Антимонопольная служба возбудила дело по антиконкурентному соглашению при заключении контрактов по посадке деревьев на проспекте Ленина. Об этом в среду, 10 февраля, рассказала руководитель Челябинского управления ФАС Анна Козлова.
Антимонопольное дело возбуждено в отношении комитета дорожного хозяйства Челябинска, компаний «Артур» и НПО «Сад и огород», а также восьми индивидуальных предпринимателей. Причем основанием для разбирательства послужило не обращение от очередного профессионального жалобщика, а материалы силовиков.
— Уходя от проведения конкурентных процедур, комитет [дорожного хозяйства Челябинска] искусственно разделил заказ на маленькие лоты и заключил договоры без торгов, — рассказала Анна Козлова. — Чиновники ссылались на статью 93 закона о контрактной системе (закупки товара на сумму до 600 тысяч рублей можно проводить без конкурса. — Прим. ред.). При этом все договоры имеют единую форму, предмет договора и заключены в один временной период.
По словам руководителя региональной антимонопольной службы, в деле есть немало любопытных деталей — от указаний чиновников, с кем заключать контракты, до сфальсифицированных документов.
«Сотрудники комитета говорили начальнику о незаконности заключения прямых договоров. Им ответили, что нет времени на конкурсы»
— В материалах, представленных ГУ МВД России по Челябинской области, есть пояснения сотрудников комитета. На одном из совещаний руководитель заказчика представил сотрудника организации НПО «Сад и огород» и сообщил, что указанное лицо будет заниматься посадкой деревьев на проспекте Ленина. Сотрудникам комитета поручили проработать вопрос заключения договоров и техническое задание. Сбор коммерческих предложений не проводили, запросы компаниям, работающим в сфере озеленения, не направляли. Также из пояснений сотрудников комитета следует, что все коммерческие предложения подготовлены и переданы комитету одномоментно, — сообщила Анна Козлова. — По словам сотрудников комитета, они говорили начальнику о незаконности заключения прямых договоров без проведения конкурентных процедур. Им ответили, что нет времени на конкурсы, необходимо заключить прямые договоры с несколькими организациями и индивидуальными предпринимателями.
Также ведомство установило, что коммерческие предложения зарегистрированы комитетом задним числом. Например, ИП Королева зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя только 11 марта 2020 года, а коммерческие предложения от ее имени (с указанием ИНН) направлены 2 марта 2020 года. Комитет представил антимонопольщикам журнал регистрации входящих документов. Но, как выяснили специалисты Челябинского УФАС, фактически указанные входящие номера присвоены другим документам.
Специалисты Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД РФ по Челябинской области исследовали еще ряд документов. Согласно полученным справкам, ИП Новикова, ООО «Артур» и ИП Лазарева переводили деньги на счет ООО НПО «Сад и огород» с назначением платежей «за посадочный материал», «за тополь».
— Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 300 тысяч рублей каждая, в целях ухода от публичных процедур, не соответствует целям возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, — объяснила руководитель Козлова. — Усматриваем в этом деле целый ряд признаков антиконкурентного соглашения.
Как выяснил 74.RU, муниципальные контракты на посадку деревьев на проспекте Ленина в Челябинске заключены в марте прошлого года. В рамках озеленения требовалось посадить липы, тополя, ясени и ели — всего 103 крупномерных дерева. Всего заключено договоров в среднем на 280 тысяч рублей каждый. Озеленение проспекта Ленина обошлось городскому бюджету в 3,4 миллиона рублей. При этом довольно внушительная сумма фактически передана коммерсантам без торгов.
Из материалов дела следует, что комитет дорожного хозяйства Челябинска подписал контракты с индивидуальными предпринимателями Королёвой О. М., Новиковой Л. А., Лазаревой Ю. П., Горбатенко Е. В., Измагиловым С. С., Генрих Н. М., Волокитиной Ю. Н., Репехой В. В., а также с ООО «Артур» и ООО НПО «Сад и огород».
— Фактически между заказчиком и указанными лицами, связанными между собой, заключена единая сделка, которая направлена на достижение единой цели — выполнение работ по озеленению Челябинска, — говорится в определении комиссии Челябинского УФАС. — В действиях комитета дорожного хозяйства Челябинска и указанных лиц содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Заседание комиссии по делу о посадках деревьев на проспекте Ленина назначено на 5 марта.
74.RU обратился за комментариями в пресс-службу городской администрации. Там попросили прислать письменный запрос, ответ на который, как правило, приходит через неделю.
В НПО «Сад и Огород» нам сообщили, что пока воздержатся от комментариев.
— Возможно, позже мы представим свою позицию, — добавили в компании «Сад и Город».
Работы по озеленению в Челябинске периодически оборачиваются скандалами. Прошлым летом 74.RU провел расследование об обрезке деревьев и причинах превращения областного центра в столицу пеньков.