RU74
Погода

Сейчас-11°C

Сейчас в Челябинске
Погода-11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -20

9 м/c,

зап.

730мм 61%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Бизнес Экономика Екатерина Петелина, заместитель президента ВТБ24: «Снижение доходов россиян – самое сильное за последние 15 лет»

Екатерина Петелина, заместитель президента ВТБ24: «Снижение доходов россиян – самое сильное за последние 15 лет»

О том, как кризис изменил привычки россиян, как быть, если нет возможности платить по взятым кредитам, и как выгодно вложить сбережения – об этом и многом другом в канун Нового года мы побеседовали с членом правления, заместителем президента-председателя правления ВТБ24 Екатериной Петелиной.

– Действительно ли стоит быть готовыми к тому, что нынешний кризис затянется еще на пару лет? Изменилось ли поведение россиян, их отношение к кредитам, вкладам?

– Да, мы это уже почувствовали. С одной стороны, Россия – страна, уже привычная к кризисам, с другой, нынешний кризис сильно отличается от предыдущих сильным снижением реальных доходов населения – они упали больше, чем на 7%. За последние 15 лет мы впервые наблюдаем такое падение. Если вспомнить кризис 2008-2009 года, он был другим, и после него и доходы населения, и потребительский спрос достаточно быстро восстановились. Сейчас картина другая, и мы видим сильное изменение потребительских предпочтений. Люди действительно испугались падения доходов и поменяли свое поведение – стали больше сберегать, аккуратнее тратить, сокращать свои потребности и гораздо более осторожно относиться к кредитам. Не факт, что люди будут возвращаться к прежнему уровню жизни и привычкам потребления за счет кредитных средств. Так, мы отмечаем резкое падение как в заявках на кредиты: по сравнению с прошлым годом выдачи по кредитам наличными упали почти вдвое.

По нашим оценкам, следующий год будет не столь тяжелым для экономики и банковской системы, но этот оптимизм все еще достаточно осторожный. Мы ожидаем, что объем выданных кредитов населения в 2016 году вырастет на 5-6%, а депозиты – на 10-12%. По малому бизнесу рост будет нулевым по кредитам и 2-3% – по привлеченным средствам. ВТБ24 планирует расти, существенно опережая рынок во всех сегментах.

– Курсы иностранных валют сегодня выглядят пугающе. Есть ли основания надеяться, что в следующем году курс национальной валюты заметно укрепится?

– Давать прогнозы по курсу – дело крайне неблагодарное. В 2015 год мы входили с курсом доллара 67-70 рублей, в мае было восстановление рубля до 50 рублей за доллар, а закрываем год опять курсом 70 рублей и даже выше. При таких сильных колебаниях внутри одного года сложно давать прогноз. Есть вероятность некоторого укрепления рубля в первом квартале за счет более сильного платежного баланса, но фундаментально курс зависит от цены на нефть. И – повторюсь – я бы от прогнозов воздержалась.

Риелторы отмечают: сделки по покупке-продаже жилья сократились до минимума, при том, что стоимость квадратного метра с начала года ощутимо снизилась. На ваш взгляд, «раскачает» ли ситуацию льготная ипотека?

– Да, ипотека будет являться драйвером роста следующего года. В уходящем году только этот продукт показал положительный прирост портфеля в 12,3%, в то время как по другим продуктам наблюдалось падение: -21,1% автокредитование, -5,4% кредитные карты и -11,8% – потребительские кредиты. Между тем, в кризис 2009 года отрицательные значения показали все продуктовые линейки без исключения.

Программа льготной ипотеки, безусловно, оказала серьезную поддержку. Мы надеемся на ее пролонгацию, так как видим ее ценность для всех: и застройщиков, и банков, и главное – самих людей. В 2015 году ВТБ24 выдал по госпрограмме 40 тысяч ипотечных кредитов на 70,5 млрд рублей.

Сегодня многие заемщики вынужденно допускают просрочки по кредитам – из-за сокращений на предприятиях, задержки зарплат – это признают даже коллекторы. Как банки готовятся к возможному росту плохих долгов, какие меры поддержки готовы предложить заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

– В первую очередь, мы заботимся о повышении качества кредитного портфеля. С начала года мы изменили требования к заемщикам, в работе делаем основной фокус на собственной клиентской базе, на «зарплатниках» и корпоративной программе. ВТБ24 находится в лучшей ситуации, чем многие банки, за счет двух факторов. Во-первых, мы универсальный банк, и у нас несколько «точек опоры» в портфеле: ипотека, авто, кредиты наличными, малый бизнес и прочее. Во-вторых, мы в основном работаем с более надежным, премиальным сегментом клиентов и имеем высокую долю «зарплатников». Эти два фактора и формируют более качественные выдачи и более качественный портфель.

Кроме того, мы последовательно повышаем эффективность взыскания. У нас работает коллекшн-скоринг, который гранулярно сегментирует клиентов с просроченной задолженностью и по ним выбирает максимально точную стратегию сбора долгов. Также у нас есть механизмы урегулирования во внесудебном порядке и различные программы реструктуризации. Мы готовы прийти на помощь к добросовестным клиентам, чья платежеспособность ухудшилась. У нас есть целая линейка продуктов реструктуризации на разных сроках просрочки, а также адресно клиентам с форс-мажорными обстоятельствами. Мы за счет различных механизмов можем снизить платеж по кредиту до 30-60%. Но если клиент не лоялен, не сотрудничает с банком по возврату долга, мы подходим к нему по всей строгости закона.

Осенью вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Ожидают ли банки вала подобных судебных дел? В каких случаях банк готов инициировать подобные дела, не прибегая к стандартной схеме реализации залогового имущества? Действительно ли банкротство может стать спасением от долговой кабалы?

– Первую реакцию клиентов на закон можно назвать крайне сдержанной. Так, за два месяца действия закона процедуры, применяемые в делах о банкротстве граждан, были введены в отношении 144 клиентов ВТБ24. При этом в отношении примерно половины из этих клиентов судебное производство не связано с новым законом.

Сдержанную реакцию граждан можно объяснить сложностью для них процедуры, их нежеланием портить свою кредитную историю и репутацию. Кроме того, следует учитывать, что банкротство не влечет прощения долгов. Напротив, банкротство – процедура, которая направлена на максимально полное и справедливое удовлетворение требований банков. Она позволяет кредиторам оспаривать недобросовестные сделки должника, совершенные в преддверии банкротства, устанавливать правила реализации имущества должника, обеспечивает подконтрольность активов должника финансовому управляющему, арбитражному суду и косвенно – кредиторам.

По залоговым кредитам процедура банкротства является более гибкой в сравнении с процедурой исполнительного производства. Так, залоговый кредитор сам устанавливает первоначальную продажную цену и правила реализации предмета залога. Результативность реализации в отношении имущества с низкой ликвидностью обеспечивается за счет последовательного проведения торгов на повышение и на понижение (пока имущество не будет реализовано). С учетом этого, ВТБ24 намерен инициировать процедуры в отношении недобросовестных должников по залоговым кредитам.

Будучи универсальным банком, мы имеем богатый опыт взыскания в рамках процедур банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, мы всегда отдаем предпочтение внесудебному урегулированию просрочки: в банке действуют механизмы погашения просрочки за счет передачи залогового имущества в качестве отступного, продажи его «в рынок» с возможным кредитованием покупателя по льготным тарифам.

В конце прошлого года банки предлагали действительно очень выгодные ставки по вкладам, и сейчас, когда срок размещения этих депозитов истекает, как бы вы рекомендовали инвестировать эти накопления?

– Сложно давать общие советы по инвестициям, так как выбор всегда зависит от целей клиента и его готовности идти на риск в отношении своих вложений. На мой взгляд, банковский депозит является самым надежным инструментом накопления, особенно, в условиях нестабильности в экономике. Вклады застрахованы государством, есть гибкая линейка предложений по процентной ставке и срокам, а в случае выбора сильного банка, вы обеспечиваете надежность своих средств. Так, если вашей целью является получение максимального дохода и вы понимаете, что готовы зафиксировать сумму вклада на определенное время, то наибольшую выгоду принесет закрытый вклад с максимальной ставкой. В случае, когда средства могут понадобиться, например, на покупку, ремонт или просто текущие затраты, рекомендуем открыть и пользоваться накопительным счетом, который позволяет производить пополнение и снятие средств в любое время, без ограничения по сумме и без потери процентов.

Сегодня многие крупные федеральные банки сокращают сеть отделений в регионах. Как ВТБ24 оптимизировал сеть в связи с объединением с Транскредитбанком, Банком Москвы? Какие банковские услуги становятся все более дистанционными?

– При крупных интеграционных проектах к вопросу оптимизации сети отделений нужно подходить комплексно. Так в случае с Транскредитбанком мы сравнили города совместного присутствия, провели анализ перспективности рынка и важности ведения бизнеса для ключевого клиента – ОАО РЖД. По итогам только мы сократили сеть бывшего ТКБ на 24%, более 200 точек перешли в ВТБ24. Случай с Банком Москвы другой – у нас есть пересекающиеся регионы присутствия и мы работаем по принципу «умной конкуренции»: есть ключевые договоренности по текущим клиентам и ставкам, но борьба за новых клиентов идет на равных. Клиент сам выбирает, предложение какого банка для него выгоднее и интереснее. При этом для группы не всегда рационально и эффективно содержать офисы двух банков в одном регионе, поэтому с 2013 года реализуется программа оптимизации сети с Банком Москвы: уже осуществлен выход из 25 регионов, закрыты 37 точек продаж. В 2016 году процесс продолжится и будут закрыты точки еще в 11 регионах. В каждом случае ведется отдельная работа по переводу клиентов, совмещению операционных и ИТ- платформ и взаимодействию с персоналом.

ВТБ24 также ведет активную работу по повышению операционной эффективности собственной сети, что особенно актуально делать в кризис, когда с одной стороны, сужается кредитная маржа, а с другой – несколько снижается поток в отделениях. Мы пересмотрели функционал сотрудников в сети, провели оптимизацию бизнес-процессов и сокращение персонала. В рамках этой работы мы также провели агрессивный запуск программы по подключению клиентов к дистанционным каналам при каждом визите клиента в офис. При этом мы не просто оказываем услугу подключения, но и подробно объясняем, как это работает, с загрузкой мобильного приложения и с проведением первого платежа (например, помощь в оплате коммунальных услуг или сотовой связи).

В целом, банки все больше и больше стараются переводить свои услуги в дистанционные каналы как наиболее удобные для клиента и операционно эффективные для банков. С точки зрения типов услуг, это, конечно, в первую очередь платежи, переводы, погашение кредитов – другие некрупные рутинные операции. Они, кстати, становятся еще более дистанционными, благодаря таким удобным опциям, как например, быстрые переводы по номеру карты – для перевода достаточно выбрать карту, с которой переводишь, и указать или сфотографировать карту, на которую переводишь. Все более распространенной становится услуга автоплатежа, которая требует минимум усилий со стороны пользователя – выбрал расписание или условия автоисполнения, и все – банк отслеживает и исполняет четко в срок платежи. Кроме того, все больше банков предоставляет возможность полного управления срочными вкладами. Также все более активно в дистанционные каналы мигрируют сервисные функции – управление банковской картой (возможность заблокировать/ разблокировать, изменить/установить лимит), а также возможность заказать новую карту или дополнительную к уже имеющейся.

И наконец, в 2015 году зафиксирован интересный тренд по формату продажи банковских продуктов – через финансовое планирование. Банки дают клиенту инструмент анализа своих трат в удобном графическом виде. При этом клиентам предлагается ставить персональные цели и достигать их с помощью банка и продуктов. Наиболее популярным является кейс с накопительным счетом. Так, например, клиент ставит цель – «отпуск семьей летом», устанавливает цель по сумме (например, накопить 200 тысяч рублей) и ежемесячный взнос, после чего открывается накопительный счет, и банк напоминает клиенту о необходимости откладывать ежемесячно плановую сумму. Я лично считаю, что развитые дистанционные каналы – это очень важный элемент конкурентоспособности банка сегодня, и важное направление инвестиций – как денег, так и управленческих ресурсов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
232
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления