Сколько бы ни проверяли организацию питания в школах и детсадах Челябинской области, всегда находятся нарушения. Грешат ими как в столице Южного Урала, так и в муниципалитетах региона. Представители регионального отделения Общероссийского народного фронта в Челябинской области считают, что главная проблема подобных госзакупок – крупные лоты, за которые трудно бороться малому и среднему бизнесу. По мнению общественников, сложившаяся ситуация дискредитирует принципы рыночной экономики, приводит к злоупотреблениям при закупках и перерасходу бюджетных средств.
Поводом для заседания региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» послужила монополизация поставок продуктов питания для нужд муниципальных школ и учреждений здравоохранения в Магнитогорске. По данным общественников, магнитогорское МУП «Горторг» осуществляет закупки продуктов по 223-ФЗ крупными лотами, стоимостью в несколько десятков миллионов рублей каждый, что ведет к ограничению участия потенциальных поставщиков.
Так, например, в 2016 году были проведены закупки мяса на общую сумму свыше 70 млн руб. При этом доступ субъектов малого и среднего производственного бизнеса к муниципальному заказу был ограничен в силу высокой стоимости контрактов, необходимости денежного обеспечения их исполнения при невозможности использования банковской гарантии. В результате представители производственного сельскохозяйственного бизнеса лишены возможности реализовывать свою продукцию. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим товарным позициям, закупаемым муниципальным предприятием.
«МУП "Горторг" в период с 2014 года провело 245 аукционов с единственным участником, 81 аукцион прошел без снижения цены, было заключено 133 контракта по цене, превышающей начальную максимальную. При этом многие крупные конкурсы МУПа выигрывают микроскопические фирмы с численностью персонала в 5-15 человек и уставным капиталом в 10 тыс. руб., – комментирует эксперт регионального отделения ОНФ Яков Каретный. – Это позволяет предположить, что победители являются перекупщиками либо "карманными" компаниями, заранее посвященными в условия конкурсов».
Начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Ксения Долгополова согласилась с доводами экспертов ОНФ, подтвердив наличие проблемы монополизма в сфере закупок питания в Магнитогорске. Также она указала предпринимателям на необходимость направления в Челябинское УФАС России соответствующих жалоб. «Не все предприниматели сразу же обращаются в антимонопольную службу, – отметила Ксения Долгополова. – Поэтому мы не имеем возможности оперативно вмешаться в ситуацию по каждому конкурсу и принять меры антимонопольного реагирования при установлении нарушений действующего законодательства».
Также выяснилось, что Главное контрольное управление Челябинской области не имеет правовых оснований для проведения надзорных мероприятий над муниципальными предприятиями, проводящими закупки по 223-ФЗ.
Представители рабочей группы ОНФ пришли к выводу, что централизованная и децентрализованная системы закупки продуктов и организации питания в школах обладают своими преимуществами и недостатками. Искусственное укрупнение лотов упрощает администрирование закупки, но вовсе не гарантирует высокое качество поставляемых продуктов. Общественники подчеркнули, что ситуация, когда победители крупных торгов являются торговыми посредниками, причем не местными, а не производителями, очень тревожная. Тем самым бюджетные деньги уходят за пределы Челябинской области и работают в интересах других регионов.
«Действующая система закупок продуктов питания для муниципальных нужд настроена на работу крупных поставщиков. Но обеспечение школ и детсадов недорогими качественными продуктами питания возможно только при увеличении количества поставщиков и повышении конкурентности закупок. В области необходима разумная и законная протекционистская политика, направленная на создание условий по доступу местных сельскохозяйственных производителей к муниципальному заказу, – считает руководитель региональной рабочей группы ОНФ "Честная и эффективная экономика" Артем Артемьев. – Властям региона необходимо составить реестр потенциальных поставщиков-производителей из числа компаний малого и среднего бизнеса и целенаправленно работать по созданию условий для их доступа к муниципальному заказу».
Представители регионального ОНФ рекомендуют составить на 2017 год план закупок продуктов для муниципальных учреждений у субъектов производственного малого и среднего бизнеса. Эксперты отделения ОНФ в Челябинской области пообещали подготовить предложения по проблеме закупок продуктов питания для школ и увеличению участия в поставках производственных компаний, которые будут направлены в адрес правительства области.
Как ранее информировал 74.ru, в сентябре 2014 года специалисты главного контрольного управления по поручению губернатора Бориса Дубровского провели проверку и проанализировали ситуацию с отбором поставщиков продуктов питания для государственных, областных и муниципальных бюджетных учреждений – школ, больниц, детсадов и других. По ее результатам глава региона принял решение разорвать контракты с недобросовестными поставщиками и усилить контроль за проведением новых торгов. А еще через год, в сентябре 2015-го, сотрудники правоохранительных органов задержали руководителей одного из поставщиков школьного питания – торговой фирмы «Акцепт» – Анатолия Павлова и его супругу Елену Каллы. По информации Chelyabinsk.ru, им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), речь шла об ущербе на сумму 1,2 миллиарда рублей.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com