Мы встречаемся с Кристиной в модном пространстве Pesok, где под одной крышей собраны коллекции дизайнеров из Челябинска и Екатеринбурга. Наша героиня — одна из них. Она в мужском пиджаке (который успешно апгрейдила под себя) и с невероятной выправкой. Внешний вид хоть и неявно, но всё-таки выдает прошлое девушки. Кристина улыбается: «Да-да, несмотря на то что с детства любила шить, многие годы потратила на учебу в институте МВД и работу юристом». А в прошлом году решила, наконец, заняться тем, что ей действительно нравится. Проект стартовал в феврале, но через три дня началась спецоперация. В рубрике «Маленький, но гордый бизнес» предпринимательница поделилась опытом развития молодого бренда в новых условиях и объяснила, почему в ее линейке одежда только для мужчин.
«Было убеждение, что швея — это ПТУ»
Кристина Светлакова росла в небольшом городке Челябинской области. Ее детство пришлось на 1990-е годы, когда в местных магазинах сохранялся дефицит, особенно красивой и модной одежды.
— Когда я была маленькой, шила куклам наряды, а как стала постарше, захотелось самой чем-то выделяться, носить красивые вещи, — рассказывает она. — Шить училась на уроках в школе и у бабушки. Что-то изучала по книгам и журналам. Журналы Burda до сих пор стопками лежат, я их не выбрасываю. Есть 1996 года, это такая ностальгия. Интересно наблюдать по ним, как мода развивается и повторяется. Смотрю на некоторые модели и понимаю, что я бы и сейчас их носила.
Тем не менее, несмотря на сильную любовь к моде и шитью, после школы Кристина отправилась учиться в Челябинский юридический институт МВД. Это решение нелогично, соглашается наша героиня, но у нее есть этому объяснение.
— Во-первых, я считаю, что это несовершенство образовательной системы. Я рано пошла в школу, в 16 уже поступала в институт. На мой взгляд, в этом возрасте невозможно сделать осознанный выбор профессии. Именно поэтому так часто люди постарше меняют работу, когда находят любимое дело, — считает Кристина. — Когда мое поколение определялось с выбором профессии, учиться на швею было не престижно. Было убеждение, что швея — это ПТУ. Давайте будем честными, все думали, что на швей шли учиться люди, которые никогда не смогут поступить в высшее учебное заведение. И мои мама с папой, конечно, не рассматривали для меня такой вариант. Сейчас швеи — ценные сотрудники, за них на производствах бьются. Но я нисколько не жалею, что не сразу пошла по этому пути, потому что приобрела другие полезные навыки.
Спасибо акциям «Газпрома»
Став студенткой далекого от творчества и моды вуза, Кристина шить не перестала. Напротив, у нее росла потребность в обновлении гардероба. А на каком-то этапе девушка даже начала задумываться об открытии собственного ателье, чтобы помогать своим сокурсникам в повседневной серой форме выглядеть красиво.
— В 2000-х мама с папой продали акции «Газпрома» и купили музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон и швейную машинку Janome. Вообще ее мама себе просила, — смеется Кристина. — Но когда купили, она практически не подходила к ней. В основном шила я. Машинка была дорогая и хорошая. Я ее забрала, когда училась на втором курсе, и она покочевала со мной по всем съемным квартирам.
В вузе Кристина была активисткой: играла в КВН, входила в состав молодежной избирательной комиссии. Когда пришла пора определяться, на какую специализацию идти — уголовную или гражданскую, она выбрала вторую.
— У нас в институте был замечательный преподаватель, это он мне посоветовал. Видимо, видел мой творческий характер, — предполагает предпринимательница. — На 4–5 курсе у меня была идея открыть военное ателье. Все курсанты, учащиеся на бюджетной основе, обязаны ходить в форме. Не важно — девочки или мальчики. Всем выдавали форму, но, к сожалению, она не каждому подходила по фигуре. Многим приходилось подгонять одежду под себя. Я помогала друзьям, подшивала, но, видимо, страх и ограниченные финансы не позволили мне масштабировать это дело. И я пошла по намеченному пути, стала юристом.
Семь лет Кристина работала по специальности, а потом ушла в декрет, из которого на прежнее место работы не вернулась.
— У меня была высокооплачиваемая работа с прекрасным графиком. Но за год до ухода в декрет я мыслями полностью ушла в создание собственного дела, — признается наша героиня. — Еще до декрета я твердо знала, чем буду заниматься, что больше не вернусь. И с самого начала знала, что это будет бренд мужской одежды.
Не только забота, но и бизнес по расчету
Решение сосредоточиться именно на мужской одежде Кристина объясняет, с одной стороны, желанием создавать что-то комфортное для представителей сильного пола, с другой — финансовым подходом.
— У нас большая семья — три дочери, мама, папа. Был один мужчина, и, конечно же, все за ним ухаживали. В нас это заложено с детства, — рассказывает дизайнер. — А если смотреть с точки зрения бизнеса, то мужчина — это очень интересный потребитель, который покупает себе одежду надолго и приходит за ней снова, если она оказалась качественной. Это хорошая и довольно свободная ниша, низкоконкурентная. Насколько я знаю, в Челябинске мы — первый такой локальный бренд, и это наш прагматичный расчет. Сейчас мужчины стали многозадачны. Они — руководители, сыновья, помогающие маме, отцы, которые возят детей на тренировку, а вечером встречаются с женой или друзьями. На протяжении дня они не раз меняют социальные роли, и очень хочется, чтобы им было комфортно и удобно. Хочется им помочь.
Вообще Кристина старалась просчитать каждый свой шаг. Для начала прошла обучение по открытию бренда одежды с нуля. А когда определилась со стратегией, названием бренда, поставщиками тканей и фурнитуры, начала обзванивать швейные цеха.
— Я разработала эскизы рубашек, составила список производств в Челябинске, благо их сейчас очень много. Потом отобрала несколько подходящих (не все производства берут небольшие заказы на старте проекта) и позвонила им. В одном месте мне сказали: «А зачем вам лекала разрабатывать? Возьмите из интернета». Но я так не могу, — качает головой Кристина. — Конечно, можно посмотреть на наши поло и задать вопрос, что в них нового. Но вообще-то я довольно скрупулезно подходила к вопросу. У нас есть эксклюзивные модели, и сейчас мы расширяем нашу линейку.
Когда отшивали пробные образцы, одну модель пришлось переделывать четыре раза. Ее, к слову, отшивали на мужа Кристины. Он же каждый раз стойко ходил на все примерки.
— Лекала разработаны, партия сшита, и ты такой окрыленный идешь в цех смотреть на результат. А потом видишь его, и улыбка молниеносно сползает с лица, потому что это не то, что ты себе представлял, — смеется предпринимательница. — После всех проверок и настроек мы работали некоторое время с одним цехом, но потом разошлись. Официальная формулировка, поступившая мне от него: «Мы не можем вам предоставить качество, которое вы хотите». А это хороший цех с квалифицированными работниками. Просто они не хотят заморачиваться из-за каждого миллиметра, который я прошу, а мне это очень важно. Пришлось искать новых партнеров.
«Открылись в самое неудобное время»
Подготовка к открытию бизнеса длилась примерно полгода. Первая отшитая партия была небольшой — по два экземпляра каждой модели в четырех цветах.
— Мы объявили старт продаж в самое неудобное время — 21 февраля, за три дня до начала спецоперации, — вздыхает Кристина. — Первыми покупателями были мои друзья и близкие, которые наблюдали за тем, что я делаю, весь подготовительный период. И у меня сразу был лист ожидания на старт продаж. Далее была идея сосредоточиться на онлайне. Но в связи со спецоперацией дойти до покупателя стало сложнее. Раньше рост брендов одежды был за счет «Инстаграма» (деятельность социальной сети запрещена на территории РФ. — Прим. ред.), за счет таргетированной рекламы. Люди к этому очень привыкли. Сейчас всё намного сложнее. «ВКонтакте» не так работает, там не такие алгоритмы.
Кроме того, опыт показал, что сами мужчины не всегда готовы к покупкам онлайн. Многим предпочтительнее иметь возможность потрогать вещь руками, примерить ее.
— Ситуация развивается так, что любой канал продаж может сейчас рухнуть, поэтому не складываем яйца в одну корзину, — говорит дизайнер. — Мы довольно юны, но уже много где побывали, стараемся максимально участвовать в различных мероприятиях. Были на «Че Маркете», Fashion Day, «Русский Fashion». Там становимся более узнаваемыми, получаем положительные отзывы и первых покупателей.
Как считает предпринимательница, участие в показах — один из главных ресурсов для развития сегодня. Кроме того, в ближайшее время она рассчитывает запустить собственный сайт.
При открытии подобного бизнеса, по словам Кристины, можно обойтись достаточно небольшими вложениями. Для старта хватит 300 тысяч рублей.
— Но надо понимать, что ни один бизнес в первые месяцы доходы не приносит. Если что-то и получается, всё обратно вкидывается в оборот, в развитие, — предупреждает предпринимательница. — Более того, аппетиты с каждым месяцем растут, ты больше строишь планов и идешь к их реализации. Пока я не вижу точки окупаемости, когда мы к ней подойдем. Но сегодняшняя ситуация меня не пугает. Я просто делаю свою работу. И если что-то пойдет не так, это будет моей ошибкой, за которую мне придется платить. Но не пойдя вперед, я не узнаю, что у меня может получиться. Поэтому я верю в развитие, и это придает мне сил.