Какие несовершенства законодательства доставляли бизнесу больше всего хлопот в 2015 году, какие проблемы решить уже удалось, а над чем власти, бизнесу и общественным организациям еще предстоит сообща поработать в следующем году? Речь об этом шла на итоговой встрече бизнес-омбудсмена в Челябинской области Александра Гончарова со своими общественными представителями. Подробнее – в тексте на Chel.ru.
Омбудсмен набирает популярность у бизнеса
Аппарату уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области стали больше доверять. Бизнес видит в этом институте реальную поддержку, возможность получить не отписку по обращению, а осязаемую помощь, решение конкретных бед и проблем. Подтверждает это статистика, которую озвучил бизнес-омбудсмен региона Александр Гончаров, подводя итоги уходящего года.
При содействии общественных представителей с начала 2015 года рассмотрено более 200 обращений предпринимателей – на 35% больше, чем в 2014 году. Стоит отметить, что за весь период работы с момента учреждения аппарата в нашем регионе во второй половине 2012 года сюда поступило порядка 500 обращений.
«Такая динамика роста может являться подтверждением и сложной экономической ситуации в стране, и повышения уровня доверия к нашему институту», – считает бизнес-омбудсмен.
На что жаловались
Чаще всего в уходящем году предприниматели сталкивались с проблемами размещения нестационарных торговых объектов, отказами органов местного самоуправления в продлении договоров аренды земли и в выдаче разрешений на строительство, с повышением ставок арендной платы за использование муниципального имущества, нарушениями в сфере госзакупок, неправомерными действиями правоохранительных органов, административными барьерами в рыбоводстве и многим другим, указал Гончаров.
Наибольшее количество обращений зафиксировано в сфере земельных и арендных отношений, по неправомерным отказам органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг, в реализации 159-ФЗ о приватизации арендуемых помещений, проведении проверок контрольно-надзорными органами и уголовном преследовании.
Какие проблемы решили
Аппаратом бизнес-уполномоченного выявлен ряд системных проблем, связанных с несовершенством законодательства, подготовлены предложения о выходе с законодательными инициативами. В их числе о внесении изменений:
в Налоговый кодекс РФ в части установления закрытого перечня действий налогоплательщика по проверке контрагента;
в Уголовный кодекс РФ в части порядка и оснований привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199.2 УК РФ);
в ФЗ «Об исполнительном производстве» в части установления размера исполнительского сбора со всех солидарных должников не более 7% от суммы задолженности.
Помимо этого, при участии УФАС, Заксобрания и минэкономразвития Челябинской области, а также администрации Челябинска разработано типовое положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов, которое направлено во все муниципалитеты области и рекомендовано к использованию, рассказал Александр Гончаров.
Благодаря обращению аппарата уполномоченного в КУИЗО Челябинска, разработан проект регламента, предусматривающего процедуру выдачи согласия на передачу прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков. Документ в настоящее время проходит правовую экспертизу.
Еще предложения челябинского бизнес-омбудсмена вошли в ежегодный доклад главного омбудсмена страны Бориса Титова президенту Владимиру Путину. Предложено вносить поправки в НК РФ строго по определенным датам; внести изменения в Земельный кодекс, позволяющие продлевать договоры аренды земли, предоставленной для строительства; отменить утрату права на патентную систему налогообложения при просрочке платежа за патент.
Чем помогло правительство области
«На реализацию всевозможных финансовых механизмов поддержки регионального бизнеса в 2015 года направлено более 400 млн рублей, – указал заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. – В целях доступа к кредитным ресурсам программа гарантийного фонда расширена на средний бизнес, внесены соответствующие изменения. Программой фонда воспользовалась одна тысяча предпринимателей, объем кредитов составляет почти восемь млрд рублей».
В этом году создан новый институт поддержки, который уже работает – это «Региональный интегрированный центр» (РИЦ), который оказывает информационно-консультационную поддержку, содействует российскому бизнесу и европейским странам в установлении и развитии взаимовыгодного делового, технологического и научного сотрудничества. Центр инжиниринга также способствует повышению технологической готовности предприятий бизнеса за счет разработки (проектирования) технологических, технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных и организационно-внедренческих задач.
В сентябре в Челябинске был создан «Региональный центр инжиниринга», который специализируется на оказании организационно-консультационной и финансовой помощи производственным предприятиям области в вопросах технического перевооружения и внедрения инноваций.
В рамках налоговой поддержки для предприятий расширены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП. В закон о патенте внесены изменения, список видов деятельности расширен. В целях оказания имущественной поддержки малому и среднему бизнесу предпринимателям предоставлено более 17 тысяч земельных участков общей площадью 2,5 млрд кв. м и так далее.
Над чем работала прокуратура
Южный Урал стал одним из первых в России, где внедрена практика проведения совместных личных приемов прокурором области и региональным уполномоченным. Теперь предприниматели могут донести свои проблемы, связанные с нарушением их прав и несоблюдением закона, и до уполномоченного, и до прокурора. Это значительно экономит время заявителя и позволяет принять меры реагирования исчерпывающего характера в оперативном порядке. И бизнес стал этой возможностью активно пользоваться, отметил прокурор Челябинской области Александр Кондратьев.
«В структуре ведомства уже пять лет работает специализированный отдел, занимающийся вопросами защиты прав предпринимателей, – рассказал Александр Кондратьев.– Основная задача оперативных сотрудников – пресекать нарушения свободы экономической деятельности. При этом одной из функций прокуратуры является контроль за деятельностью надзорных органов. Что касается показателей работы в данной сфере, то если в 2013 году прокуратура получила 24 тысячи предложений от контрольно-надзорных органов по проведению проверок в отношении бизнеса, то в 2014 году – 16 тысяч, за 10 месяцев 2015 года – 10 тысяч, из которых 3,5 тысячи прокуратура исключила из плана проверок. Таким образом, удалось сократить количество проверок в четыре раза».
«Надзорные каникулы» позволили сократить число плановых проверочных мероприятий, но объем внеплановых проверок при этом вырос, указал прокурор области. Так, с начала года областная прокуратура получила 400 обращений на внеплановые проверки, 128 из которых отклонено.
По словам Кондратьева, прокуратура продолжает фиксировать факты давления на бизнес со стороны муниципальных органов власти: с начала года выявлено 1200 нарушений закона, на которые уже внесено 370 представлений, а 138 муниципальных нормативных актов отменено.
Какие задачи решены с Заксобранием
Заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман указал на активную деятельность аппарата уполномоченного по участию в разработке законопроектов, касающихся предпринимательской деятельности и проведения процедур оценки регулирующего воздействия.
«Благодаря совместной работе в прошлом году нам удалось отменить введение налога от кадастровой стоимости земли, – рассказал Семен Мительман. – В текущем году по инициативе уполномоченного в проект закона о налоге на имущество организаций внесены изменения, и он затронет только крупные административно-деловые, торговые и офисные центры площадью 2000 кв. м и более. Также аппарат бизнес-уполномоченного принимал участие в разработке таких законов, как “налоговые каникулы”, изменения патентной и упрощенной системы налогообложения, законе о предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности».
По инициативе уполномоченного в июне ЗСО продлило срок рассрочки при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства до семи лет.
«В сентябре мы совместно с аппаратом бизнес-уполномоченного подготовили проект Федерального закона об исключении из условий предоставления патента пункта, при котором налогоплательщик теряет право на применение патентной системы налогообложения при неоплате патента хотя бы на один день, – указал Мительман. – Кроме того, аппарат бизнес-омбудсмена активно участвует в оценке регулирующего воздействия законопроектов, экспертизе действующих законов, проводит другую важную работу по поддержке малого и среднего бизнеса региона».
О «ложке дегтя»
В первую очередь работе бизнеса во всех районах региона мешает правовой нигилизм ряда руководителей муниципальных образований, считает Семен Мительман.
«Мы слышали ужасающую цифру – 120 тысяч нарушений законодательства за год, это огромная цифра, и я уверен, что львиная доля допущена руководителями муниципальных образований и их аппаратами. Очень много жалоб на них приходит. Мне пришлось около полугода работать в комиссии уполномоченного в Миассе – городе, из которого поступает больше всего жалоб на администрацию. Есть представления об устранении нарушений от прокуратуры области, бизнес-омбудсмена, была создана комиссия по устранению нарушений... Полгода работаем, но не сделано ничего! Совершенно! Произведен рейдерский захват бизнеса, и обратных шагов не делается, что бы мы не предпринимали. И все это потому, что не работает 169 статья Уголовного Кодекса РФ».
Семен Мительман предложил прокурору области Александру Кондратьеву в будущем году привлечь хотя бы пару руководителей к ответственности по статье 169 УК РФ, дабы навести порядок. А Гончарову – вместе поработать над предложением Минэкономразвития РФ, которое внесло в Госдуму на рассмотрение изменения в закон об оценке регулирующего воздействия, где убираются из ОРВ все налоговые законопроекты.
«Фактически выхолащивается сама процедура ОРВ, – возмущается Семен Мительман. – Мало того, что она не принята на уровне Государственной думы, так ее еще хотят и “почистить” на уровне субъектов Федерации и отменить в малых муниципальных образованиях, за исключением только городов-миллионников! Это шаг назад».
Нужно поработать и над налогом на имущество, который лишает «упрощенцев» права на льготу, и над множеством иных проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, чтобы создать действительно благоприятный климат для развития бизнеса, заключили эксперты.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com