«Торговый дом АТИ» из Санкт-Петербурга подал в Арбитражный суд Челябинской области иск о признании банкротом предприятия «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод» и, соответственно, в «Ростех». — Прим. авт.). О таких же намерениях известили должника еще несколько кредиторов. Кроме того, в суд поступили иски о взыскании долгов с ЧТЗ от энергетиков, газовиков и других поставщиков. Что грозит некогда градообразующему предприятию Челябинска, где трудится около 6000 человек, как всё это скажется на коллективе, разбирался 74.RU.
В 2020 году наша страна отметит столетие российской танковой промышленности. В Челябинске, который в годы Великой Отечественной войны получил неофициальное имя Танкоград, по поручению губернатора Алексея Текслера создан организационный комитет по подготовке юбилея. Только доживет ли до него «ЧТЗ-Уралтрак», когда-то бывший главным танковым заводом, — большой вопрос. С начала года, по данным Единого федерального реестра сведений о деятельности юридических лиц, 19 кредиторов заявляли о намерениях обратиться в суд с требованием признать ООО «ЧТЗ-Уралтрак» банкротом.
Признавать должника несостоятельным в суде можно, начиная с задолженности в 300 тысяч рублей и просрочки исполнения требований на три месяца. Пока суд зарегистрировал один иск о банкротстве «ЧТЗ-Уралтрак» — от «Торгового дома АТИ». Питерцы требуют признать челябинское машиностроительное предприятие по разработке и производству колёсной и гусеничной дорожно-строительной техники несостоятельным из-за долга в 558 тысяч рублей. К иску присоединилась компания «Уралбытхим».
Судя по данным картотеки арбитражных дел, «ЧТЗ-Уралтрак» накопил немало долгов. «МРСК Урала» требует взыскать 15 миллионов рублей, «Новатэк» — 6,6 миллиона рублей, «Грин Строй» — 6,6 миллиона рублей, «Ритм Строй» — 5 миллионов рублей, «ТД «Альском» — 3,6 миллиона рублей, «Арид-Трейд» — 562 тысячи рублей и так далее.
74.RU направил руководству «ЧТЗ-Уралтрак» официальный запрос с просьбой прокомментировать, с чем связаны задержки оплаты поставщикам, что планируется предпринять, чтобы не допустить банкротства предприятия, и будут ли сокращать работников в этом году или в первой половине следующего.
— В настоящее время ООО «ЧТЗ-Уралтрак» осуществляет мероприятия, которые направлены на урегулирование сложившейся ситуации и достижение внесудебного соглашения с ОАО «МРСК Урала» (после ребрендинга — «Россети Урала». — Прим. авт.) об условиях и сроках погашения образовавшейся задолженности. Первые платежи в счет погашения уже произведены, — сообщили в ООО «ЧТЗ-Уралтрак». — Задолженность перед ООО «НОВАТЭК-Челябинск» будет погашена в ближайшее время. Вопрос по погашению задолженности перед ООО «Торговый дом АТИ» и ООО «Уралбытхим» будет урегулирован в установленном законом порядке до непосредственного судебного разбирательства.
Зачастую заявления о банкротстве используют как рычаг давления на должника и так называемый ускоритель, позволяющий добиться уплаты задолженности, говорят эксперты.
— Известно, что крупные компании не очень любят, когда появляются сведения в различных реестрах, указывающие на подозрительные факты, влияющие на их репутацию. В частности, особо остро это ощущается при участии в тендерных процедурах, а также при общении с банками. Заявления являются некоторым ускоряющим элементом для того, чтобы должник быстрее рассчитался. В свою очередь, при расчете кредитор просто отзовёт заявление о банкротстве должника, — объясняет управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.
Однако сейчас иски в отношении Челябинского тракторного завода могут представлять реальную угрозу для предприятия, отмечают юристы. Дело в том, что заявления о банкротстве «ЧТЗ-Уралтрак», начиная с конца 2017 года, подавали несколько кредиторов. Теперь суд рассматривает их в порядке очередности. В то же время иски к «ЧТЗ-Уралтрак» о взыскании долгов продолжают поступать.
— Первым заявление подал индивидуальный предприниматель Вадим Андреев — в итоге суд установил, что «ЧТЗ-Уралтрак» погасил задолженность перед этим кредитором с учетом рассрочки в срок, и оснований для введения наблюдения нет. В марте 2018 года заявление о банкротстве «ЧТЗ-Уралтрак» подало «ЧТЗ-Энергия» в связи с просроченной задолженностью 39,6 миллиона рублей. Судебное заседание по проверке обоснованности этого заявления неоднократно откладывалось. В итоге 5 августа 2019 года, то есть спустя год после подачи заявления, «ЧТЗ-Уралтрак» заявило ходатайство об утверждении мирового соглашения. Суд мировое соглашение утвердил, обязав «ЧТЗ-Уралтрак» погашать задолженность перед «ЧТЗ-Энергия» равными частями в течение 180 дней, — перечисляет иски партнер международного центра защиты прав Globallaw Анна Балакина.
18 октября суд рассмотрел обоснованность требований ООО «Магистраль-Урал», подавшего в суд заявление о банкротстве ООО «ЧТЗ-Уралтрак» после ИП Андреева и ООО «ЧТЗ-Энергия». Суд оставил заявление компании «Магистраль-Урал» без рассмотрения, поскольку долг уже погасили. Следующим в порядке очередности рассмотрят заявление ООО «ВентСоюз». Таким образом, «ЧТЗ-Уралтрак» не заинтересовано в продолжении процедуры банкротства и находит деньги для расчетов с кредиторами, считает юрист.
— Банкротство должника невыгодно кредиторам, которым ЧТЗ задолжал сравнительно небольшие деньги, поскольку процесс может затянуться на долгие годы. Для них лучше получить свои деньги, минуя конкурсные торги, пускай и с запозданием, — отмечает Анна Балакина.
Банкротство ЧТЗ неминуемо, категоричны некоторые эксперты, знакомые с ситуацией. Обманываться относительно небольшими суммами претензий заявителей не стоит, так как экономика завода генерирует убытки уже много лет.
— Вал сообщений кредиторов о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве ООО «ЧТЗ-Уралтрак» — их скоро будет за два десятка — рано или поздно пробьет оборону, и у арбитражных судов не будет оснований для отказа от введения процедуры наблюдения в качестве первого шага к банкротству предприятия. Уже на конец прошлого года в капитале ООО «ЧТЗ-Уралтрак» была дыра величиной более 12 миллиардов рублей только за счет накопленных убытков, плюс висящие на балансе 9,5 миллиарда рублей долгосрочных заемных средств, 3,5 миллиарда рублей краткосрочных займов и кредитов и почти на 6 миллиардов рублей кредиторской задолженности, — подсчитал эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Это при годовой выручке в 5,3 миллиарда рублей и себестоимости в 5,5 миллиарда. То есть выручка не покрывает даже производственных затрат, не считая коммерческих и управленческих расходов и процентов по кредитам.
Как только к требованиям кредиторов подключатся коммерческие банки, решение о начале процедуры банкротства юрлица станет неизбежным.
Однако это вовсе не обязательно будет означать прекращение производственной деятельности завода, указывает эксперт. В этом не заинтересована область, для которой крупное производство — это налоги и рабочие места. Не должен быть заинтересован и «Уралвагонзавод», в чью орбиту входит «ЧТЗ-Уралтрак».
— Корпорация «Уралвагонзавод» сама недавно перешла под управление «Ростеха», и если в «Ростехе» сочтут целесообразным сохранить производство на «ЧТЗ-Уралтрак», у предприятия есть шанс продолжить деятельность. Это зависит от получения новых оборонных заказов, а также от хода выполнения в стране нацпроектов, особенно «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Именно эти заказы могут подстегнуть спрос на новую дорожную технику, — объясняет Алексей Калачев. — На большие денежные вливания, сопоставимые с накопленными долгами предприятия, я бы не рассчитывал. Банкротство в любом случае остается неизбежным. Но это может быть банкротство не в качестве ликвидации завода, а как метод оздоровления предприятия. В этом случае банкротится только ООО «ЧТЗ-Уралтрак», а завод в составе производственно-имущественного комплекса выставляется на торги по остаточной стоимости. Он может быть выкуплен, например, «Ростехом» в лице того же УВЗ и продолжить работу уже без долгов. Даже производство останавливать не придется. Уверен, в сложившейся ситуации это самый оптимальный путь спасения предприятия.
ЧТЗ — один из самых известных и крупных заводов Челябинска. Запущен в 1933 году. В годы Великой Отечественной войны в столицу Южного Урала эвакуировали семь предприятий, в том числе Кировский завод из Ленинграда. На площадке ЧТЗ действовал Кировский завод наркомата танковой промышленности, который выпускал танки и самоходные артиллерийские установки. Впервые в мировой практике сборку тяжёлых танков поставили на конвейер. Летом 1958 года завод переименовали в Челябинский тракторный. Сейчас производит бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики и комплектующие к спецтехнике.
Юристы сходятся во мнении, что многое будет зависеть от решения основных собственников предприятия — УВЗ (84,3%) и Минимущества и природных ресурсов Челябинской области (15,7%). Если они не заинтересованы в банкротстве предприятия, то будут искать возможности рассчитаться с кредиторами, в том числе договариваться о рассрочках уплаты долгов.
В августе тогда еще врио губернатора Алексей Текслер во время визита на ЧТЗ заявил, что область заинтересована в том, чтобы вернуть предприятие в число стабильно работающих лидеров промышленности.
— Мы договорились, что в начале декабря будет представлена стратегия развития предприятия по направлениям оборонного заказа и гражданской продукции, — сказал тогда глава региона. — Кроме того, руководство предприятия заверило меня, что никаких сокращений не будет.
Кто еще из челябинских предприятий попал под банкротство
В октябре в челябинском АО «Роспечать» запустили первую стадию процедуры банкротства — наблюдение. Арбитражный суд области принял такое решение по иску банка «Траст» из-за долгов холдинга братьев Ананьевых (челябинский дистрибьютор прессы был поручителем перед банками. — Прим. ред.).
В сентябре компания «Адитим» из Москвы подала в Арбитражный суд Челябинской области иск о признании компании «Краснодеревщик» банкротом. В начале октября в деле прибавилось кредиторов.
Знаете новые подробности ситуации на ЧТЗ? Хотите поделиться информацией о банкротстве знаковых предприятий и компаний? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.