COVID-19 бросил серьезный вызов ритейлу. В разных районах города всё больше вывесок «Аренда» и «Закрыто». Начали съезжать гипермаркеты, появились свободные места в торговых комплексах. О том, как пандемия изменила ритейл, для кого коронакризисный год стал роковым, какие магазины закрылись в Челябинске и области, — в обзоре 74.RU.
Минус пиво и мини-маркеты
Самым сложным периодом для торговли стали весна и начало лета — на этот период пришелся пик антиковидных ограничений. С апреля торговые комплексы буквально впали в летаргический сон. Опустевшие парковки у торговых комплексов, перевязанные ленточками эскалаторы и безжизненные этажи, по которым гуляет эхо. Поначалу разрешили работать лишь продуктовым магазинам и аптекам, потом список расширился. В конце лета — начале осени многие предприниматели даже зафиксировали всплеск покупательской активности. В общем, из-за COVID-19 ритейл кидало в разные стороны, как на качелях.
Специально для 74.RU аналитики 2ГИС подсчитали, как в этом году изменилось количество магазинов в Челябинске. Самый сильный удар получили пивные «разливайки» — к декабрю их количество снизилось почти на сотню. Впрочем, здесь поспособствовала не столько пандемия, сколько серьезное ужесточение законодательства. Сначала на федеральном уровне запретили работать пивным точкам на первых этажах домов, если торговые залы меньше 20 квадратных метров. А такие «наливайки» можно было встретить чуть ли не в каждом дворе. Затем региональное заксобрание подкрутило гайки, запретив продажу алкоголя в общепите с залом менее 40 кв. м.
Казалось бы, ковидный локдаун не распространялся на магазины, торгующие продуктами. Но часть этого сегмента рынка всё же пострадала.
— Речь идет о небольших продовольственных магазинчиках, расположенных в шаговой доступности, с торговлей через прилавок. В начале года в Челябинске действовало 1258 таких магазинов, в конце — 1206, — подсчитали в 2ГИС. — Эти данные показывают количество действующих в городе организаций на начало указанных месяцев. Разница между ними не равна количеству закрытых точек.
Зато прекрасно себя чувствовали супермаркеты — магазины самообслуживания, торгующие продуктами и непродовольственными товарами. К декабрю их число достигло 576, это на 23 супермаркета больше, чем в начале года.
В коронавирусное время многие челябинцы работали дома, на удаленке. Траты на покупку курток, юбок, брюк, сапог и ботинок резко сократились. К тому же магазины были закрыты на 3 месяца. Экономия на одежде порадовала потребителей, но выбила почву из-под ног предпринимателей. В итоге прекратили работу до 5% обувных магазинов. Чуть меньше — 4% — закрылось точек, торгующих мужской одеждой. Практически на том же уровне удалось удержаться лишь бутикам для дам.
— Покупка обуви предполагает сезонность. В апреле у нас обнулился денежный поток от розничных покупателей, потому что магазины были закрыты, — рассказала главный экономист обувной фабрики «Юничел» Оксана Надеина. — Нас выручили кредиты. В мае сократили падение, с июня восстановились до уровня прошлого года. Пандемия подтолкнула интернет-магазин к более эффективной работе, онлайн-продажи увеличились в 9 раз.
Представители челябинской обувной фабрики сообщили, что по итогам года закроют 30–40 магазинов, не приносящих прибыль. Но в следующем году «Юничел» намерен открыть новые торговые точки в других местах.
От косметики и книг до экопродуктов
Наибольшие потери понесли магазины, торгующие непродовольственными товарами. Сети начали сокращать количество точек. Например, в июне навсегда закрылся магазин «Профкосметика» в торговом комплексе «Радуга». Покупателям предложили воспользоваться услугами интернет-магазина.
Из-за коронавируса в марте закрылся книжный магазин федеральной сети «Читай-город», занимавший помещение на улице Кирова. После снятия ограничений он так и не возобновил работу. В августе владельцы начали распродажу оборудования.
— Если кому-то нужны стеллажи — в школу, в гараж, в магазин, на распил, звоните! Отдаем бесплатно, — оповестил тогда предприниматель Артём Писанов всех желающих.
Впрочем, сеть не покинула Челябинск, в городе осталось еще 5 отделов «Читай-город».
— Малый бизнес всё больше умирает, крупный всё больше растет. Я вообще не понимаю, как мои клиенты выживают, — сообщил собственник оптово-розничной сети магазинов «Маркер-Игрушка» Олег Витковский. — Мы почти закрыли свою розничную сеть, развиваем оптовое звено. Еще одна тенденция прослеживается: растет количество покупок, но уменьшается средний чек.
В список аутсайдеров попала екатеринбургская сеть магазинов экопродуктов «Медведь». Пять лет назад она победоносно захватывала Челябинск. Количество торговых точек доходило до 5, они открывались в самых разных районах города. Покупателям предлагали товары с приставкой «эко», произведенные в родовых поместьях: мед, масла, чайные сборы, эликсиры, цельнозерновые каши, кедровые орехи, сладости и так далее. Представители сети «Медведь» говорили, что спрос на такую продукцию постоянно растет.
Но в последнее время процесс пошел в обратную сторону. Сейчас в Челябинске остался 1 магазин этой сети — на Кировке. Остальные не выдержали конкуренции за потребителя. Символично, что, например, в Ленинском районе «Медведь» уступил место круглосуточному алкомаркету «ОгоньВода». Это всё, что надо знать о предпочтениях наших земляков.
Печаль для модниц
Ротация арендаторов ускорилась в ТРК — это видно по отделам одежды и обуви. Арендаторы сокращают занимаемые площади или просто съезжают. В сентябре международная сеть Terranova закрыла последний магазин в Челябинске.
— Решение о ликвидации торговой точки приняли в головном офисе сети за рубежом. Не вынесли они ковида, — объяснил причину владелец помещения Александр Дейнеко. — На Кировке фактически это был единственный магазин, торгующий одеждой.
Представители бренда по договору с арендодателем привели помещение в первоначальный вид. Уже несколько месяцев на витрине висит объявление о сдаче в аренду.
Осенью с Кировки съехал модный магазин Marmalato, в котором продавали аксессуары и бижутерию. Торговая точка проработала на этом месте около 13 лет.
— Магазин закрыли в связи с нерентабельностью. Как и на всех, на нас плохо повлияла пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения, а также рост курса доллара, — не стала ходить вокруг да около управляющая магазинами Marmalato в Челябинске Елена Семёнова.
Расходы российских потребителей на одежду, обувь и аксессуары упали на 15,8%, подтвердили тенденцию аналитики «СберИндекса». По их наблюдениям, спрос ослаб именно в офлайн-рознице, то есть в обычных магазинах.
Когда уместен торг
Уже через 1,5 месяца после остановки непродовольственной торговли из-за коронавируса выставили на продажу торговый комплекс «Изумруд». Собственник признался, что финансовая нагрузка по налогам и коммуналке во время режима самоизоляции вынудила его расстаться с бизнесом. Покупателям предлагали приобрести объект, который состоит из земельного участка площадью 8662 квадратных метра, нежилого здания площадью 3198,2 квадратных метра и вещевого рынка, за 65 миллионов рублей.
— Изнурительная борьба нашего правительства с вирусом привела к тому, что надо продать торговый комплекс, — объяснил представитель ЗАО «Афганец» — собственника ТК «Изумруд».
Торговый комплекс на пересечении Воровского и Блюхера построили 14 лет назад. Сюда переехали более 300 арендаторов рынка «Фермерский», который пошел под снос в связи со строительством дороги.
Осенью в продаже появился другой торговый комплекс районного масштаба — «SPAR Смолино». Одноэтажное здание площадью 3415 квадратных метров реализуется с участком площадью 81 000 квадратных метров. По словам собственника комплекса Дмитрия Бухарина, ТК полностью заполнен арендаторами, а доходность арендного бизнеса составила 12% годовых.
— Это обычная бизнес-операция. Мы всегда продаем недвижимость с устоявшимися продажами и стабильными арендаторами. На вырученные деньги строим новую, — объяснил Дмитрий Бухарин в разговоре с журналистом 74.RU.
«SPAR Смолино» построен в Ленинском районе 8 лет назад, сейчас его оценили в 239 миллионов рублей.
Прощай, «Ашан»!
Как гром среди ясного неба прозвучала недавно новость о том, что «Ашан» уходит из Магнитогорска. В пресс-службе российского отделения французского ритейлера сообщили 74.RU, что магазин прекратит работу после новогодних праздников — 14 января.
Гипермаркет «Ашан» открылся во втором по величине городе региона 5 лет назад и занимал большую часть первого этажа — около 5000 квадратных метров в ТРК «Семейный парк».
— На протяжении длительного времени магазин показывал неудовлетворительные результаты. В связи с этим руководство компании приняло решение о закрытии гипермаркета, — сообщили 74.RU в пресс-службе «Ашан Ритейл Россия».
До областного центра оптимизация торговой сети пока не дошла. По словам представителей «Ашана», челябинские магазины показывают хорошие результаты, поэтому закрывать их не планируют.
Смена собственника
2020-й стал годом завершения крупных сделок, анонсированных ранее. Крупные иностранные компании поспешили избавиться от активов, не оправдавших надежд на хорошую прибыль. Так, британская группа Kingfisher за 7,4 миллиарда рублей продала подразделение сети Castorama. Это 18 гипермаркетов по продаже товаров для дома, дачи и ремонта, 1 из них находится в Челябинске. Впервые об уходе европейцы заговорили 2 года назад. Причина — убытки и падение выручки в 2017–2018 годах. По словам владельцев бренда, они решили сосредоточиться на развитии сети Castorama во Франции.
Покупатель — компания «Максидом» из Санкт-Петербурга — не стала менять вывески и закрывать точки в регионах. По прогнозам экспертов, сделка поможет «Максидому» войти в топ-3 компаний на рынке DIY-ритейла (сокращение от do it yourself, что в переводе означает «сделай сам». — Прим. ред.).
В этом году из-за коронакризиса, по данным Союза торговых центров, закрылось 20% магазинов. Их собственниками были малые и средние предприниматели. Сбавила обороты розница, приостановилось строительство торговых центров, указали эксперты. Особенно это чувствуется в регионах.
— Ритейл столкнулся с вызовами, которые никогда не стояли перед отраслью. После пикового падения розничного товарооборота в апреле началось постепенное восстановление. Но по итогам ноября всё еще отмечено падение на 3,1% по сравнению с прошлым годом, — рассказал руководитель Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков на пресс-конференции «Ритейл-2020». — Особенно пострадал непродовольственный ритейл — закрытие бизнеса не компенсировалось ни работой пунктов выдачи, ни онлайн-доставкой.
Торгово-развлекательные комплексы в Челябинске были закрыты 3,5 месяца. Полноценно работать арендаторам ТРК разрешили только в середине июля. Предприниматели с большими оговорками и сомнениями обсуждали саму возможность вернуться к докоронакризисным показателям.