Челябинский автобизнес возник ещё в начале девяностых и пережил как минимум три крупных потрясения — в 1998, 2009 и 2015 годах. Но о нынешней ситуации владельцы автоцентров говорят как о беспрецедентной даже по меркам девяностых. Мы обсудили ситуацию с руководителями крупнейших челябинских автохолдингов: «Регинас», «Сатурн», «Планета Авто» и «Первого независимого автоцентра».
Что происходит на автомобильном рынке сейчас?
— Идеальный шторм, — отвечает без обиняков коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов.
Идеальный шторм — это когда накладываются друг на друга сразу несколько негативных обстоятельств. И ситуация в самом деле похожа.
— В европейских странах падение продаж новых автомобилей на 70–75%, а в России плюс к этому падение доходов, подешевевший рубль и общая стагнация авторынка, на которую мы настраивались в начале года даже без учёта коронавируса, — объясняет свою мысль Сергей Попов.
Мнение разделяют его коллеги.
— Это самая драматичная ситуация за 20 лет, — считает гендиректор группы компаний «Планета Авто» Андрей Кольцук. — И это даже в сравнении с 1998 годом: да, тогда было меньше опыта, бизнес был молодой, накоплений никаких, но сейчас как будто всё равно грустнее.
В феврале 2020 года, когда ещё не было простоев и удешевления рубля, российский авторынок упал на 2%. Данных по марту ещё нет, и на рынке наблюдалось агоническое оживление, но апрель будет мёртвым месяцем.
С апреля большинство компаний подняло цены из-за девальвации рубля, причём в некоторых случаях существенно. По данным сервиса «Цена Авто», некоторые модели Nissan подорожали почти на 9%, ряд Peugeot — на 16%. В остальном цены прибавили 2–3%, не исключая и отечественные машины: например, Vesta подорожала на 7 тысяч рублей.
Андрей Кольцук считает, что ситуация несёт много рисков компаний.
— Сейчас у всех одна головная боль: что делать с фондом оплаты труда? — говорит он. — Оборота нет, продаж нет. В кризисы весь бизнес обычно первыми сокращает две статьи расходов: рекламные бюджеты и фонды оплаты труда. Пока ситуация неясная, все ждут, но скоро у компаний просто не останется выбора.
Работать разрешают выборочно
В конце марта официальные дилеры Челябинска прекратили работу: это касается как продажи автомобилей, так и обслуживания.
— Да, мы распустили всех сотрудников по домам, кто может, работает удалённо, — рассказывает генеральный директор сети автосалонов «Сатурн» Александр Мещеряков. — Мы принимаем заявки клиентов на сервис и покупку автомобилей, чтобы в будущем максимально оперативно их выполнить.
Аналогичная ситуация у других дилерских центров. Больше всего их руководство волнует простой сервисов, потому что часть работ относится к неотложным.
— Например, мы обслуживаем Renault, Lada и УАЗы полиции, и рано или поздно какие-то работы потребуются, — объясняет Александр Мещеряков. — Но пока здоровье клиентов и сотрудников важнее, так что ждём решений.
На прошлой неделе в правительстве вроде бы разрешили работать шиномонтажным мастерским, но на дилерские центры эти послабления сразу не распространили. В понедельник губернатор Алексей Текслер подписал распоряжение и обозначил перечень 43 видов организаций, которым можно работать в регионе в период самоизоляции.
— Теоретически вроде бы можно заниматься шиномонтажом, но нормативной базы нет, поэтому вопрос до конца непонятен, — объясняет исполнительный директор «Первого независимого автоцентра» Дмитрий Ерёменко. — Мы обращались в приёмную губернатора на прошлой неделе, но нам ответили, что в списках наших компаний нет, значит, работать не можем.
Дилерские центры направили в правительство запрос на разрешение выполнять обслуживание и ремонт машин.
— Мы получили разрешение открыть сервисные центры, но клиенты должны бронировать время в онлайн-режиме, а при передаче машины должна соблюдаться дистанция между автовладельцем и сотрудниками сервиса, — рассказывает Андрей Кольцук. — Думаю, остальные дилерские центры получат такое разрешение в ближайшее время.
— Насколько я знаю, за выходные поступили заявки от 7 тысяч челябинских компаний, включая дилерские центры, — рассказывает Сергей Попов. — В Екатеринбурге и Магнитогорске сервисные центры нашего холдинга уже работают, получив разрешение властей, так что ждём решения по Челябинску со дня на день.
Продажи не спасут: вытащит сервис
С точки зрения продаж автомобилей, отчасти помог довольно бурный март, но он не компенсирует будущих потерь.
— Да, в марте продажи были накручены относительно среднего уровня, потому клиенты спешили приобрести машину заранее, — рассказывает Александр Мещеряков. — В апреле мы всё равно ожидали некоторой просадки из-за удешевления рубля, но, конечно, не такой, как сейчас. Апрель и октябрь — это горячие месяцы для автобизнеса, так что их потеря в любом случае болезненна.
— Первый раз в истории нашей компании мы не работаем целый месяц, и продажи в марте, конечно, не способны компенсировать потери апреля, — считает Дмитрий Ерёменко.
В таких условиях на первый план выходит сервис — один из основных источников дохода для автобизнеса.
— В принципе, марки с большим парком автомобилей вроде Toyota легче переживут отсутствие продаж, потому что потребность в обслуживании и ремонте всё равно сохранится, — продолжает Дмитрий Ерёменко. — Но для марок, у которых в последние годы не было больших продаж, ситуация действительно очень сложная.
Сергей Попов считает, что сервис хоть и является важным компонентом автобизнеса, но также имеет свои ограничения.
— В последнее время появилось много независимых центров по обслуживанию автомобилей, конкуренция возросла, поэтому поддерживать маржинальность дилерского сервиса сложнее, — объясняет он. — В теории, конечно, за счёт сервиса автоцентры могут выживать, но придётся оптимизировать их работу, численность сотрудников и так далее, кроме того, важна позиция импортёра. В каком-то смысле проще будет сервисам, созданным с нуля, чем тем, что имеют массу обязательств и собираются их выполнять.
«Настраиваемся на затяжную рецессию...»
Панических настроений малого бизнеса в среде автодилеров пока нет, но ожидания в целом тревожные.
— Мы принципиально не работаем с заёмными средствами, поэтому для автоцентров «Сатурн» ситуация пока достаточно ровная и обязательства перед сотрудниками мы выполняем, — говорит Александр Мещеряков. — Навстречу идут и импортёры, например, Renault увеличила срок бесплатного факторинга (то есть больше стала отсрочка за оплату поставленных автомобилей. — Прим. ред.). Думаю, компаниям, которые нарастили подкожный жирок, две-три недели в таком режиме пережить можно, а дальше весь вопрос в сроках. Если ограничения продержатся два, три, четыре месяца — это будет уже совсем другой разговор.
— Прогнозы строить невозможно, но уже ясно, что за всю историю российского автобизнеса это падение будет самым большим, — считает Сергей Попов. — Да, в марте мы наблюдали опережающий спрос, но весь вопрос в том, будет ли отложенный спрос, когда режим самоизоляции закончится? Что будет осенью? Каким будет рубль? Самое плохое — это риск обнищания народа. Если несколько лет назад средний срок владения автомобилем был три-четыре года, потом стал пять-шесть лет, то каким он будет теперь?
Это мнение разделяет Дмитрий Ерёменко:
— Если эта пауза затянется, то клиенты начнут «остывать»: у них снизится активность, появятся другие приоритеты, и доходы упадут по всем отраслям. Пока мы ещё даже не компенсировали девальвацию рубля, которая началась в марте, а на это уже наслоились новые проблемы.
Андрей Кольцук считает, что спрос на дилерские услуги сохранится, но его структура существенно изменится:
— Люди в любом случае будут ездить на автомобилях, так что потребность в самих машинах и их обслуживании останется. Другое дело, что изменится структура спроса, скажем, станет меньше кредитных клиентов. Но будут и те, кто выиграет, например, китайские марки могут увеличить рыночную долю.
Глава «Планеты Авто» также отмечает, что Челябинская область всегда была чувствительна к экономическим кризисам.
— Мы регион промышленный и отчасти сельскохозяйственный, поэтому в такие времена у нас падение ощущается острее, но потом мы и быстрее восстанавливаемся, — рассуждает Андрей Кольцук. — Вопрос в том, будет ли после этой рецессии явно выраженный подъём? Есть ощущение, что его может и не наступить.
Возможен ли дефицит автомобилей и запчастей?
В феврале простаивали заводы в китайской провинции Хубэй — крупном автопромышленном центре Китая. В марте один за одним остановились почти все крупные автозаводы Европы, а в самом конце месяца — и российские предприятия. С одной стороны, возникли перебои с компонентами, с другой — вышел указ президента о нерабочих днях.
Все спикеры сходятся во мнении, что ждать как такового дефицита автомобилей не нужно, но причины для этого отнюдь не радужные.
— Дефицит определяется спросом, а спрос падает, так что как таковой нехватки автомобилей мы не ждём, — объясняет Дмитрий Ерёменко. — Но то, что поставки машин снизятся, а сроки вырастут — наверняка. Проблемы возникнут и для клиентов, которые оформили заказ перед остановкой заводов: дату поставки сместят, и да, с их стороны будет негатив.
Что касается запасных частей, то ситуация очень индивидуальна.
— Конечно, популярные запчасти есть на складах, но если говорить о каком-то сложном ремонте с редкими компонентами, то выполнить его сейчас можно не всегда, потому что отгрузка запчастей работает с перебоями, — говорит Андрей Кольцук.
— Многие компании оптимизировали цепочки поставки запчастей и работали практически с колёс без обширного склада запчастей, и они будут в зоне риска, — рассказывает Сергей Попов. — Но у «Регинаса», например, склады запасных частей большие, так что пока мы можем выполнять большую часть операций.
Обслуживание в режиме «ключи на капот»
Дилеры активно осваивают методы бесконтактной работы с клиентами.
— Мы готовы обслуживать автомобили без личного общения сотрудников центра с клиентами, — объясняет Александр Мещеряков. — Например, клиент подъезжает к автоцентру, оставляет ключи на капоте, отходит от машины, после этого сотрудник центра забирает её на обслуживание.
Судя по всему, в ближайшие дни такой формат работы станет легальным.
В компании «Порше Центр Челябинск» разработали услугу консьерж-сервиса.
— Консьерж-сервис — это когда сотрудник дилерского центра забирает автомобиль от места проживания владельца, а после обслуживания возвращает туда же. Оплата и подписание документов происходит в онлайн-режиме, — объясняет Дмитрий Ерёменко.
То же касается продаж автомобилей: дилеры осваивают онлайн-ритейл.
— Мы начали с подержанных автомобилей в «Первом независимом центре», поскольку в этом случае мы действительно не зависим от позиции импортёра и прочих ограничений, — рассказывает Дмитрий Ерёменко. — Сначала каждая машина проверяется нами, в том числе через «Автотеку». Первичный показ автомобиля клиенту осуществляется через видеосервисы. Если машина устраивает, её доставляют по адресу, а оплата — через систему, которую мы сделали совместно со Сбербанком, чтобы гарантировать полную безопасность.
В «Регинасе» также готовятся начать онлайн-продажу машин, например, с помощью виртуальной витрины: конкретный автомобиль в шоуруме или на складе можно будет посмотреть с помощью видеосервисов.
А в целом челябинский автобизнес настраивается на суровые времена, и даже самые оптимистичные оценки сулят восстановление не ранее чем через год. Ряд марок и вовсе может покинуть рынок, но в большей степени это касается «малышей» с низкими продажами и без собственного производства в России.
— Хотя если бы мне десять лет назад сказали, что из России уйдёт Ford, я бы не поверил, так что ждать можно всего, — подытоживает разговор Сергей Попов.
Для автомобилистов временно отменили техосмотр.
А вот какие ещё послабления сделаны для водителей на период самоизоляции.
Из хороших новостей: в Челябинске прихлопнули скандальный автосалон.
Знаете о случаях заболевания коронавирусом в Челябинской области? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.