В четверг, 1 октября, британская группа Kingfisher официально объявила о продаже российских магазинов Castorama. Сейчас 18 гипермаркетов по продаже товаров для дома, дачи и ремонта работают в 13 регионах страны, в том числе в Челябинске.
— Я рад объявить о завершении продажи Castorama Russia компании Maxidom. Продажа одобрена всеми регулирующими органами и завершена 30 сентября. Я хотел бы поблагодарить наших коллег из Castorama Russia за их вклад в Kingfisher и пожелать им всего наилучшего в будущем, — заявил в официальном сообщении генеральный директор компании Kingfisher Тьерри Гарнье.
Британская группа Kingfisher — первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов формата DIY. Первый магазин сети был открыт в 1969 году во Франции. В 1988-м компания начала международную экспансию. В 2006-м в России открылся первый магазин Castorama — в Самаре.
Отечественный ритейлер «Максидом», штаб-квартира которого находится в Санкт-Петербурге, приобрёл российский бизнес Castorama за 7,4 миллиарда рублей. По условиям договора покупатель выплачивает 80% суммы при закрытии сделки, а 20% — равными долями в течение двух лет.
Впервые о грядущей продаже и уходе из России владельцы Castorama заявили два года назад. Это было связано с падением выручки на 6,4% в третьем квартале 2018 года, а также убытками на 8 миллионов фунтов стерлингов за 2017 год.
— Наша главная задача — развитие Castorama во Франции. Поэтому мы приняли сложное решение прекратить свою деятельность в России, Испании и Португалии, — объяснила тогда в официальном отчёте компании гендиректор Kingfisher Вероник Лори. — Это решение позволит нам сконцентрироваться на основных для нас рынках, где мы уже лидируем или можем занять ведущие позиции.
Представители Kingfisher готовы были продать сеть как целиком, так и по частям. Тогда многие восприняли новость как предвестник скорого закрытия популярных магазинов.
О том, что сделка по продаже сети Castorama завершена, сотрудники челябинского гипермаркета узнали от журналиста 74.RU.
— Работаем как обычно, никто нам ничего не объявлял. Хотя слухи ходили разные, — рассказал 74.RU один из сотрудников челябинского магазина Castorama в ТРК «Родник». — Ничего конкретного нам пока не сказали, никаких бумаг не давали.
По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцем 100% ООО «Касторама РУС» (юрлицо, на которое зарегистрированы гипермаркеты Castorama в России. — Прим. ред.) по-прежнему является компания «Кингфишер Интернешнл Холдингз Лимитед» из Великобритании. При этом указано, что 30 сентября 2020 года в госорганы поступило заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Таким образом, переоформление документов на нового собственника уже началось.
«Максидом» ‒ российская сеть гипермаркетов для обустройства дома и дачи, дизайна, ремонта и строительства. В неё входят 15 гипермаркетов в семи регионах России. Ближайший к Челябинску магазин находится в Екатеринбурге.
74.RU направил запрос в головной офис сети «Максидом» с просьбой прокомментировать планы развития компании и перспективы работы гипермаркета Castorama в Челябинске. На момент выхода материала ответ не поступил.
Ранее представители «Максидома» заявляли в СМИ, что после сделки магазины Castorama продолжат работы под привычным брендом. В то же время упоминалось, что изменится ассортимент и внутренняя политика сети.
По оценкам экспертов, суммарный оборот рынка DIY (сокращение от do it yourself, что в переводе означает «сделай сам». — Прим. ред.) должен составить 1,6 триллиона рублей. Это примерно столько же, сколько и в прошлом году.
— Покупателя на сеть магазинов Castorama искали давно. Видимо, британская компания не видела для себя весомых перспектив в свете крайне высокой конкуренции на рынке DIY-ритейла. Хотя после обвала на 30% весной этого года из-за пандемии и карантинных ограничений рынок DIY-продукции восстановился крайне быстро — нереализованный спрос весенних месяцев покрыт буквально за июнь-июль, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Существенно выросли онлайн-продажи. По предварительным оценкам, к концу года объем онлайн-продаж в этом сегменте может увеличиться до 400 миллиардов рублей, добавил эксперт.
— Десятка лидеров на этом рынке давно не менялась. Но в свете покупки «Максидомом» сети Castorama расклад будет другим. Вероятнее всего, объединенная компания по совокупному обороту выйдет на четвертое, если даже не на третье место в этом рейтинге, — указал Алексей Коренев.
Что касается общего влияния сделки на рынок DIY-ритейла, то вряд ли покупка одной крупной сетью другой сети заметно скажется и на суммарных оборотах, и на общих настроениях игроков, отмечают эксперты.
Как Castorama заходила в Челябинск
Гипермаркет Castorama поначалу планировали открыть в Копейске, а не в Челябинске. В 2007 году власти города-спутника сообщали о договоренности с группой компаний Kingfisher о строительстве Castorama. Гипермаркет площадью 12 тысяч квадратных метров должен был появиться рядом с Metro Cash & Carry. Но помешал кризис 2008 года.
В 2010 году стало известно, что гипермаркет товаров для дома и ремонта Castorama займёт 13 тысяч квадратных метров в строящемся ТРК «Родник».
В 2011 году Челябинск получил новые торговые площадки. Осенью открылся ТРК «Родник», одним из якорных арендаторов которого стала международная торговая сеть Castorama.