Бизнес уже начал ощущать на себе влияние введённой в стране системы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам «Платон». Очередной пикет владельцев большегрузного транспорта состоялся в минувшую пятницу, 11 декабря, на 30-м километре трассы Челябинск – Курган. Каково работать в новых условиях грузоперевозчикам, какие отрасли больше всего пострадают от системы и насколько, по мнению экспертов, взлетят цены – в статье на Chel.ru.
Cистема взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам «Платон» заработала в льготном режиме. Правила взаимодействия владельцев грузовиков с оператором «Платона» были изменены с учетом мнения грузоперевозчиков после общественного обсуждения. Также правительство существенно смягчило условия оплаты.
Во-первых, почти в два раза снижен тариф – с 3,06 рубля до 1,53 рубля за километр. Решено, что он останется на этом уровне до начала марта 2016 года. Однако минэкономразвития ранее объявило, что намерено бороться за то, чтобы этот тариф сохранился до 2017 года. Во-вторых, Минтранс принял решение не применять штрафы до марта (за исключением Московской области), чтобы у перевозчиков было время оборудовать свой транспорт. В-третьих, владельцы фур, которые не успели получить приборы для оплаты, смогут купить одноразовые «билеты на проезд».
Как сообщал ранее Autochel.ru, введение взимания платы с дальнобойщиков по системе «Платон» вызвало бурную реакцию у водителей и владельцев большегрузов. До сих пор по всей стране продолжаются различные акции протеста. Под таким давлением депутаты Госдумы даже снизили штрафы за неуплату проезда. Если водитель попадется в первый раз, то заплатит 5000 рублей, повторное нарушение – 10 тысяч. Ранее штраф за движение фуры по федеральной дороге без оплаты составлял 450 тысяч, а второе попадание обошлось бы дальнобойщику в один миллион рублей.
Компании, занимающиеся грузоперевозками, уже почувствовали на себе влияние «Платона», уверяют респонденты Chel.ru.
«В первую очередь страдают водители, причем, знаю, что некоторые компании запрещают участвовать своим водителям в акциях протеста и штрафуют их за это на 5000 рублей: грузоперевозчики понимают, что к ним могут применить какие-то меры административного давления, – комментирует председатель совета ЧРО «Опора России» Артем Артемьев. – А вообще мы начали страдать около трех лет назад, когда РЖД отменила пятитонные и трехтонные контейнеры. Это очень больно ударило по производителям, потому что в дальние уголки страны отправлять товар контейнерами было гораздо выгоднее, чем автотранспортом. И соответственно, это решение РЖД загрузило рынок автоперевозок и автодороги».
А следующий этап – это виток цен, указал Артем Артемьев. «Водители и транспортные компании все равно перекладывают свои риски на потребителей, – уверен он. – Предприниматели уже чувствуют на себе увеличение тарифов на поставку сырья. В итоге подорожание заметим мы все. Кроме того, система плохо администрируется. Считаю, что экономический эффект от «Платона» будет отрицательным».
По словам Артемьева, «Опора России» сначала добивалась снижения цен за проезд, потом писала о необходимости введения пост-оплаты, потому что иногда у водителей нет физической возможности оплатить рейс, а пост-оплата была бы справедливой, параллельно занимались вопросом снижения штрафов. «Всё это важно и требует скорейшего рассмотрения, иначе страдать от роста цен будем мы все», – уверен он.
«Очень многие грузоперевозчики сейчас не работают, потому что нет денег на оплату дороги или на запчасти после расчета с «Платоном», третьи взяли кредиты, чтобы заплатить за проезд, – рассказывает руководитель клуба взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка» Кирилл Карташков. – Многие решили избавиться от своих автомобилей. За последние полтора месяца количество продаваемых грузовиков на специализированных сайтах выросло в два раза».
«Транспортные расходы конкретно в нашем бизнесе составляют около пяти процентов стоимости оборудования – это затраты на комплектующие, на доставку и так далее, – комментирует председатель совета директоров машиностроительного завода «Южуралгидромаш» Александр Кошкарев. – «Платон» добавит к расходам еще 10-20 процентов от этой пятипроцентной суммы. Конечно, это не пройдет бесследно для нашего бизнеса, тем более, что машиностроение и все производственники и без этого работают в минус из-за кризиса. Некоторые компании это может просто добить».
Введение платы за проезд большегрузов непременно отразится на всех категориях бизнеса, указывают эксперты Chel.ru. Однако, пропорционального роста цен быть не должно, потому что в каждом товаре заложены разные транспортные расходы, указывают они.
«Насколько вырастут цены на те или иные товары, зависит о того, сколько необходимо раз перевезти продукт, прежде чем он попадет к потребителю, – считает Кирилл Карташков. – К примеру, молочники в обращении к власти заявили, что благодаря системе «Платон» литр молока для потребителей вырастет на 2,4 рубля, хлебопеки рассчитали, что в хлеб дополнительно будет заложено 1,2 рубля. Такой рост обусловлен тем, что молоко и зерно, прежде чем они попадут на прилавки магазинов, перевозят не один раз – доставляют сырье на заводы, потом в виде готового продукта в магазины, плюс расходы на доставку упаковки. Другие товары, например, трубы и металлоконструкции, которые перевозятся готовыми, теоретически должны вырасти в цене меньше».
По словам Карташкова, сейчас довезти товар до Москвы грузовым транспортом максимальной грузоподъёмности 20 тонн можно за 40-50 тысяч рублей, обратно до Челябинска – за 20-30 тысяч. Это с учетом солярки и прочих расходов. Система «Платон» добавляет в чистом виде на 1000 км до Москвы около 7000 рублей.
Однако, точные цифры роста цен на товары не высчитать, указывают собеседники сайта. «Рост цен зависит еще и от продавцов, которые зачастую стараются заложить в стоимость продукта больше своих затрат – просто используют этот повод», – считает Кирилл Карташков.
К концу недели дальнобойщики намерены направить обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой о помощи, в которой возникла необходимость при введении системы «Платон». «Но при этом понимаем, что наше желание по отмене системы «Платон» настолько же утопично, как и строительство коммунизма: в систему вложено очень много денег, ее уже точно не отменят. Пока учимся работать в новых условиях и все же надеемся на некоторое смягчение этого третьего транспортного налога», – говорит Карташков.
«Самое обидное не в том, что внедрена эта система, а то, что деньги таким образом с нас берут трижды – налог на транспорт, акцизы на топливо и теперь еще плата за пользование дорогами, – указал Кошкарев. – Если бы от этих налогов что-то менялось на дорогах, то мы двумя руками были бы за. А пока я бы проголосовал против «Платона», тем более, что непонятно, куда идут эти деньги».
Фото: Фото Александра Файрузова