В Челябинске выставили на продажу активы легендарного комбината «Казак Уральский». Более 35 лет назад он был монополистом по производству спирта и ликероводочных изделий в регионе. С 2004 года завод не работал, а его помещения сдавали под офисы и склады. Сейчас же с имуществом решили распрощаться. Собственник оценил землю и почти полсотни объектов недвижимости в 140,4 миллиона рублей. Рассказываем, кому принадлежит этот комплекс с историческим и криминальным шлейфом, почему его пустили с молотка и кому он интересен.
Завод на месте винных складов братьев Покровских
Во второй половине прошлого века комбинат «Казак Уральский» был крупнейшим производителем спирта и ликероводочных изделий на Южном Урале. В его состав входили Тюбукский и Петропавловский спиртовые заводы, Челябинский, Магнитогорский и Златоустовский ликероводочные заводы.
История предприятия в Челябинске связана с казенными винными складами братьев Покровских, открывшимися в 1902 году на улице Труда. В 1925 году на их месте образован Челябинский спиртоводочный завод. В конце 30-х годов он начал производить горькие настойки. А в годы Великой Отечественной войны на предприятии открыли витаминное производство на основе переработки плодов шиповника в концентрат витамина С. В 1959 году завод освоил выпуск безалкогольных напитков. В 1979-ом предприятие преобразовали в Челябинское объединение спиртовой и ликёроводочной промышленности, в 1986 году — в комбинат. В разгар антиалкогольной кампании в 1985 году челябинский завод перепрофилировали на выпуск сладких безалкогольных сиропов, горчицы, обжаренных кофейных зерен. А в 1990-х годах вернулись к выпуску алкоголя.
В 90-х годах прошлого века в Россию начали массово завозить импортный алкоголь. Продажи отечественных производителей, особенно региональных, резко упали. Вдобавок на рынке было засилье контрафакта, с которым не могли конкурировать легальные заводы, платившие все акцизы и налоги и выпускавшие продукцию нижнего ценового сегмента.
«Казак уральский» избежал приватизации, формально оставшись государственным предприятием. Но к 1996 году комбинат попал под контроль преступной группировки Александра Морозова. Криминальный авторитет из Златоуста, бывший к тому же депутатом Заксобрания Челябинской области, заставил комбинат отгружать водку подконтрольным фирмам. Причем денег от них было не дождаться. В 2001 году Морозова приговорили к 20 годам лишения свободы за бандитизм, вымогательство и заказные убийства, в том числе гендиректора комбината «Казак Уральский» Юрия Подшивалова. Вместе с ним осудили еще 24 человек в общей сложности на 180 лет тюрьмы.
В 2000 году госконцерну «Росспиртпром» передали управление ликероводочными заводами в стране, в его состав вошли и южноуральские предприятия. А в 2004-ом «Росспиртпром» объявил об остановке производства на ликероводочных заводах «Казак Уральский» в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте. Причиной была названа хроническая убыточность. Руководство челябинского предприятия пыталось найти выход из положения, в том числе обсуждался выход из концерна. Но сделать этого не удалось.
В 2006 году вновь заговорили о возобновлении производства на ликероводочном заводе «Казак Уральский». Озвучивались планы занять 50 процентов регионального рынка алкогольной продукции (на момент закрытия доля челябинского завода сократилась до 10% — Прим. ред.). Но всё так и осталось на стадии разговоров.
Что именно продают
Для «Росспиртпрома» закрытые предприятия — это непрофильный актив, который требует времени и затрат на содержание, а также портит финансовую отчетность. Поэтому владелец давно пытается избавиться от лишнего имущества. Имущество некогда крупнейшего производителя крепкого алкоголя в регионе пытались продавать по частям. С 2017 года на профильных сайтах по реализации коммерческой недвижимости периодически появлялись объявления о продаже отдельных зданий.
В 2021–2022 годах объекты «Казака Уральского» тоже выставляли на торги. Именно тогда установили начальную цену, которая держится до сих пор, — 140,4 миллиона рублей или 907,2 тысячи рублей за сотку.
Сейчас в единый лот включены два земельных участка (в центре города: на улице 3 Интернационала, 90 — 15 тысяч квадратных метров; в промзоне АМЗ: на улице Родькина, 13 — 31 тысяча квадратных метров), 46 объектов недвижимости и 24 единицы — оборудования, транспорта и спецтехники.
АО «Росспиртпром» создано в 2009 году, объединяет 8 заводов по производству спирта и две сервисные компании в разных регионах страны. 100% акций АО «Росспиртпром» находится в федеральной собственности, управляет Росимущество. Компания также занимается хранением и утилизацией изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Стоимость чистых активов АО «Росспиртпром» по состоянию на 31 декабря 2022 года составляет 8,35 миллиарда рублей. По данным сервиса «Контур. Фокус», за 2022 год выручка выросла на 5% — до 2 миллиардов рублей, чистая прибыль увеличилась на 25% — до 848,7 миллиона рублей.
Среди преимуществ объекта недвижимости владелец называет расположение исторических зданий в центре города, наличие коммуникаций и подъездных путей. Четырехэтажный офисник и двухэтажное офисно-складское помещение, находящиеся в районе областного суда, неплохо заполнены арендаторами. Там есть автомобильная парковка.
Но есть и обременения. В 2015 году здание на улице 3 Интернационала, 90 признано объектом культурного наследия регионального значения «Казенный винный склад» и включено в соответствующий реестр.
Технопарк или жильё?
По мнению экспертов, имущественный комплекс бывшего ликеро-водочного комбината может представлять интерес для инвесторов.
— Найти хорошее место с подведенными коммуникациями сейчас достаточно сложно. С учетом существующих мер поддержки этот объект можно приобрести, например, в промышленную ипотеку. А затем запустить на этом месте новое предприятие, — предположил директор консалтинговой группы «Резалт» Алексей Распопин. — Сейчас идет сближение с Китаем, Индией и другими странами Востока. Можно рассмотреть варианты размещения на этой площадке совместных производств.
Причем не обязательно зацикливаться на предприятиях, связанных с пищевой промышленностью. Это может быть, например, микроэлектроника. Современные технологии позволяют строить предприятия в городской черте, добавил эксперт.
В районе 3 Интернационала и так много производственных зданий, хотя улица сама по себе узкая. Поэтому возводить там ещё один промышленный объект, наверное, не стоит, указал другой эксперт.
— Сейчас модно делать технопарки и размещать мелкоузловую сборку или, например, производство электрокомпонентов. Но для центра города это слишком дорого, — отметил директор по развитию компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов. — Центр надо использовать либо под жилье, либо под создание пространств — центров притяжения для людей. Сейчас такие улицы осваиваются комплексно либо точечной застройкой. Как правило, там появляются жилые дома с коммерческими помещениями.
Жилье — более ликвидный продукт, чем коммерческие площади. Но застройщиков обычно интересует строительство высотного жилья: чем больше квадратных метров, тем больше выручка от продаж. Поэтому прежде, чем говорить о выгодности жилого строительства, нужно уточнить, какие там ограничения по высотности, что там можно строить, а что нельзя, добавил эксперт.
Конечно, можно продолжать использовать площадку как арендный бизнес. По словам экспертов, такие примеры есть. Например, офисы соседствуют с производством и гастропарком «Белый рынок». Но есть обратные примеры — на улице Свободы начали строить офисный центр «Картбланш», а потом заморозили стройку. Инвесторы посчитали перспективы объекта непонятными.
Всегда есть смысл приобретать объект, если инвестор намерен вкладываться и понимает, как это можно использовать, заключил Денис Стукалов.