Деятельность «Инстаграма» запрещена в РФ, и он официально заблокирован, а неофициально — продолжает работать. Тем не менее многие предприниматели, которые вели бизнес на этой площадке, начали подыскивать ей альтернативу. Одни уходят в «Телеграм», другие — во «ВКонтакте», третьи — в маркетплейсы. В чём продавцы видят плюсы новых платформ, легко ли учиться ими управлять и как на переезд из одной соцсети в другую реагируют подписчики — герои наших публикаций о малом бизнесе поделились своим мнением.
«Это как переезд в новый дом»
Шоколатье, основатель онлайн-школы по созданию трюфелей Олеся Нежикова несколько лет назад начинала свой бизнес со страницы во «ВКонтакте», но с развитием «Инстаграма» (деятельность в РФ запрещена) постепенно перебралась туда.
В «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) Олеся продавала конфеты собственного производства, общалась с подписчиками, начала обучать своему искусству. Когда речь зашла о блокировке соцсети, решение проблемы пришло достаточно быстро. Она решила переехать во «ВКонтакте».
— Когда-то я начинала свой бизнес одна, сейчас мне на производстве помогают два человека, а в онлайн-школе задействовано порядка 30 человек. У меня большая команда и большие обязательства перед людьми. Я не могу их просто отправить на улицу, — говорит Олеся Нежикова. — Нам нельзя загубить дело, которое кормит наших сотрудников и их детей и дает радость и доход нашим ученикам.
Вся команда Олеси пошла изучать работу во «ВКонтакте» — какие фишки там есть, как целевая аудитория реагирует на сторис и посты, какой формат ее больше привлекает.
— За несколько дней работы мы создали новое сообщество, и у нас уже две тысячи подписчиков, растут охваты, с нами активно общаются участники группы, — рассказывает она.
Шоколатье намерена вести страницы в обеих соцсетях и помогать своим ученикам развивать бизнес во «ВКонтакте», чтобы им было проще адаптироваться в новых обстоятельствах.
— Сначала и у меня была небольшая паника, но сейчас я это уже воспринимаю как переезд в новый дом. Обычно в новом доме что-то некомфортно, в старом более привычно, — рассуждает Олеся Нежикова. — Если в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) мы делали больше упор на сторис и видео, то во «ВКонтакте» делаем упор на тексты и на новые алгоритмы работы. Я думаю, что «ВКонтакте» — это тоже хорошая площадка для развития своего бизнеса. Я уверена, что здесь найду отзывчивую и добрую аудиторию и новых учеников.
«Закрыли на eBay, блокируют соцсети...»
Основательница Kronatree Татьяна Дудаладова за время своей работы нарастила число подписчиков в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) до 7 тысяч. Этот канал продаж был для ее семейного бизнеса основным. Но предпринимательница не расстраивается — много лет она уделяла внимание разным соцсетям, работала и на американских ресурсах, и на сайтах бесплатных объявлений России.
— Пока, конечно, сложно какие-либо прогнозы делать. Я поставила VPN, и у меня «Инстаграм» (деятельность в РФ запрещена) еще работает. Но, возможно, с ним еще будут какие-то сложности, — допускает основательница Kronatree. — И я не расстраиваюсь, потому что на протяжении всех этих лет параллельно вела страничку во «ВКонтакте». Там у меня, конечно, меньше было заказов, но они были. Плюс в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) разместила ссылку на созданный буквально месяц назад телеграм-канал, аудитория туда также подписалась. Еще мы начали работать с Wildberries и Ozon. Пока не отчаиваемся, главное — разносторонняя направленность. Я вам даже больше скажу: я на «Авито» разместилась, и там тоже бывают заказы, но, конечно, реже.
Также у Татьяны есть магазины на американских платформах Etsy и eBay, но сейчас они заблокированы.
«24 февраля нам прислали сообщение Etsy и eBay, что российские магазины не будут видны всему миру. Они не удалены, но никто, кроме нас, их не видит»
Ничего катастрофичного в сложившейся ситуации Татьяна не видит. Помимо оставшихся площадок, ее семья планирует использовать возможности маркетов и ярмарок. В этом году они должны состояться в Тюмени, Москве, Казани.
— Очень надеемся, что состоится Бажовский фестиваль, который два года не проводили из-за коронавируса, но сейчас ограничения сняли, — говорит Татьяна. — Люди идут на маркеты за настроением — когда вокруг напряженно, хочется отвлечься на что-то хорошее. Думаю, такие мероприятия будут жить. И, кстати, там в основном наши производители, российские дизайнеры. Раньше они незаслуженно были в тени, сейчас самое время обратить на них внимание.
«Нашла альтернативу»
Екатерина Лычагина из Варненского района, помимо того что занимается содержанием фермы, переработкой молока и продажей собственной продукции, сама ведет страницу в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена). Теперь самой же ей нужно как-то переориентироваться в изменившихся условиях.
— Пока у меня «Инстаграм» (деятельность в РФ запрещена) работает. Просмотры есть, кто-то лайкает, кто-то подписывается. Жизнь еще какая-то бьется. Но не знаю, надолго ли. В качестве альтернативы ему выбрала страничку во «ВКонтакте», — рассказывает Екатерина. — Эта страничка у меня была давно заведена, но я на ней не работала. Первые пост и сторис опубликовала там буквально пару дней назад. Надо учиться, и я уже нашла человека, который готов провести для меня курсы. Договорились с ним о предварительной встрече.
В «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) у Кати 5874 подписчика, накануне она пригласила их присоединиться и к странице во «ВКонтакте». За два дня подписалось более 500 человек.
— Я не переживаю, что будет снижение заказов. В конце концов, у меня есть телефоны клиентской базы, — рассказывает фермер. — «Инстаграм» (деятельность в РФ запрещена) был удобным способом общения с людьми. Сейчас надо этот момент пересматривать. Возможно, группу в «Вайбере» активизировать. Она уже существует, в ней около 900 человек. Плюсом к ним начну добавлять тех, кто был в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена).
«Нашла площадку, которая отнимает меньше сил»
Владелица бренда детской одежды Юлия Абрамова раньше активно продвигала свои вещи в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена). Но на это уходило много времени, а предпринимательница — мама двоих детей. Сейчас, как ей кажется, она нашла замену этой соцсети.
— Я вела «Инстаграм» (деятельность в РФ запрещена) сама, а с детьми мне хотелось меньше тратить на него сил, — рассказывает Юлия. — Поэтому некоторое время назад, еще до блокировки «Инстаграма» (деятельность в РФ запрещена), я задумалась о переходе на Wildberries. Там не нужно придумывать и снимать ежедневный контент, заниматься логистикой. Надо зарегистрировать карточку товара на сайте, правильно упаковать его, отправить на склад. На самом сайте партнеров Wildberries есть подробная инструкция, как и что делать. Человек без подготовки способен это освоить.
Предпринимательница предупреждает, что также немаловажно решить вопрос с наличием товара на складе. Обкатать работу на новой платформе она решила с другой продукцией, не своего производства. Как только начнет получаться, Юлия готова будет начать продавать на Wildberries и детские вещи.
«Непонятно, какие перемены ждут завтра»
Создательница бренда LUSALUT Люцина Мухутдинова отмечает, что, несмотря на блокировку «Инстаграма» (деятельность в РФ запрещена), многие в нем остались, установив VPN. Поэтому прощаться с соцсетью Люцина пока не намерена.
— На «Инстаграм» (деятельность в РФ запрещена) у нас приходилась большая доля продаж, но, помимо него, есть еще группа во «ВКонтакте», телеграм-канал, сайт, Wildberries, — перечисляет создательница бренда LUSALUT. — Что из этого будет работать лучше всего, пока не знаем. Просто работаем над всем одновременно. И вообще непонятно, какие перемены ждут завтра, поэтому подстраиваемся.
Подписчики, по словам Люцины, уже начали переходить из «Инстаграма» (деятельность в РФ запрещена) в «Телеграм» и во «ВКонтакте». Сколько именно человек перешло, она пока уточнить не может.
«Мы тут уже целый день, записывайтесь — научим»
Анна и Владимир Бонькины шесть лет занимаются производством и продажей авторской бытовой химии. С самого начала предприниматели продвигали свой товар во «ВКонтакте», поэтому уход из «Инстаграма» (деятельность в РФ запрещена) не видится им чем-то критичным.
— Я в 2013 году обучилась на SMM-специалиста. В то время «ВКонтакте» была одной из самых развитых соцсетей, — вспоминает Анна. — С тех пор ее функционал постоянно увеличивался, а так как я непрерывно работала там, его осваивала. Большой плюс «ВКонтакте» — это возможность организовать на его площадке магазин, и свой сайт для этого не нужен. Ты загружаешь товары, их описание, а у покупателей есть возможность тут же всё оформить и даже оплатить.
В «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) свою продукцию предприниматели тоже продавали, но развивать аккаунт там начали только летом прошлого года.
— В июле 2021-го я обучилась ведению страницы в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) и начала записывать сторис, выкладывать посты. Сначала было 100 подписчиков, а сейчас — 545. Их число приросло в пять раз, притом что мы совсем не тратились на рекламу. Максимум 10 тысяч вложили, — рассказывает Анна. — Продажи оттуда были — из «Инстаграма» (деятельность в РФ запрещена) переходили на сайт и также писали в сообщениях. Сейчас сообщения читать сложно, они через раз прогружаются, поэтому в директе уже нет заказов.
Что делать дальше с «Инстаграмом» (деятельность в РФ запрещена), предпринимательница думает. Пока она опубликовала пост с приглашением подписчиков присоединиться к ее группе во «ВКонтакте». И переходы уже есть.
— Специалисты, занимающиеся продвижением, рекомендуют вести свои аккаунты в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена) и дальше. Скорее всего, я последую этому совету, но не так активно, как раньше, буду там работать. Начну выкладывать 1–2 сторис в день, — рассуждает наша собеседница. — А еще, наверное, возьму курсы по настройке рекламы во «ВКонтакте».
Анна советует уже начинать осваивать кабинет во «ВКонтакте», но иметь в виду, что будет большая конкуренция и стоимость рекламы возрастет.
— Я сама тоже могла бы вести курсы, но пока не готова к этому. Мне поступил запрос от давней знакомой, я ей провела консультацию. Но масштабировать — пока нет. Знаю, что есть бесплатный марафон, а есть курсы от 15 тысяч. Нужно внимательно выбирать, — предостерегает она. — В своих чатах SMM-специалисты начали отмечать, что те, кто еще недавно занимался продвижением в «Инстаграме» (деятельность в РФ запрещена), пришли во «ВКонтакте». Они сами еще толком тут ни в чём не разобрались, но уже начинают предлагать свои услуги: «Мы тут уже целый день, записывайтесь — научим!» Не ведитесь, ищите профессионалов с опытом.
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Эта мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!