На строительство первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» в следующем году выделят 263,4 миллиона рублей. Аукцион на выполнение строительно-монтажных работ объявили по заказу управления капстроительства администрации Челябинска. Продолжат ли долгожданную стройку века в нашем городе или эти деньги пустят на «поддержание жизни» уже имеющихся объектов метрополитена, разбирался 74.ru.
Выбирать подрядчика на строительно-монтажные работы на метрополитене будут 17 декабря этого года. Информация о торгах появилась на сайте единой системы госзакупок. Начальная (максимальная) цена контракта — 263 миллиона 427 тысяч 632 рубля. Работы оплатят из бюджета Челябинска.
— Исполнителю предстоит выполнить комплекс маркшейдерских работ (проводятся для изучения процессов деформации горных пород и земной поверхности в связи с горными работами. — Прим. авт.), — говорится в техзадании. — Также он должен обеспечить обслуживающие процессы оборудования, электрики, откаточных путей, временного крепления выработок, откачку воды, проветривание выработок.
Все эти работы нужно провести на таких объектах, как ствол № 249, шахта № 252 и эскалаторные тоннели на станции «Торговый центр», шахта № 250 на станции «Площадь Революции», станция «Комсомольская площадь», ветка в депо; перегон от станции «Комсомольская площадь» до ствола № 251, шахта № 254 станции «Проспект Победы».
Победитель торгов должен следить за состоянием станционных комплексов «Комсомольская площадь» и «Торговый центр», за дневной поверхностью в радиусе влияния выработок этих станций, обслуживать системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации на стройплощадках и в подземных выработках метрополитена. Кроме того, подрядчику предстоит проводить техобслуживание тоннелепроходческого комплекса «Ловат».
Все работы рассчитаны на восемь месяцев — с января по август следующего года.
Несмотря на обнадёживающую формулировку аукционного лота «Строительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции "Тракторозаводская" до станции "Проспект Победы" в г. Челябинске», строить челябинское метро в 2019 году никто не собирается. Две с лишним сотни миллионов рублей пойдут на «поддержание жизни» имеющихся объектов подземки.
— Примерно такая сумма выделяется каждый год. Этих денег хватит только на то, чтобы не дать развалиться уже построенному, — отмечают эксперты. — Бывало, тратили и по полмиллиарда рублей.
Ранее полную стоимость запуска первой линии челябинского метро в областном Министерстве строительства оценивали в 40–45 миллиардов рублей. Запустить её планировалось в 2012 году.
Сейчас первая линия будущей подземки ещё подросла в цене. 31 октября губернатор Борис Дубровский, отвечая на вопрос о будущем метро в Челябинске, назвал цифру 80 миллиардов рублей.
— Песком точно засыпать не будем, надо достраивать, — сказал глава региона, комментируя отказ других городов от строительства метро. — На достройку челябинского метрополитена необходимо 80 миллиардов рублей. Ищем эти деньги.
Первый пусковой комплекс метрополитена общей протяженностью 6,7 километра состоит из четырёх станций: «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Со стороны Торгового центра к площади Революции тоннель прокладывался буровзрывным способом, от депо к Комсомольской площади и далее — при помощи тоннелепроходческого комплекса Lovat, покупка которого обошлась областному бюджету в 325 миллионов рублей. Ранее планировалось, что первая очередь челябинского метро будет запущена в 2012 году.
В прошлом году, по данным челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, 53,4% опрошенных челябинцев высказались за продолжение строительства метро. Наибольшую потребность в подземке испытывают жители Металлургического и Курчатовского районов. В то же время практически каждый третий (32,7%) считает, что без подземки можно обойтись.
Сколько можно копаться: как строят челябинское метро
Разговоры о том, что можно сделать с челябинским метро идут давно. Весь вопрос упирается в деньги. Их все равно потратят — как на строительство, так и на консервацию метрополитена.
1 марта проект планировки территории для строительства челябинского метро прошел публичные слушания.
20 февраля этого года губернатор Борис Дубровский во время послания депутатам Заксобрания поручил искать партнёров для возобновления строительства метро.
Проектировщики санкт-петербургской компании «А+С Транспроект», разрабатывавшие комплексную схему организации дорожного движения в Челябинске, предлагают городским властям пересмотреть востребованность метро. Они отмечают, что в федеральном бюджете средства есть и на подземку. Важно лишь доказать её экономическую целесообразность.
В мае 2016 года Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена, основываясь на опыте городов-миллионников, где успешно функционирует подземный транспорт.
Ранее глава региона на пресс-конференции по итогам 2015 года заявил, что необходимо найти возможность для продолжения строительства подземки.
Занимавший в то время пост главы Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и северо-запада. На интеллектуальной вечеринке Pecha Kucha озвучили идею интегрировать метро в трамвайную сеть. Мэр заявил, что администрация рассматривает ряд предложений по развитию трамвайной сети и оценит идею метротрама по нескольким параметрам.
Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора. Два года назад Евгений Тефтелев подписал распоряжение о подготовке задания на планировку территории под строительство второго пускового комплекса подземки.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на нашу группу в Facebook: Facebook.com/news74.