Модная концепция гастрономического пространства появится по соседству с игровой зоной и кинотеатром в ТРК «Фокус». «ГастроПарк» займет площадь 2000 квадратных метров. По словам инициаторов проекта, это будет фуд-молл из 15 гастрономических концепций различных форматов и кухонь мира. Для посетителей организуют общую зону посадки, а общепит будет представлен в формате корнеров — небольших островков с самообслуживанием и двух ресторанов. Проектом занимается холдинг «Мегаполис», арендующий третий этаж торгового комплекса. Рассказываем, кто разместится на новой площадке и что думают о проекте представители конкурента — «Белого рынка», а также аналитики рынка.
— Мы поменяем конфигурацию площадей, которые сдаем в субаренду, и на свободной территории разместим гастропарк, — рассказал 74.RU генеральный директор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский. — Чтобы заинтересовать посетителей, привлекаем корнеров, предлагающих кухни из самых разных уголков мира. Кинотеатр и игровое пространство Play останутся на своих местах, а ресторан «Брудершафт» и бильярдную уберем. Но при этом продолжат работу бар и два ресторана с традиционным обслуживанием гостей — японский «Дзёдо» и узбекский «Караван-Сарай». «ГастроПарк» — это своего рода микс уникальных авторских проектов и классического фуд-корта. По-новому организованное пространство даст возможность проводить лекции, концерты и различные массовые мероприятия.
На первом этаже «Фокуса» работают заведения общепита, но полноценного фуд-корта как такового нет, отметили организаторы «ГастроПарка». По их расчетам, проект будет продвигать культуру потребления еды, подарит посетителям новые впечатления, познакомит с кухнями разных стран и станет новым местом отдыха, который можно совместить с шопингом. «ГастроПарк» будет работать с утра до позднего вечера, как и весь третий этаж ТРК «Фокус».
— Никаких условий по ценовой планке мы не ставим, это решать самим арендаторам. Но полагаем, что средний чек будет 600–700 рублей, — добавил Александр Одольский. — Новая развлекательная площадка рассчитана на молодежную и семейную аудиторию, как и все проекты «Мегаполиса».
Новый фуд-молл планируют открыть к середине декабря. Уже заключены договоры с рядом арендаторов. Среди них, как выяснил 74.RU, китайская кухня — BAO, еврейская — «Шолом», американская — Chicago’s diner, мексиканская — Ancho Tacos, паназиатская — «Япон Бульон», бургеры от Big Daddy’s, кондитерская Andrew Baker, кофейня «Дело не в кофе», шауроллы от «Вкрутую». С пиццерией пока не определились, продолжается поиск новых концепций.
В планах организаторов «ГастроПарка» — занять еще и часть четвертого этажа. На втором этапе — уже после того как заработает основная гастрономическая площадка — сделают дополнительную лестницу, которая свяжет третий и четвертый этажи.
Фуд-моллы и фуд-маркеты — большие гастрономические пространства. Под одной крышей объединены разнообразные форматы питания и торговли с общей зоной посадки. Самые известные мировые фуд-маркеты — Time Out в Лиссабоне, Borough Market в Лондоне, Sarona Market в Барселоне, Mercato Centrale во Флоренции и так далее.
В России тренд на организацию фуд-моллов и гастромаркетов начался несколько лет назад. В Москве и крупных городах фуд-холлы организуют в местах с повышенным трафиком — в деловых центрах, реконструированных заводских цехах и транспортных депо.
Год назад в Челябинске заработал первый фуд-маркет «Белый рынок». Он стал первопроходцем в развитии модных гастрономических пространств Челябинска. Представители «Мегаполиса» говорят, что «ГастроПарк» в какой-то мере составит конкуренцию «Белому рынку», но настаивают на разности форматов. Отличие в том, что это не отдельный фуд-молл, а гастрономическое пространство в рамках развлекательной концепции мягкого кинотеатра, детской площадки и, собственно, ТРК, указал Александр Одольский.
— Учитывая само описание концепции, это, на мой взгляд, больше похоже на современный фуд-корт в торговом центре. Успех проекта будет зависеть от качества его реализации и концептуального наполнения. Идеально, если появятся новые гастроэнтузиасты с уникальными для Челябинска идеями. Из положительных моментов можно отметить собственный высокий трафик «Фокуса», из отрицательных — расположение на третьем этаже, — прокомментировал руководитель компании Altdevelop, идеолог проекта «Белый рынок» Максим Кутепов. — Перспективу на данный момент оценить очень сложно из-за ситуации с пандемией. Время для запуска, скажем так, не самое удачное.
На Северо-Западе города еще один такой фуд-молл может вписаться, но при этом есть настораживающий негативный пример — фуд-корт в ТК «Ёлки» не показал свою успешность, считают эксперты.
— У «Белого рынка» есть ключевое преимущество — там сделан не просто один фуд-молл, организован целый квартал. Европейский квартал, который позволяет окунуться в атмосферу, и фуд-молл ее только подчеркивает. Это взаимодополняющие форматы, — объяснил гендиректор консалтинговой компании в сфере общепита Артур Андреев. — На Северо-Западе такой формат, наверное, будет интересен, но возникает вопрос локации. В «Фокусе» автомобильный трафик есть, а пешеходный все-таки очень слабенький. А фуд-моллы успешны там, где хороший пешеходный трафик, поближе к жилым массивам более высокого уровня с обеспеченной аудиторией.
К слову, о выборе локации. В конце июня на специализированных сайтах недвижимости появились объявления о продаже челябинского ТРК «Фокус» за 3,5 миллиарда рублей. Руководство ТРК эту тему не комментировало. Одни эксперты назвали решение собственника Владимира Ланде эмоциональным, другие вспомнили, что объявления о продаже «Фокуса» появлялись и ранее — как способ прощупать рынок.
По словам эксперта, важный момент заключается в том, какие концепции и форматы в итоге будут на гастрономической площадке.
— Если удастся собрать хороших арендаторов, которые не будут повторяться с «Белым рынком», то шансы на успех есть, — добавил Артур Андреев. — Время покажет, как это получится в реальности.
Пока трудно оценить, насколько быстро сможет окупиться данный проект, учитывая значительный прирост новых случаев заболеваемости COVID-19, а также возможность введения очередных жестких карантинных мер.
— Вторая волна эпидемии накрыла многие страны мира, включая Россию, и как долго все это будет продолжаться, никто не знает. За ней может последовать третья волна, а на фоне неопределенности и ухудшения экономической ситуации потребительские расходы снижаются, посещаемость торговых центров и ресторанов падает, — отметила аналитик ГК «ФИНАМ» Наталия Аседова. — Если в августе посещаемость торгово-развлекательных комплексов в Челябинске после затяжного периода ограничений восстановилась более чем на 80%, то в настоящее время ситуация может вновь ухудшиться. Заметим, что в последние дни обстановка по коронавирусу в регионе напряженная. До 1 ноября в области действует режим повышенной готовности, возобновлены запреты на проведение массовых мероприятий.
Не секрет, что горожане сейчас предпочитают питаться дома и закупаться через интернет или в магазинах у дома. Таким образом, успех нового проекта будет зависеть от развития эпидемиологической ситуации в Челябинской области и в стране в целом, а также от того, насколько быстро восстановятся доходы населения, добавила Наталия Аседова.
Ранее в интервью 74.RU руководитель компании Altdevelop и куратор «Белого рынка» Максим Кутепов рассказал, как создавалось их модное гастрономическое пространство. Окупаемости проекта, по его словам, нужно ждать не менее семи-восьми лет.