С территории скандального оптового рынка в Кременкуле выезжают фуры с нераспроданным товаром. Большегрузы паркуют через дорогу от ворот, водители не знают, что делать со скоропортом. Жители поселка тем временем радуются, что после многочисленных обращений в разные инстанции рынок закрывают. Корреспондент 74.RU побывал на месте, пообщался с покупателями, продавцами и с теми, кто живет по соседству. Подробности — в нашем репортаже.
Фуры за воротами, на въезде — силовики
Мы приехали к рынку около 13 часов. Ворота — «парадные» и еще одни чуть поодаль — закрыты. Пока пытаемся сориентироваться, из окна фургончика высовывается мужчина, спрашивает, что тут происходит. Представляться он не стал, но рассказал, что работает на себя — возит с кременкульского рынка фрукты в Снежинск. Не ближний свет, но так выгоднее. Увидеть ворота закрытыми бизнесмен не ожидал и теперь уже второй час сидит в машине в надежде, что ситуация прояснится.
Территория оцеплена силовиками. Перед воротами стоит пять патрульных машин. С полицейскими разговор сразу не задался.
— Нельзя внутрь проходить, — говорит молодой лейтенант. — И комментарий тоже никакой получить нельзя. Не положено.
В это время из-за ворот выбегает невысокий мужчина с густой черной бородой.
— Зачем тебе это? Ты чё хочешь? У тебя скрытой камеры нет? — агрессивно стал заваливать вопросами незнакомец. — А то заезжают всякие, снимают там. Не хотим мы вас пускать.
Выпалив это, мужчина спешно удалился, прокричав кому-то по пути: «Эй, слышь, журналистов сюда вообще не пускать».
Один из полицейских, видимо, устав от вопросов, посоветовал постучать в закрытые ворота рынка. Мы особо ни на что не надеялись, но замок открыли почти мгновенно. За порогом — несколько сотрудников СОБРа в балаклавах и камуфляжных костюмах с разгрузками.
Пока пытаемся объяснить, зачем мы приехали, откуда-то снова выскакивает неизвестный мужчина без формы.
— Никто к вам не выйдет. Нет у вас репортажа. Во имя отца и сына, изыди, — прикрикивая произнес он и закрыл дверь.
От полицейских мы узнали, что на территории рынка работает Следственный комитет. Машин ведомства снаружи нет, но нам удалось встретиться с майором юстиции. От него услышали уже привычное: «Никакой информации не будет».
Атмосферу таинственности поддерживают и мужчины южной внешности, толпящиеся через дорогу.
— Нет, брат, мы ничего не знаем. Сами только что подошли, — сказал один из них, тихонько добавив, глядя на камеры: «Этого нам еще не хватало».
Мандарины из Китая, лук — из Казахстана
Общий язык удалось найти с водителем одной из фур. Ринат поделился, что привез мандарины из Китая на 10 миллионов рублей. Вчера дальнобойщик приехал слишком поздно, рынок уже был закрыт. Он решил поспать в машине на территории. Утром в кабину постучались сотрудники полиции и попросили выехать за ворота.
— Говорят, если не выеду, то машину опечатают вместе с рынком. Я позвонил хозяину товара. Он сказал, что-нибудь придумает. Склад, наверное, снимет. Мандарины пока не испортятся: холодильник в машине работает. Дней на 10 хватит. Если за это время хозяин ничего не решит, он это всё просто выбросит, наверное. Но там большие деньги, так что вряд ли, — рассуждает Ринат.
По словам дальнобойщика, на территории уже не осталось товара, постепенно оттуда выезжают последние фуры.
Еще один водитель большегруза сам подошел к нам с предложением рассказать о проблеме. По словам Вахита Алимсаева, из Казахстана вчера вечером приехало четыре машины. В каждой по 20 тонн лука и моркови.
— Мы сколько солярки потратили. А сейчас у нас всё пропадает, мерзнет. Нас выгоняют с рынка с криками. Что теперь делать — не знаю, — сказал дальнобойщик.
На площадке перед воротами, куда загоняют большегрузы, — суета. Около 15 бородатых мужчин нервно покрикивая помогают загнать машины. На вопросы им отвечать некогда.
— Эй, тебе это зачем надо? Шел бы своими делами занимался, — огрызнулся один из толпы.
Его коллега, более спокойный, объяснил, что сейчас здесь все на нервах и конструктивной беседы не выйдет.
Обращаемся к водителям подъезжающих легковушек, и они оказываются более словоохотливыми. Чаще всего за рулем — челябинцы, приехавшие закупиться овощами и фруктами для своей семьи.
— Не хотелось бы, чтобы рынок закрывали. Кому он мешает? Здесь всё чисто, можно всё покупать в два раза дешевле, чем в Челябинске. Столько километров ехала за фруктами, овощами, а тут закрыто, — рассказала женщина за рулем одной из машин, попросившая не указывать ее имени.
«В магазинах поставят двойные, тройные цены»
Еще на парковке нам удалось пообщаться с владельцем «Лексуса» с номерами «666». Салех Салманов оказался хозяином одной из торговых точек. Он ответил, что о расследовании ничего не знает, но последствия закрытия рынка может предположить.
— Если рынка не будет, то в магазинах поставят двойные, тройные цены. Магазины же у нас с рынка покупали всё. Нельзя закрывать, это же нереально. Должен быть рынок где-то, — говорит предприниматель.
Он также считает, что такая большая торговая точка должна пользоваться спросом у жителей Кременкуля.
— Им это, наоборот, должно быть выгодно. Рядом с домом рынок — заходи, купи всё свежее. Какие крысы? Мы же там сами работаем. Крысы для меня самого были бы проблемой: они ведь товар бы испортили, — заключил он.
«Мы привыкли, что все друг друга знают»
Возле магазина в центре Кременкуля встречаем двух парней.
— Я недалеко от рынка живу. Постоянно вонь от него. В каждый мусульманский праздник центр забит мигрантами. До появления рынка всё спокойно было. В поселке такого быть не должно, — сказал Данил Чулкевич.
Аналогичное мнение у Алины, сотрудницы пункта выдачи известного маркетплейса:
— Там много крыс, они оттуда прибегают в поселок.
По словам девушки, у местных рынок спросом не пользуется: кто-то закупается в магазинах в поселке, а кто-то ездит в Челябинск.
Анна, продавец из магазина через дорогу, заявила, что будет рада, если рынок опечатают, и он не будет работать.
— Мы против того, что много приезжих. Мы же привыкли, что все друг друга знают. Сама я на рынок не ходила, у меня тут рядом всё можно купить, — поделилась она.
История с этим оптовым рынком тянется давно. Изначально участок бывшего Каширинского рынка в Челябинске отдали под строительство ЖК, торговцы овощами и фруктами, преимущественно уроженцы Средней Азии, сначала перебрались из Челябинска к рынку «Караван», расположенному у ЖК «Парковый Премиум». Но после серии конфликтов с его жителями съехали оттуда. Новым местом размещения выбрали Кременкуль, но и здесь местные взбунтовались против торговцев. По их словам, они страдают от наплыва фур и мигрантов. Глава СКР Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело.
В октябре рынок оцепили силовики. Что там происходило — в репортаже 74.RU. А вот что работник базы, соседствующей со скандальной оптовкой, рассказал о тех обысках.
На этот раз закрыть рынок решили окончательно. В пресс-службе губернатора и правительства области пояснили, что соответствующее решение было принято в прошлую пятницу по результатам мониторинга СМИ и обращений.