Новый сервис делает упор на бесплатную и быструю доставку продуктов и товаров повседневного спроса. Популярен в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках, жители которых давно поняли смысл фразы «время — деньги». Ритейлер обещает доставлять заказы за 15 минут. По данным 74.RU, о запуске нового сервиса в Челябинске объявят в конце июня. Обсуждаем с экспертами, чего челябинцам ждать от «Самоката» и как его появление изменит рынок онлайн-ритейла.
О том, что сервис доставки продуктов «Самокат» докатится до Челябинска, впервые заговорили весной. Тогда замуправляющего региональным отделением Сбербанка Евгений Серяпин на форуме СМИ сообщил, что к лету сервис заработает в нескольких крупных городах. Но никаких конкретных дат не называлось.
В приложении сервиса до сих пор не указан Челябинск, но на улицах города уже появились курьеры в фирменной розово-черной униформе. А на челябинских сайтах по поиску работы предлагают вакансии велокурьера с зарплатой от 30 до 65 тысяч рублей на руки.
В пресс-службе сервиса «Самокат» отказались отвечать на вопросы 74.RU, мотивируя это тем, что еще не начали работу в Челябинске. Но не отрицали, что запуск готовится в ближайшее время. Подробности обещают обнародовать на специальной пресс-конференции.
Сейчас «Самокат» действует в 15 городах России — от Краснодара до Томска. В чем же суть бизнес-модели сервиса? Курьеры на велосипедах развозят товары. Но берут их не с полок магазинов, а со специальных складов компании. Фактически «Самокат» — это не доставка, а онлайн-ритейлер. Но для того, чтобы выдержать заявленные временные рамки (сравнимые с магазином шаговой доступности. — Прим. ред.), компания формирует локальные распределительные склады (их называют «даркстор» — от английского dark store — темный магазин). То есть это помещение для хранения товаров и сборки заказов для онлайн-магазинов. В каждом городе открывают до 30 таких точек.
«Самокат» основан в 2019 году, основателями стали бывший топ-менеджер «Магнита» Вячеслав Бочаров и бывший вице-президент Yota Родион Шишков. Сначала сервис работал только в Петербурге, к концу 2019-го открылся в Москве. В мае 2020 года контрольный пакет акций «Самоката» купило совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка. Сейчас сервис действует в 15 городах. Выручка компании за 2020 год составила 9,7 миллиарда рублей.
Главный плюс для такого ритейлера заключается в том, что не нужно арендовать место на оживленной улице или в проходном месте, к чему стремятся обычные магазины. Распределительный центр можно поставить в промзоне, на задворках, в подвале и так далее. Клиенты делают заказ по мобильному приложению. Сотрудники магазина-склада собирают его в коробку, которую выдают курьеру. Последний работает в узкой локации — примерно 3–5 км — поэтому успевает за 15 минут (правда, есть локации, где время увеличено до 30 минут или часа) довезти его до потребителя.
В Челябинске доставку продуктов предлагают федеральные ритейлеры «Лента», «Ашан», Metro Cash&Carry, «Сбермаркет», X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»), «Магнит», а также Delivery Club. Есть также доставки у местных гипермаркетов и специализированных магазинов.
Представители «СберМаркета» работают по другой модели, чем сервисы экспресс-доставки.
— Мы работаем с большим ассортиментом — несколько десятков тысяч продуктов и товаров. Клиенты заказывают продукты впрок на 7–10 дней сразу на всю семью. Однако мы понимаем, что клиенты хотят получать заказы быстрее — и работаем над сокращением времени доставки уже в этом году, — прокомментировали в пресс-службе «Сбермаркета». — Наш главный конкурент — привычка людей ходить в магазины. Мы боремся с барьерами к онлайн-покупкам вместе с другими компаниями в сегменте e-commerce. И приветствуем появление на рынке новых сервисов доставки и игроков. Это поможет нам вместе развивать рынок и привлекать новых клиентов.
Сейчас на один заказ челябинцы обычно тратят 2 271 рубль, сообщили в «Сбермаркете».
— При запуске сервиса средний чек составлял 2 903 рубля. Это связано с тем, что сначала жители заказывали больше продуктов, но реже — один раз в 2 недели. Сейчас в среднем челябинцы делают одну покупку в неделю. Количество заказов за год увеличилось в 4 раза, — рассказали в «Сбермаркете». — Самые популярные продукты у жителей Челябинска — бананы, нарезной батон, молоко, репчатый лук, сметана, огурцы и морковь.
Главным конкурентным преимуществом «Самоката» является быстрая доставка, отмечают эксперты.
— «Сбермаркет», собственные доставки «Ленты», «Магнита» и «Пятерочки» часто не имеют временных слотов для доставки в течение дня и предлагают выбрать время в ближайшие дни. Курьер в этом случае приходит к клиенту на следующий день в строго определенный временной коридор. Его необходимо ждать. «Самокат» же декларирует модель «доставки за 15 минут». При этом пользователю не нужно платить за доставку — вне зависимости от количества и веса покупок. Бизнес-модель предполагает привлечение клиентов способом BTL (непрямая реклама. — Прим. ред.), что снижает затраты на маркетинг, — объясняет аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. — Из минусов «Самоката» отмечу относительно небольшой выбор предлагаемых товаров. Однако они обычно более высокого качества, что сказывается на цене.
Мощный толчок сервисам доставки продуктов питания дали пандемия коронавируса и связанные с этим ограничительные меры.
— В регионах конкуренция ниже, как и стоимость найма персонала, поэтому сервисы доставки еды устремились в регионы. «Самокат» выделяется быстрой доставкой — 15–30 минут, конкурентными ценами, наличием складов для обслуживания интернет-заказов в районе присутствия. Такой подход позволяет обслуживать даже дальние районы доставки, куда пока не добрались другие сервисы. Минимальная сумма заказов во многих районах — демократичные 100 рублей. Правда, и средний чек ниже, — комментирует руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Есть и негативные отзывы. На складе много продуктов, и клиенты иногда жалуются на то, что им доставили продукты с истекшим сроком хранения или испорченные. Особенно это касается фруктов, овощей, зелени.
Сейчас сервисы доставки находятся на этапе становления, идет конкуренция бизнес-моделей.
— Есть модель обычного магазина, в котором сборщики формируют заказ и отдают курьеру. По такой модели работает, к примеру, «Пятерочка». Есть модели «склада для курьеров» — по ней работает «Самокат». Есть и промежуточные варианты… Какая модель в итоге выиграет, сказать сложно. В этом и следующем году этот бизнес будет продолжать расширяться, — прогнозирует Андрей Верников. — Пандемия пройдет, а привычка получать продукты через курьера останется. В дальнейшем, когда конкурентная среда будет насыщена, начнется конкуренция брендов и сильные игроки будут поглощать слабых.
74.RU нашел один из распредцентров «Самоката» в Челябинске. Здесь пока нет никакой вывески. Склад наполняют товарами и готовят к работе, а будущие курьеры примеряют форму и проходят обучение. И тут же сюрприз: среди будущих доставщиков «Самоката» мы заметили самого харизматичного курьера Александра Шкробота, известного челябинцам как «зачетный дед».
— Да, я решил поработать в новом сервисе. Посмотрим, что получится. Но с Delivery Club не прощаюсь. Два дня буду развозить заказы в одном сервисе, два дня — в другом. Спросил у руководства обеих компаний — никто не возражает, — рассказал Александр Шкробот. — Уже прошел обучение. Нам объясняли, как доставлять товары, как вручать, еще много нюансов.
По словам «зачетного деда», его привлекло, что в «Самокате» курьер доставляет товары в радиусе 3 километров. При этом даже при отсутствии заказов гарантируется минимальная почасовая оплата. Курьеру обещают выдавать велосипед, если его нет. Но Александр Шкробот говорит, что будет использовать свой — это удобнее и надежнее.
По словам аналитика Евгения Миронюка, при последовательном расширении ассортимента «Самокат» в Челябинске может рассчитывать на рыночную долю в несколько процентов на рынке продуктового онлайн-ритейла.
Оборот рынка доставки продуктов по-прежнему небольшой — около одного процента от всего продуктового ритейла, отметили в «Сбермаркете».
— Поэтому у нового сегмента есть большой потенциал для роста и развития. Мы ожидаем, что в ближайшие годы рынок доставки продуктов вырастет в несколько раз. Для сравнения: в некоторых странах Европы и США он уже достигает 10% от всей продуктовой торговли, — привели пример специалисты «Сбермаркета».
Главная тенденция современного рынка, как в электронной коммерции, так и всей розницы в целом — максимально удовлетворить все запросы клиентов. Поэтому онлайн-доставка продуктов однозначно будет востребованной, — добавляют эксперты.
— Сегодня люди хотят получать продукты на дом, и здесь мы видим две основные тенденции: стремление к закупке впрок и удовлетворение моментальной потребности, то есть экспресс-доставка. Это относительно новый тренд, толчок к развитию он получил, конечно, во время локдауна. Однако и после снятия жестких ограничений клиенты не готовы отказаться от этого сервиса, — указывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. — Мы считаем, что категория «продукты питания» останется в топ-5 самых востребованных товаров в интернет-торговле по итогам 2021 года. Сейчас она на 4-м месте по популярности.
С января по май этого года жители России заказали продуктов питания через интернет на 83,7 миллиарда рублей. «Съедобная» доля в общем объеме онлайн-продаж, по данным Ассоциации АКИТ, составляет 9,5%.
Какие сервисы по доставке продуктов предпочитаете вы?
Как онлайн-сервисы по доставке продуктов захватывали Челябинск
Экспансия крупных федеральных агрегаторов в Челябинске началась три года назад: в 2018 году появилась служба доставки «Яндекс.Еда», в 2019-ом заработал Delivery Club. Также в миллионнике работают различные службы доставки суши, пиццы, шашлыков и обедов. В конце 2019 года в столицу Южного Урала зашел сервис доставки продуктов Instamart. Именно на его платформе теперь работает «Сбермаркет» — совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка.
В прошлом году в Челябинске практически еженедельно открывалась новая точка выдачи онлайн-заказов. Мы расспросили экспертов, что спровоцировало такое бурное развитие маркетплейсов в нашем городе, как на них повлияла пандемия коронавируса и какие товары челябинцы покупают через интернет чаще всего.