Челябинские торгово-развлекательные комплексы заметно опустели из-за массового ухода западных брендов. И если поначалу казалось, это временное явление, то теперь не осталось иллюзий: магазины вернутся нескоро. Именно они были якорными арендаторами, которые привлекали основной трафик. На фоне этого в ТРК вместо зарубежных появляются локальные марки, бюджетные магазины вытесняют дорогие. Еще один тренд последних месяцев — огромные отделы китайской одежды, похожие на рынки: они арендуют под тысячу квадратных метров и продают товары по невысоким ценам. Недавно такой отдел открылся в «Горках», он занял место «Рембыттехники» на втором этаже. Смотрим на ассортимент нового арендатора и разбираемся с экспертами, станет ли это альтернативой привычному ритейлу.
Как выглядит магазин
Первое, что встречает посетителей, — это типичный запах китайской продукции, бьющий в нос. Такой обычно витает на вещевых рынках: резина, кожа и что-то химическое вперемешку. Вывеска — без излишеств: бесхитростный шрифт с красной подсветкой и ни о чем не говорящее название «Омега Планет». Внутри рейлы плотно завешаны мятой одеждой, примерочные здесь со шторкой, вокруг аскетичный интерьер. На этикетках указана цена по карте и цена за наличный расчет, разумеется, последняя ниже (приблизительно на 5%).
Магазин кажется бесконечным: здесь продают мужскую, женскую и детскую одежду, обувь, аксессуары, а также косметику, хозтовары, бытовую технику, игрушки. Впрочем, выбрать из такого изобилия что-то для себя не так-то просто. Первая проблема — размеры.
— У меня обычный 54 размер, — делится с нами покупатель. — А здесь даже XXXL не застегивается, маломерит. Как так?!
Вторая проблема — спорное качество. Практически нигде нет ярлыков, на которых можно посмотреть состав ткани, а там, где есть, как правило, указано «полиэстер 100%». Из швов небрежно торчат нитки, названия фирм — это почти всегда набор иероглифов, в лучшем случае корявый перевод на русский язык.
— Качество ужасное! Цена — тоже, при оплате картой дороже, да и продают одну паль, — возмущается покупательница.
С обувью чуть лучше: размеры в основном совпадают с привычными. Но ассортимент невелик: черные сапоги, белые кроссовки, коричневые ботинки.
Что с ценами
Цены не кусаются, но и сказочно низкими их не назвать: пуховики — 1800–2500, спортивный костюм с худи — 2000–3200 рублей, платья — 1400–1500, футболки — 300–500, джинсы — 800–1500 рублей. Есть даже искусственные шубы под норку, их отдают за 6800. В косметике можно найти шиммер для тела, напоминающий Victoria's Secret (360 рублей).
Судя по информации на ценниках, магазин принадлежит ИП Сангов К. Х. По данным сервиса «Контур.Фокус», ИП Сангов Киёмиддин Хайридинович зарегистрирован 4 октября 2022 года в Москве. Основной вид деятельности — «торговля розничная одеждой в специализированных магазинах». По данным «Яндекс.Карт», магазины с названием «Омега Планет» помимо Челябинска есть в Ижевске, Новокузнецке, Саратове, Самаре, Казани.
Что говорят эксперты
Эксперты в сфере ритейла фиксируют неоднозначную тенденцию: в центральных городских ТРК по всей стране появляются гипермаркеты с дешевой китайской одеждой. С одной стороны, это простая и понятная стратегия: ушли одни арендаторы — появились другие.
— Крупные зарубежные бренды являлись трафикообразующими арендаторами для ТРК. Из-за их закрытия торговые центры теряют свою привлекательность для покупателей, — рассуждает аналитик финансовой группы «Финам» Анна Буйлакова. — Привлечение новых крупных продавцов может пробудить интерес клиентов к ТРК, но смогут ли новые магазины стать полноценной альтернативой ушедшим компаниям, зависит от их ассортимента.
В долгосрочной перспективе такие магазины лишь оттолкнут посетителей, а не наоборот, уверен генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков.
— Это попытка подстроиться под потребителя. Конечно, тут сыграло роль снижение покупательной способности людей: доходы населения падают очень драматично — в этому году в среднем по России она снизилась на 10%, люди не могут позволить себе покупать дорогие товары. Но то, что происходит сейчас, — это агония. ТРК превращаются в барахолки с ноунейм-одеждой, — считает Иван Федяков. — Понятно, что в ТРК пытались занять свободные площади арендаторами, но если смотреть на опыт других ТРК с похожими объектами, они очень быстро деградировали, и поток посетителей там сокращался. Это произошло из-за неприятных запахов, из-за того, что людям некомфортно находиться рядом с торговыми рядами рыночного формата.
В то же время, продолжает Иван Федяков, сейчас в России хорошо развиты маркетплейсы, где можно купить всё то же самое. Онлайн-магазинами типа AliExpress сейчас пользуется большая часть населения. А вот торговые комплексы в последние годы многие посетители воспринимали как место отдыха.
— Мы привыкли к магазинам с красивыми витринами, похожими на музейные, которые создавали определенную эстетику, теперь же — совсем другая картина, — говорит наш собеседник. — Понятно, что найти быстро замену Nike или Reebok невозможно, как и многим другим западным брендам. Мы попали в замкнутый круг: покупатели не хотят покупать, потому что нечего, новые нормальные, пусть даже локальные бренды не могут раскрутиться, нарастить объемы производства, потому что резко просел спрос на одежду и обувь в целом.
Тренды и бренды
Весной 74.RU рассказывал о магазинах «брендовой» одежды с агрессивным маркетингом: они снимают помещения в разных районах на короткий срок и торгуют ширпотребом.
Вообще ситуация с одеждой и обувью сейчас непростая. В Челябинске после начала спецоперации на Украине и введения санкций против России закрылись магазины H&M, Massimo Dutti, Pull&Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Adidas и многие другие. Из-за этого торгово-развлекательные комплексы заметно опустели. Мы спросили представителей крупных ТРК и экспертов, будет ли меняться наполнение комплексов и чего ждать в будущем. А также рассуждали с экспертами, смогут ли отечественные бренды заменить импортные.
Недавно мы писали о том, что в октябре в ТРК «Горки» после полугодовой паузы возобновил работу Mango.
В мае после временного закрытия возобновили работу магазины ритейлера LPP Group (Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay), но они меняют вывески: Cropp превратится в CR, Reserved — в RE, House — в XC, Sinsay — в «Син».