RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -19

7 м/c,

зап.

726мм 66%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Бизнес Маршрутки: штрафы и налоговый кошмар

Маршрутки: штрафы и налоговый кошмар

Интерес к теме маршрутных перевозок со стороны городских властей с каждым днем все возрастает. Недавно пассажирам, которые не берут билеты в маршрутке, начали выписывать штрафы, но на этом чиновники не остановились. На этой неделе глава городской администрации Сергей Давыдов анонсировал начало проверок перевозчиков органами налоговой инспекции. Поможет ли это навести порядок в неспокойном хозяйстве маршрутных перевозок, читайте в материале Chel.ru.

Ситуация в маршрутном бизнесе Челябинска давно описывается словом «война». Город живет в реалиях рейдерских захватов целых маршрутов и поджогов транспорта конкурирующими компаниями. Как в 90-е. Власти до определенного момента не вмешивались в ситуацию, хотя перевозчики заявляли о необходимости создать четкие и понятные правила игры для всех участников растущего рынка. Теперь же действия чиновников сконцентрированы скорее на том, чтобы взять с маршрутчиков хоть какие-то налоги.

«Основной причиной необходимости наведения порядка в сфере пассажирских перевозок являются неучтенные средства, которые, по оценкам специалистов, составляют от трех до трех с половиной миллиардов в год, – заявил глава горадминистрации Сергей Давыдов. – А налогов частные перевозчики платят копейки – от 15 тысяч до 30 тысяч рублей в год».

По задумке администрации, штрафы должны стимулировать граждан брать билеты, что позволит оценивать реальный пассажиропоток и взимать соответствующий налог. Но пассажиры и эксперты ставят под сомнение эффективность такого метода. Граждане не без оснований винят власти в перекладывании ответственности по контролю над отраслью с соответствующих органов на простых пассажиров.

«Я почти каждый день езжу на маршрутках, и меня возмущает инициатива по взиманию штрафов с пассажиров, – говорит челябинка Светлана Самохина. – Во многих маршрутках билетов либо нет, либо они лежат где-нибудь в бардачке у водителя. Получается, я должна кое-как залезть в маршрутку в час пик, оплатить проезд и еще выяснять, где тут билет? Нет уж, пусть администрация и налоговая делают свое дело, а на меня это перекладывать не надо».

Более половины участников опроса на 74.ru считают, что проблемой билетов должны заняться сами маршрутчики. 14,6% согласны оторвать билет. Почти 13% заявили, что ничего делать не будут. Почти 21% не ездит на маршрутках.

Более того, эксперты сомневаются в законности взимания штрафов с безбилетных пассажиров маршрутного транспорта.

«Это очень спорный момент. Есть вероятность, что такие штрафы нарушают конституционные права граждан Российской Федерации, – считает управляющий юридической фирмой «Спецюст» Александр Целых. – Получить билет – это право, а не обязанность пассажира. Поэтому штрафы могут быть незаконны».

Впрочем, сами перевозчики не против «обилечивать» граждан и вести детальный учет пассажиропотока. «Билеты в маршрутках должны быть. Есть транспортный устав, который это регламентирует, – рассуждает перевозчик, руководитель проекта «Маршрутка74.ру» Денис Джафаров. – У меня в маршрутке билеты есть и были всегда. Я уверен, что то же самое в большинстве маршруток Челябинска. Правда, никак не регламентируется, где они должны быть, поэтому у некоторых перевозчиков билеты, в целях сохранности, находятся не в салоне, а у водителя. Я своим пассажирам раздаю билеты и объясняю, что это необходимо в первую очередь им. Ведь в случае ДТП страховая откажет в выплате пострадавшему, если у него не будет документа, подтверждающего проезд».

При этом перевозчики ставят под сомнение слова Сергея Давыдова о сверхприбылях в отрасли. «Я узнал из новостей, что мы, оказывается, зарабатываем по три с половиной миллиарда в год. Это цифра с потолка! – уверяет предприниматель Магомед Мамакурбанов. – Мы покупаем автобусы сами, сами их обслуживаем, ремонтируем, платим зарплаты водителям. Мы честные налогоплательщики. Никаких 10-15 тысяч налога в год мы не платим. Моя компания платит от трех до четырех миллионов налогов в год. Никаких сверхприбылей у нас нет. У нас не нефтяная жила, у нас болото. И ситуация ухудшается. Мы никого не обвиняем. Правильно, что власти наводят порядок, борются с нелегальными перевозчиками. Мы ждем, когда в нашей отрасли может быть введено лицензирование».

Что касается налогов, то перевозчики заявляют, что готовы к проверкам. «Пусть налоговая к нам приходит и проверяет в любое время. Мы платим единый налог на вмененный доход, который не зависит от количества перевезенных пассажиров», – уточняет Магомед Мамакурбанов.

Даже если «облавы» на «безбилетников» законны, да и против налоговых проверок перевозчики не возражают, остается более важный вопрос: для чего нужны все эти меры?

«Действия налоговиков регулируются Налоговым Кодексом. Они могут прийти с проверкой в любую организацию в любое время. Но что они будут искать у перевозчиков? – продолжает Александр Целых. – Это зависит от режима налогообложения для каждой конкретной компании. Насколько мне известно, большинство перевозчиков платят так называемый единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Его размер зависит только от числа транспортных единиц и количества пассажирских мест в них, а не от фактического пассажиропотока, контроль над которым стремятся установить городские власти. С другой стороны, компании, которые работают по общей или упрощенной системе налогообложения, действительно могут пытаться скрыть свой пассажиропоток, чтобы не показывать полный доход. И на них проверки билетов могут сказаться».

Вполне возможно, что нынешние действия городской администрации – лишь подготовка к коренному изменению всего рынка маршрутных перевозок. Именно такие предположения высказывают эксперты.

«На мой взгляд, все это – попытка властей подготовить рынок к введению системы транспортных карт, которая действует в Екатеринбурге, – считает Денис Джафаров. – Да, на нее много жалоб, в первую очередь из-за неработающих терминалов, но она все равно удобнее нынешней системы. Во-первых, система транспортных карт позволит отслеживать пассажиропоток. Во-вторых, сейчас многим удобнее расплачиваться за проезд не наличными, а банковской картой. И новая система позволит это реализовать. Да, для этого потребуется оборудовать все машины терминалами, но, в конечном итоге, это пойдет на пользу бизнесу и пассажирам».

Электронные транспортные карты действуют не только в Екатеринбурге, но и в других городах России, а также за рубежом. Их возможности зависят от конкретного города. Чаще всего, их можно пополнять, как обычные банковские карты. Проезд оплачивается через специальный терминал, установленный в транспортном средстве.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
155
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления