Торговые представители копейского «СПС-АЛКО» рассказали 74.ru, что местный филиал пивного спонсора чемпионата мира по футболу устроил в их компании кадровую чистку, и теперь нескольких сотрудников заставляют написать заявления по собственному желанию. В самой фирме заявили, что работники лукавят и сами запросили миллион рублей за то, чтобы уйти по-тихому. В ситуации разбирался наш сайт.
— Работаю торговым представителем в ООО «СПС-АЛКО», которое собирает заказы для челябинского отделения компании «ИнБевЭфес», — рассказал 74.ru Антон Тарасов. — Компания «ИнБевЭфес» — это то, что получилось после слияния пивоваренных компаний «СанИнБев» и «Эфес» в феврале, о котором трубили все федеральные каналы. Благодаря слиянию «ИнБевЭфес» вышла на первое место в России по объёмам продаж (продвигает напитки «Бад», «Клинское», «Сибирская корона», «Эфес» и другие — всего более 70 брендов), обогнав «Балтику». Но у нас, у сотрудников «СПС-АЛКО», подконтрольной «ИнБевЭфес», начались проблемы: в конце мая наш коллектив резко стали сокращать.
По словам Антона, 23 мая с каждым из 26 работников «СПС-АЛКО» представители челябинского отделения «ИнБевЭфес» провели собеседования по телефону.
— И уже на следующий день семерым из нас позвонили и в ультимативной форме сказали, чтоб писали заявления по собственному желанию, — возмущается Антон Тарасов. — Пятеро так и сделали, а мы с коллегой Иваном Обуховым отказались. У меня ипотека и ребёнок, у товарища к ипотеке и вовсе двое малышей «прилагаются», которым ещё и трёх лет нет. К тому же, если писать заявление по собственному, то выплат «по соглашению сторон» мы не дождёмся.
Мужчина недоумевает, за что попал «под раздачу».
— За всё это время никаких нареканий ко мне не было, — говорит Антон Тарасов. — Не понимаю, почему именно теперь, когда после слиянии объёмы продаж заметно выросли, коллектив стали сокращать. В этом году компания «ИнБевЭфес» стала официальным спонсором чемпионата мира по футболу — 2018. Неужели нас увольняют потому, что быть спонсором такого масштабного мероприятия слишком накладно?
Антон и Иван обратились в Гострудинспекцию.
— Но толку это не дало, — продолжает Антон. — Трудинспекция провела проверку в одностороннем порядке, то есть просто побеседовала с представителем нашей компании. А на нас на работе после этого стали ещё больше давить. Для начала заблокировали топливные карты и планшеты — наш непосредственный трудовой инструмент, закрыли доступ в рабочие группы в соцсетях, а потом и вовсе сказали ездить в офис в Копейск. Хотя в трудовом договоре рабочим местом указан Челябинск. Мы продолжаем ездить в челябинский офис, но при этом ежедневно на нас составляют акты о том, что мы не появляемся на рабочем месте. В общем, теперь с Иваном фиксируем на видео все свои передвижения по работе.
Параллельно мужчины ищут новые места.
— Но отсюда пока не уходим — с одной стороны, нам нравится работать здесь, с другой — ипотеку нужно платить, а детей — кормить, — говорит Антон. — 14 июня мы обратились ещё раз в трудовую инспекцию и в прокуратуру, направив письма сразу в три отделения — в советскую прокуратуру, потому что живём в Советском районе, в областную, потому что ООО «СПС-АЛКО» зарегистрировано в Копейске, и в Центральную, потому что офис «ИнБевЭфес» находится в центре города. Мы просим прокуратуру подключиться к ситуации и пояснить нашему работодателю, что такими ультимативными методами коллектив сокращать незаконно. Нужно «чистить» штат по Трудовому кодексу, то есть хотя бы по «соглашению сторон», и предупреждать не за неделю по телефону, а в письменной форме хотя бы за два месяца.
Антон Тарасов предоставил 74.ru аудиозаписи телефонных разговоров, в которых мужчин настойчиво подталкивают к увольнению, говоря, что сделать это придётся в любом случае. Тарасов пояснил, что на записи торговый представитель «СПС-АЛКО» Иван Обухов рассказывает директору филиала «ИнБевЭфес» в Челябинской области Александру Степанову, что не хочет увольняться из-за малышей и ипотеки. По словам Тарасова, директор филиала высказался с пониманием о финансовом положении семьи, но при этом предложил поискать работу.
— Сказал, что или он сам уйдёт, или компания додавит, — уточнил Антон Тарасов.
Тарасов отметил, что телефонную беседу продолжила супервайзер филиала «ИнБевЭфес» в Челябинской области Лилиана Курышева, предупредив, что работать Ивану Обухову придётся за оклад, поскольку премия — добровольное решение любого работодателя.
Разъяснить ситуацию наш сайт попросил представителей компаний «СПС-АЛКО» и челябинского филиала «ИнБевЭфес». Дозвониться до директора филиала «ИнБевЭфес» в Челябинской области Александра Степанова удалось, но от комментариев он отказался.
В юридическом отделе компании «СПС-АЛКО» заявили, что жалобой в СМИ двое их сотрудников старательно выбивают себе «отпускную» сумму.
— Никто не заставляет Обухова и Тарасова писать заявления на увольнение, — рассказал 74.ru начальник юридического отдела ООО «СПС-АЛКО» Владимир Кочкин. — На фоне возможной оптимизации штатной структуры компании с сотрудниками провели беседу, чтобы выяснить, согласен ли кто-то уволиться по соглашению сторон с выплатой всех причитающихся пособий. Как правило, это два-три оклада. Задали такой вопрос и Обухову с Тарасовым, предложив им сумму до пяти окладов. Но, подумав, оба отказались.
После этого, по словам начальника юротдела «СПС-АЛКО», гендиректор компании дал мужчинам неделю на раздумье.
— Директор обозначил, что если они хотят работать, то пусть приходят на своё рабочее место к восьми часам утра в копейский офис, если нет, то пусть либо соглашаются на предложенные условия, либо, если не хотят работать, называют свои варианты для ухода из компании, но получать деньги и при этом не исполнять своих должностных обязанностей — недопустимо, — подчеркнул Владимир Кочкин. — Однако в указанный день в копейском офисе они так и не появились, ссылаясь на то, что их рабочее место находится в Челябинске. Хотя это не так. В трудовых договорах Обухова и Тарасова местом работы указан юридический адрес нашей компании, то есть офис в Копейске. Челябинск — это закреплённая за ними территория, где они собирают заявки. То есть они просто путают понятия.
Затем, по словам начальника юридического отдела, мужчины обратились в трудинспекцию, в СМИ и запросили за свой уход крупную сумму.
— Госинспекция труда провела внеплановую проверку нашей компании по факту обращения данных сотрудников, и изложенные в обращении в инспекцию доводы не подтвердились, — рассказал Владимир Кочкин. — А Обухов с Тарасовым пришли к генеральному директору «СПС-АЛКО» и попросили за свой уход из компании закрыть их ипотеки или по миллиону рублей. Но их на таких условиях, разумеется, никто не уволил. И тогда они начали говорить, что мы им заблокировали топливные карты, планшеты и не пускаем на рабочее место… И опять же лукавят! Например, в трудовых договорах с ними и речи нет о топливных картах. Расходы на бензин оплачиваются в конце месяца в сумме около 4 000 рублей. Они в офисе не появляются, а если и приходят, то трудятся в каком-то странном режиме: захотели — встали и ушли. Вместо того, чтобы выполнять порученные задания, везде ходят с камерами, ездят в рабочее время с жалобами в трудинспекцию и прокуратуру. Это нонсенс: зарплату получают, но на работу не приходят. Что касается предоставленных ими записей, подозреваю, что аудио и видео сделаны так, чтобы ситуацию выставить однобоко.
74.ru также запросил комментарий в прокуратуре Челябинской области.
— Жалобы поступили по всем инстанциям, — подтвердила старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева. — Проводится проверка. Нужно понимать, что написание работником заявления о расторжении трудового договора по собственному желанию является его исключительным правом. А понуждение работодателем сотрудника к написанию такого заявления является незаконным. В случае нарушения работодателем прав работника и несоблюдения условий трудового договора можно обратиться с заявлением в Государственную инспекцию труда, либо в органы прокуратуры, которые истребуют и изучат документы и представленные обеими сторонами доказательства. Если нарушения будут установлены, работодателя можно привлечь к ответственности за нарушения трудового законодательства. Однако признать увольнение незаконным может только суд. Обратиться в суд следует в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Если вы столкнулись с незаконным увольнением, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t-do.ru/news_74ru.