В центре Челябинска, на пересечении улиц Маркса и Свободы, скоро откроют вьетнамское кафе «Дед Хо». Там будут подавать фо бо, воки и, что неожиданно, шаверму. Кроме того, гости смогут купить там азиатские товары: креветочные чипсы, кофе, китайские и тайские соусы, рисовую бумагу и даже вьетнамскую соломенную коническую шляпу Нон. Новое заведение — это франшиза петербургской сети. Обсуждаем с экспертами, не приелась ли челябинцам эта кухня и станет ли новый проект востребованным.
Как указано на официальных страницах компании, основатели сети «Дед Хо» — Виктор Мохов и Сердар Мамедов. Они работают в сфере общепита больше 25 лет, из них 5 лет провели во Вьетнаме и Китае. Оттуда привезли технологические карты блюд и с тех пор придерживаются аутентичных рецептов. Первое кафе в России партнеры открыли в 2017 году. Недавно запустили франшизу.
— Скажем честно, начало было тяжелым! Вьетнамская кухня не была популярна в Петербурге, и многие гости не понимали, что такое фо бо и как можно наесться всего одним супом, — поделился Виктор Мохов. — Изначально в кафе работали только мы и еще два сотрудника. Работать приходилось много, но мы делали своё дело честно и качественно — старались удивить гостей необычными вкусами и классным обслуживанием, и сработало сарафанное радио. К нам начали приезжать специально с разных концов города!⠀
По данным сервиса «Контур.Форкус», товарный знак «Дед Хо» принадлежит юридическому лицу «Братья Марио», которое зарегистрировано в 2016 году в Санкт-Петербурге. Учредитель и генеральный директор — Сердар Мамедов (ранее возглавлял «Крошку-Картошку» в Санкт-Петербурге). Выручка на конец 2021 года составила 1,5 миллиона рублей, из них чистая прибыль — 276 тысяч. На данный момент заведения сети есть в Санкт-Петербурге (17 филиалов), Иркутске, Подольске, Ярославле.
Точная дата открытия заведения в Челябинске пока не называется. Окупаемость проекта, как заявляют на сайте «Деда», — 12 месяцев.
Этнические кухни, особенно азиатские, сейчас находятся в стадии роста, уверены челябинские рестораторы. Как правило, в восточных заведениях подают большие сытные порции, вдобавок — достаточно быстро. Такие кафе всё больше конкурируют с обычным фастфудом. Однако практически везде подают не оригинальные блюда, а их «стилизации», считает гендиректор холдинга «Мегаполиc» Александр Одольский. Полюбят ли горожане настоящую вьетнамскую еду, еще вопрос.
— За последние годы паназиатская кухня появляется не только в виде корнеров в фудмаркетах, но ее добавляют в меню обычных ресторанов, — рассуждает Александр Одольский. — Но та же японская кухня — это стилизация под Японию, а не настоящие суши. Есть китайская, корейская, вьетнамская кухни, но все они подогнаны под российского потребителя. Чистой Азии у нас почти нет, иначе еда показалась бы слишком специфичной.
При этом осень — не самое удачное время для открытия кафе и ресторанов, считает управляющий сети вьетнамской кухни 4Pho Иван Абрамов.
— Сейчас октябрь — ноябрь, когда в общепите идет самый большой спад. Главное, чтобы их это не спугнуло, если они собираются открываться прямо сейчас. В декабре уже народ пойдет, а пока самые «нерыбные» месяцы, — рассказал Иван Абрамов. — Что касается рецептов, то челябинцы привыкли именно к европейскому том яму, и если у «Деда Хо» будет аутентичная кухня, то это может оттолкнуть часть аудитории. Например, мы специально сбавляли остроту в блюдах, где-то приходилось убирать усилители вкуса, чтобы это не смущало наших гостей.
Иван продолжает: сама по себе вьетнамская кухня прижилась в Челябинске, сейчас она — одна из самых востребованных.
— Я объездил немало городов и могу сказать, что в Челябинске вьетнамская кухня очень даже хорошо заходит. Мы открылись 2019 году на «Белом рынке», по сути мы эту популярность зародили, — считает Иван. — Из всех кухонь, которые были открыты на фудмаркете, эта была самая интересная. Люди начали пробовать и полюбили ее. Сейчас, например, мы открылись в Магнитогорске, там совсем другая ситуация: людям до сих пор нужны русские блюда — блины, картошка, борщ. Там еще не знают, что такое фо бо или том ям.
В «Восточной столовой № 1», где придерживаются оригинальных азиатских рецептов, говорят, к ним заглядывают гости, которые раньше много путешествовали по Китаю, Вьетнаму, Таиланду.
— Кто-то, например, любил ездить в азиатские страны и любил там кухню, а сейчас в связи с ограничениями выехать сложно. Часть наших посетителей — такие туристы, — объясняет управляющий «Восточной столовой № 1» Владислав Волков. — Вообще, когда мы открывались, изначально рассчитывали на студентов из Китая, а потом получилось, что русских стало больше ходить. Притом мы готовим по аутентичным рецептам: делаем всё, как должно быть, никак специально не адаптируем блюда. И нельзя сказать, что у нас едят только постоянные гости, наоборот — регулярно появляются новые посетители. Людям интересно пробовать что-то новое.
При этом кафе «Дед Хо» придется бороться с недавно открывшимся по соседству конкурентом — рестораном Edateca с платным входом по браслетам, там сделан акцент на морепродукты.