Торговлю спиртными напитками на первых этажах жилых домов в очередной раз хотят запретить. Такое право получат регионы при одобрении Госдумой РФ законопроекта, который будет рассмотрен в первом чтении на этой неделе. Какой эффект может дать новое ужесточение, чего опасаются представители бизнес-сообщества и каким образом от закона могут пострадать обычные жители – в статье на Chel.ru.
На этой неделе в Государственной Думе планируется рассмотреть в первом чтении законопроект о торговле спиртными напитками в магазинах на первых этажах жилых домов. В случае принятия документа в первоначальном виде регионы получат право запрещать работу подобного бизнеса.
Стоит отметить, что запретить продавать горячительное в магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов, пытаются не впервые. Одна из последних инициатив прозвучала в мае 2014 года – речь о поправках к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...». Тогда, помимо магазинов, запрет планировали распространить также на госучреждения.
В России насчитывается более 60 тысяч кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания различного формата. Магазинов, которые имеют лицензию на продажу алкоголя, – еще около 100 тысяч. А торговых точек, которые специализируются на продаже только пива и напитков на его основе, по всей России около 600 тысяч.
Объем этого сегмента алкогольного рынка оценить непросто. К тому же выделить из него те, что открыты на первых этажах жилых домов, в помещениях, переведенных из жилого фонда в нежилой, практически невозможно, пишет «РГ».
«По самым общим оценкам таких точек может быть около 10 процентов от общего числа магазинов и ресторанов на первых этажах», – считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. В то же время он заметил, что не стоит рассматривать такие магазины как «врагов».
«Думаю, что такая норма необходима, так как именно в конкретном регионе конкретным людям виднее, что стоит закрывать, а что нет, – считает эксперт. – Это разумный и взвешенный подход».
Магазинов, торгующих алкоголем, баров и ресторанов на первых этажах – около 10 процентов от общего числа.
Необходимость в этой норме возникла давно, считают законодатели. Действительно, сегодня власти регионов могут лишь ограничить время торговли алкоголем и не имеют право запрещать продажу в целом. Более того, ограничение розничной торговли спиртным квалифицируется судами как нарушение требований федерального закона.
В то же время «значительное количество таких предприятий общественного питания в виде закусочных, кафе, баров, ресторанов расположены в помещениях, переведенных из жилого в нежилое, на первых этажах многоквартирных домов, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – В органы местного самоуправления и органы государственной власти поступают многочисленные обращения граждан с жалобой на шум, другие факты нарушения общественного порядка в таких предприятиях».
Именно поэтому в тексте законопроекта и присутствует абзац, в котором регионы предлагается наделить правом «установления запрета розничной продажи алкогольной продукции» в таких помещениях. Под запрет соответственно попадает весь перечень алкоголя, включая пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху.
Эксперты Chel.ru отнеслись к этому законопроекту отрицательно, но отметили положительный момент – возможность регионам решать проблему самостоятельно.
«В такой редакции, что регионы могут решать, нужно ли ему сокращать малый бизнес, – эта законодательная инициатива, может быть, и не такая вредная, – комментирует председатель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. – Очень сильно надеюсь, что наши региональные власти отреагируют адекватно и не пойдут на такое ограничение. Но вообще, как это будет выглядеть? У нас достаточное количество отдельно стоящих зданий для того, чтобы обеспечить весь город? Что будет с маленькими предприятиями на первых этажах? Они все закроются. И так кризис в стране, и с налогами все не очень хорошо...»
В городе отдельно стоящих зданий – считаные единицы, и таким образом магазины в них превратятся в супермаркеты по продаже алкоголя, и доступ в них нормальным гражданам будет перекрыт, считает Плещева. «Надеюсь, что Госдума все-таки не примет такой чудовищный законопроект, – дополнила она. – Сплошная глупость, глупая и бестолковая идея, полная чушь. Он превратит хорошие толковые супермаркеты в подворотню по торговле спиртным, в маленьких магазинах начнут продавать алкоголь из-под полы».
Не рады законопроекту и в сфере общепита города.
«Не считаю закон разумным: как минимум для бизнеса он пользы никакой не принесет, – говорит генеральный директор компании «Артур Андреев Консалтинг» Артур Андреев. – Для граждан я тоже не вижу никакой пользы, потому что не представляю какое-то приличное заведение, в котором гости доставили бы какое-то неудобство жильцам только потому, что они употребляют или не употребляют там алкоголь. Ценности в этом законе не вижу, только вред и для бизнеса, и для граждан, ведь мы сами будем ходить по этим же заведениям и не иметь возможность там ни купить, ни употребить алкоголь».
Выручка от алкоголя зависит от формата заведения общепита, указал Андреев. Если заведение не питейное, например кофейня, то процент в выручке от продажи алкоголя может составлять всего лишь от одного до трех процентов. А если питейное – то это может быть 50 процентов и более.
«Стоит посмотреть и с иной стороны: в кофейне алкоголь – не самый значимый продукт, что и показано процентом выручки, но, допустим, человеку захотелось выпить там глинтвейн – ему будет в этом отказано по причине данного закона, – рассуждает Андреев. – Но при этом понятно, что, выпив бокал этого алкогольного напитка, никаких проблем посетитель кафе жильцам дома и кому-то еще не создаст».
Чтобы закон был действенным, нужно решать разные проблемы с помощью разных подходов, указал респондент сайта. «Если в пивном пабе люди шумят – это одна история, а если в приличном ресторане гости выпили по бокалу хорошего вина и никому не мешают – другое дело, то есть нельзя запрещать продавать алкоголь всем заведениям подряд, – указывает Артур Андреев. – Нужно решать каждую проблему в отдельности, а не грести под одну гребенку».
Если такой закон будет принят, разорится множество компаний, уверены эксперты Chel.ru.
«Сейчас ситуация на рынке общепита очень непростая: средний чек упал, выручка у рестораторов снизилась на 25–30 процентов по отношению к прошлому году, – рассказывает Андреев. – Уже сегодня закрываются и банкротятся заведения. В случае одобрения этот закон приведет к дополнительным потерям бизнеса. А для большинства питейных заведений – пабов или пивных ресторанов – запрещение продажи алкоголя автоматически приведет к банкротству».
Данная законодательная инициатива не совместима с реалиями нынешнего времени, считает вице-председатель Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Николай Дейнеко. «На протяжении последних нескольких месяцев я часто общаюсь с предпринимателями и точно знаю, что многие сегодня карабкаются и пытаются выжить в непростых экономических условиях, – рассказал Николай Дейнеко. – Девальвация рубля, санкции, резкое падение покупательской способности – все это очень серьезно ударило по малому бизнесу». Однозначно запрет на продажу алкоголя приведет к сокращению большого количества объектов малой торговой розницы и общественного питания, расположенных в жилых домах, уверен Дейнеко. Начнутся повальные сокращения рабочих мест. Уменьшится конкуренция, тем самым это повлечет установлению спекулятивных цен, оставшимися на рынке игроками. Существенно сократятся налоговые потоки. Увеличится потребление населением суррогатных напитков, вследствие чего скажется на здоровье людей. «В конечном итоге закон ударит как по предпринимателям, так и по гражданам. Вопрос в том: зачем и кому это нужно?» – заключает Дейнеко.