Силовикам в Челябинске все труднее ловить преступников, опустошающих счета горожан через Интернет. Раскрываемость таких дел не превышает 5%. Правоохранители сетуют на неосторожность челябинцев и техническую продвинутость мошенников, банки – на финансовую неграмотность клиентов. Что предлагают кредитные учреждения для защиты от мошенников? Что должен делать владелец карты, чтобы сохранить свои средства, и как действовать, если неприятность все же случилась, рассказали эксперты.
Согласно данным информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области, за 6 месяцев 2016 года в городе Челябинске зарегистрировано 1204 преступления с применением мошеннических действий общеуголовной направленности – 46,9% от общего количества дел, зарегистрированных в области. В целом количество зарегистрированных мошенничеств общеуголовной направленности за этот же период, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшилось на 9% с 2821 до 2567. За отчетный период количество приостановленных нераскрытых общеуголовных дел возросло почти на 3% и составило 2055 дел. Число раскрытых преступлений снизилось на 7,4% с 570 до 528. Эффективность работы по раскрытию общеуголовных дел составляет 20,4%.
«Проблема противодействия мошенничеству продолжает оставаться в деятельности УВД одной из требующих первоочередного решения, поскольку их раскрываемость наряду с другими преступлениями в значительной мере формирует общественное мнение о результативности деятельности управления», – говорит начальник отдела по борьбе с мошенничествами общеуголовной направленности ГУ МВД России по Челябинской области Дмитрий Маврин.
За 6 месяцев 2016 года на территории Челябинской области зарегистрировано 3090 дел мошенничества всех видов. Этот число, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, снизилось на 11%, по данным ГУ МВД России по Челябинской области.
Из общего количества мошенничеств общеуголовной направленности 328 дел приходятся на мошенничество в сети Интернет. За полгода в суд направлено только 15 дел, а приостановлено нераскрытыми 267. Эффективность работы в данной сфере составляет 5%. «Чаще всего это мошенничество при продаже товара в Интернете по предоплате, – поясняет Дмитрий Маврин. – Как правило, злоумышленники указывают цену за товар намного ниже рыночной. Потерпевший гонится за длинным рублем, перечисляет предоплату за товар и в итоге не получает его или получает, но не в том виде». По словам начальника отдела, распространено списание денежных средств с помощью вредоносного программного обеспечения путем заражения мобильных устройств.
«Как правило, это вредоносные ссылки или номера телефонов. Многие мобильные устройства подключены к услуге “мобильный банк” или QIWI-кошелек. После заражения устройства вредоносной программой обеспечения, осуществляется несанкционированное списание средств», – объясняет Дмитрий Маврин, добавляя, что в 2016 году возбуждено только семь уголовных дел данного направления по ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ». Он объяснил, что здесь еще мало практики по выявлению этих вредоносных программ, сама процедура дорогостоящая и не до конца изученная. Еще одна проблема раскрываемости таких дел – преступления, происходящие на территории Челябинской области, совершаются людьми, которые проживают в других регионах. «Они используют банковские карты, сотовую связь. Получать какие-то установочные данные, детали, технические моменты, намного проблематичней, чем в своем регионе», – рассказывает Дмитрий Маврин, советуя потерпевшим, как только они столкнулись с подобными действиями, обращаться в любой орган полиции. Дела возбуждаются по месту обращения.
Банкиры говорят, что работают над вопросом мошенничества очень давно. Но, несмотря на это уровень финансовой культуры людей, которые работают с банковскими услугами и картами, до сих пор оставляет желать лучшего. Начальник отдела розничных продаж и клиентского обслуживания ОО «Челябинский» Уральского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Светлана Жихарева рассказала об услугах, которые предлагают банки для защиты своих клиентов от мошенничества. Во-первых – отдельная карта для расчетов в Интернете. «Все банки должны предлагать данную карту. Для всех клиентов, кто пользуется картами и рассчитывается за покупки в интернет-магазинах, есть четкие правила – не совершать покупки картой, которой пользуются в повседневной жизни – зарплатной или кредитной. Нужно завести специальную карту для интернет-операций, на которую вы будете переводить нужную сумму для оплаты того или иного товара», – отмечает специалист, поясняя, что в данном случае после покупки на карте останется ноль, и даже если по какой-то причине злоумышленникам станут известны данные, они не смогут списать средства.
Следующая услуга, которую назвала Светлана Жихарева, называется 3-D Secure. По ее словам, эта услуга распространена во всех банках, и многие интернет-магазины поддерживают ее. «На сайте интернет-магазина должна быть пометка – 3-D Secure код. И здесь уже есть некая доля гарантии безопасности ваших средств», – говорит эксперт. Она объяснила порядок действия: выбирая покупку, нужно подключиться к данной услуге в банке и в этом интернет-магазине. Далее оплатить товар с помощью, опять же, специальной отдельной карты, после чего интернет-магазин запросит информацию в банке – действительно ли вы его клиент. Банк отправит разовый код, который нужно ввести для завершения покупки.
Третья услуга защиты от мошенников – страхование. Услуга платная и подключается в банке к действующей карте. «В данном случае банк предлагает страховое покрытие на определенную сумму, которую клиент сам выбирает, в зависимости от того, сколько денежных средств на карте», – говорит Светлана Жихарева. Она добавила, что если все же были совершены какие-то мошеннические действия по карте или если карта с ключами была утеряна, страховая компания возместит убытки.
Но все же в банке были случаи, когда клиенты попадали в неприятные ситуации и становились жертвами мошенников. Здесь клиенты делятся на две категории – те, кто по случайности, не ведая того, засветил свои данные, и те, кто сознательно, вводя номер карты, переводил средства. «Был пример, когда клиент обратился в банк с вопросом, что с его карты было списано несколько сумм, но он не принимал в этом участие, – вспоминает Светлана Жихарева. – Причины рассекречивания информации клиентами сложно предположить. Например, даже в кафе: отдали официанту карту для оплаты – уже данные считываются – шестнадцатизначный номер или CVC-код». В таких случаях, объясняет эксперт, клиент должен обратиться в банк для оформления заявления о несогласии с операцией. После чего нужно пойти в полицию, где будет возбуждено уголовное дело и выдана справка. Клиент принесет эту справку в банк, и банк приложит ее к своему служебному расследованию. После того, как будет доказан факт мошенничества и то, что клиент не сознательно разгласил информацию по карте, средства будут возвращены. «Но есть вариант, когда потерпевшие сами вводили номер карты и переводили средства мошенникам, – говорит специалист. – В данном случае решение принимает суд, а банк, к сожалению, не может помочь клиенту».
В ВТБ24 дали совет: при любом несанкционированном списании с карты звонить на горячую линию банка, где расскажут, как себя вести и что делать для возврата средств. Для начала же нужно быть внимательными, не терять карту, не передавать пин-коды и своевременно уведомлять банк о пропаже карты. «Установите СМС-оповещение о любых движениях средств по карточному счету – это позволит сразу узнать о сомнительных операциях с картой и оперативно принять меры, – советуют в пресс-службе ВТБ24. – Если обнаружилась утеря или кража карты, позвоните в банк и заблокируйте ее. А если вы стали жертвой мошенников – сообщите в правоохранительные органы».
Помимо этого в банке обращают внимание на покупки в интернет-магазинах и дают несколько рекомендаций, которые могут свести к минимуму риски потерь: необходимо использовать специальную карту для оплат в Интернете и совершать покупки на сайтах известных, проверенных организаций, которые используют современные средства защиты. «При совершении платежа на легальном сайте никогда не запросят ПИН-код, – обращают внимание в пресс-службе банка. – Пароли доступа к ресурсам банка, ваш лимит средств либо девичью фамилию матери». Специалисты также рекомендуют использовать современные антивирусные программы и регулярно проводить их обновление, чтобы защитить компьютер от вредоносного программного обеспечения.
Председатель правления Челябинской областной общественной организации потребителей «Центр по защите прав» Алексей Мотылев говорит, что интернет-мошенничество сегодня действительно очень распространено. «В своей практике я ни разу не сталкивался с тем, чтобы банк возвращал деньги, но не исключаю, что есть такие случаи. Но, я думаю, по сравнению с общим количеством обращений, они единичные», – отмечает правозащитник, добавляя, что все должны помнить: после того, как потерпевший узнал о списании средств с карты, нужно обратиться в банк для блокировки счета, чтобы не происходили дальнейшие списания. В том случае, если после обращения потерпевшего все же продолжают сниматься деньги с карты, то банк обязан их компенсировать, потому что клиент уже сообщил о несанкционированном доступе, а банк должен был предпринять необходимые меры. «Определенные сложности в раскрытии таких дел конечно есть. В большинстве случаев оказывается, что злоумышленники находятся в другом регионе. Здесь проблема в том, что с полицией другого региона очень сложно взаимодействовать, так как мы не видим следователя. А если сумма небольшая, к примеру, две тысячи рублей, то дело вряд ли будет продвигаться», – говорит Алексей Мотылев, обращая внимание, что на самом деле банк не отвечает за то, что, к примеру, человек потерял свои карты. У гражданина есть данные, чтобы воспользоваться своим счетом, но он не понимает ценность этой информации – вот главная проблема, уверен эксперт.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com