен, что поддерживать промышленность нужно снижением налогов, – сомневается в правильности инициативы Минфина Юрий Симанков. – Это мало стимулирует рост. Более эффективно предоставление льготных кредитов, субсидирование приобретения нового оборудования, технологий. На практике высвободившиеся от снижения налоговой нагрузки средства растворяются в общем финансовом потоке предприятия и не приводят к кардинальным улучшениям. Эффективность целевых программ в разы выше».
Специалиста поддерживает Ольга Гольцева, полагая, что для поддержки промышленности должны быть приняты комплексные меры – льготные налоговые периоды, инвестиционные кредиты, субсидии и т.п.
«Философия налога на прибыль такова, что он должен выплачиваться из тех средств, которые являются доходом предприятия, и в теории этим доходом можно поделиться с государством, тем более что он не всегда инвестируется компанией в развитие и модернизацию, – продолжает Юрий Симанков. – Остальные налоги (НДС, предполагаемый налог с продаж) лишь увеличивают стоимость товаров и услуг, и их выплачивает конечный потребитель либо работник (в случае с НДФЛ). Увеличение НДС сразу повлечет за собой скачок цен, что отразится на бюджете каждого гражданина РФ. О какой оптимизации здесь может идти речь?».
Сомнительными кажутся экспертам и другие рассматриваемые меры по увеличению местных бюджетов.
«На мой взгляд, прямым увеличением налоговой нагрузки добиться необходимого результата будет проблематично, – говорит Ольга Гольцева. – Однозначно путем повышения НДФЛ (в том числе путем применения дифференцированных ставок) можно получить обратный результат: уход в «серые» зарплаты. К тому же НДФЛ формирует местные бюджеты и задач на государственном уровне не решает. То же самое касается и НДС. Введение налога с розничных продаж может опять же свести на нет все реформы для малого бизнеса, ведь это означает возврат к полному учету и ККТ для мелкой розницы».
При этом некоторые способы стимулирования предприятий видятся более приемлемыми. Особенно, если подойти к ним серьезно, начав с анализа, который помог бы определить доли налогов в бюджетных поступлениях.
«Можно путем предоставления льгот в виде снижения ставок и в некоторых случаях освобождения от налогов стимулировать развитие производства в этом сегменте без особых потерь для доходов бюджета, – предлагает Ольга Гольцева. – С другой стороны, можно использовать методы неналогового стимулирования (например, путем предоставления льготных субсидий и кредитов, доступа к госконтрактам, госгарантий) для добросовестных плательщиков существенных сумм налогов».
Сергей Лемешевский уверен: одной из самых действенных мер поддержки промышленникам станет компенсации по заемным средствам. Сегодня банки поднимают процентные ставки, а потому компенсация сыграла бы существенную роль в помощи любым предприятиям. К тому же процесс легко проконтролировать, и для нового бизнеса такой шаг был бы очень логичным.
Юрий Симанков в свою очередь лучшим вариантом оптимизации считает снижение налогов и ужесточение ответственности за налоговые правонарушения.
«Главное, чтобы механизм и условия представления налоговой льготы были бы реальными, а не оставались лишь возможностью, красиво написанной на бумаге», – подводит итог Александр Гончаров.