Сельское хозяйство не принято считать прибыльным делом. У энтузиастов, планирующих открыть бизнес на селе, много страхов, и они вполне обоснованны. К счастью, один в поле не воин. Увидеть возможности для роста и выйти на новые уровни производства местным аграриям помогают в Центре «Мой Бизнес», здесь для поддержки фермерства действует целое направление.
Для владельцев экофермы «Семейное подворье» работа с Центром стала мощным толчком вперед, к новым вершинам. Владимир Бекишев и Елена Мокина начинали бизнес с разведения породистых кур, но мечтали о большем. За пять лет их небольшое хозяйство в поселке Садовом в пригороде Челябинска выросло в крупное сельхозпредприятие. Сегодня «Семейное подворье» — это единственная в области экоферма с тематическими парком и кафе, магазинчиком экологически чистых продуктов, собственным мини-зоопарком и водно-развлекательным комплексом. Таких высот удалось достичь не без поддержки надежного партнера.
— С Владимиром и Еленой мы познакомились на агровыставке в 2019 году, с тех пор всегда на связи, — рассказывает специалист Центра поддержки фермерства Ирина Асанова. — Мы очень полюбили «Семейное подворье». Видно, что люди подходят к делу с душой и искренне радуются каждому гостю.
Чаще всего на экоферму приезжают семьи с детьми, им тут раздолье. В тематическом парке много фигурок из любимых сказок, есть тут и детская площадка с песочницей. Недавно был праздник со сладкой ватой и выступлением цирковых артистов. Гости платили только за вход, все развлечения — бесплатно.
Главное — верить, что всё получится
Сказочную атмосферу в «Семейном подворье» создают фигуры мультгероев в натуральную величину. Сперва их лепили профессиональные скульпторы, художников специально приглашали на экоферму. Когда Владимир познакомился с технологией ближе, взялся за лепку сам.
— Главное — верить, что всё получится, — улыбается бизнесмен. — Строительный состав нехитрый — цемент да песок. Есть и секретный ингредиент — Fairy, с ним бетон становится пышнее, дольше сохнет, дает меньше трещин.
Зоопарк забирает всё время
В мини-зоопарке «Семейного подворья» — более 40 видов животных. Дети, которые приезжают сюда на экскурсию, гладят пони и любуются павлинами, играют с енотами и обнимают лохматых самоедов. Северные олени, крикливые гуси, темпераментные страусы эму — зверей на экоферме предостаточно. Содержать такое количество животных — колоссальный труд, который забирает максимум сил и времени. Елена Мокина занимается питомцами каждый день, с раннего утра и до позднего вечера.
— Я выросла в деревне и знаю, что такое домашнее хозяйство, — комментирует Ирина. — Меня удивила чистота на ферме, при таком количестве животных территория остается ухоженной. Это дорогого стоит.
Нянчат енотов, лечат лис, спасают собак
В «Семейном подворье» не отказываются даже от «особенных» животных. Например, лисичку по кличке Фокси, местную любимицу, привезли на экоферму с переломанными лапами. Гарантии, что животное будет ходить, не было никакой.
— Лису выходила младшая дочь, — рассказывает хозяйка экофермы Елена Мокина. — А сейчас она уже нянчит маленького енота, регулярно поит его из соски козьим молоком.
Брошенным животным в «Семейном подворье» ищут новых хозяев. На днях в лесу Елена наткнулась на молодого лабрадора с веревкой на шее. У собаки дефект лап, но это, пожалуй, его единственный недостаток.
Черный как уголь лабрадор оказался очень дружелюбным, и теперь с нетерпением ждет «своего» человека.
«Жил-был в норе под землей хоббит»
Изюминка «Семейного подворья» — кафе в стиле «хоббичья нора», на крыше которого уютно устроился дракон Смауг. На большом экране здесь без остановки крутят «Властелина колец». Идею создать необычное кафе Владимиру подсказали дети — ярые фанаты трилогии про мир Средиземья. Получилось очень натурально: круглые окошки, камин, кресло-качалка, полки с книгами про «маленький народец» — фанатам Толкиена заведение точно понравится. Здесь можно перекусить после прогулки по экоферме и даже отметить праздник или корпоратив.
Пельмени с начинкой из цесарки и страуса
Местные повара лепят пельмени на продажу. Начинки самые разнообразные: классическая свинина/говядина и необычные — например, из цесарки. Есть и диковинные — из страусиного мяса. Можно съесть порцию за столиком кафе или взять симпатичные коробки с полуфабрикатами домой.
Сертифицировать продукцию «Семейному подворью» помог Центр «Мой бизнес». Разработка дизайна упаковки пельменей — тоже их заслуга. Господдержку предприниматели получили в рамках акселерационной программы «Готовый продукт», участниками которой стали в прошлом году. Сегодня натуральные и очень вкусные полуфабрикаты, изготовленные на экоферме, можно приобрести в нескольких интернет-магазинах и гипермаркете «Теорема». Большую партию пельменей с разными начинками традиционно забирает на реализацию поселок «Лесной остров».
В магазине при ферме продают куриные и перепелиные яйца, в том числе необычных расцветок (оттенок скорлупы зависит от породы птицы, есть даже нежно-голубые и зеленые яички), свежайший творог и молоко «из-под коровы».
На прилавках также тушки кур-бройлеров, гусь, утка и жирное козье молоко.
Мечтают о модном глэмпинге
Чтобы подогреть интерес предпринимателей к сельскому хозяйству, власти разработали комплекс мер для поддержки фермеров, в числе которых — государственные гранты. В Центре «Мой Бизнес» помогают составить правильную документацию для того, чтобы претендовать на финансовую помощь. Специалисты уже подготовили необходимые документы и подробный бизнес-план для участия «Семейного подворья» в конкурсе на получение гранта Министерства сельского хозяйства «Агротуризм» в 2022 году. В случае победы (а шансы на нее очень высоки) экоферма получит три миллиона рублей.
Сумму планируют потратить на строительство глэмпинга. Для городских жителей возведут два гостевых дома, где те смогут побыть в контакте с природой и отдохнуть от суеты.
В планах — варить сыр и открыть детскую школу фермеров
Центр дает бизнесменам «не рыбу, а удочку», подсказывая, как можно зарабатывать системно и постоянно. Эксперты организуют бизнес-миссии для обмена опытом. В «Семейное подворье» уже приезжали за порцией вдохновения делегации из Крыма и Карелии. Специалисты Центра также помогают предпринимателям в создании презентаций, которые нужны для участия в агровыставках и других мероприятиях.
— Внутренний туризм сегодня активно развивается, — говорит Ирина. — В любом селе можно найти изюминку и превратить ее в источник прибыли. К сожалению, многие не знают об инструментах, которые реально помогают вывести бизнес на новый уровень. Мы регулярно выезжаем в область, чтобы рассказать фермерам, на какие меры поддержки от государства они могут рассчитывать.
Владельцы «Семейного подворья» не боятся мечтать — планов на будущее очень много. Владимир грезит идеей создать свою детскую школу фермеров, варить сыр и устраивать кулинарные мастер-классы. Много забот потребует строительство гостевых домов и благоустройство территории — нужно будет отсыпать и подсветить дорожки, чтобы в сумерках по территории было комфортно гулять. Есть уверенность, что всё получится. Ведь гораздо проще развивать бизнес, заручившись поддержкой надежного партнера.
Узнать о действующих мерах поддержки предпринимателей Челябинской области можно на сайте Центра «Мой бизнес» мойбизнес74.рф. Получить ответы на интересующие вопросы можно по единому номеру 8 800 350-24-74 или на очной консультации по адресам:
Челябинск, ул. Российская, д. 110, к. 1 (2-й этаж);
Магнитогорск, пр. Ленина, д. 70 (3-й этаж);
Златоуст, пр. им. Ю. А. Гагарина, 3 мкр, д. 43 (3-й этаж);
Кыштым, ул. Калинина, д. 201 (3-й этаж).
Работа центра «Мой бизнес» осуществляется в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».