Компания «Гиллион» из Самарской области потребовала признать банкротом известного автодилера «Сейхо-Моторс». Иск в Арбитражный суд Челябинской области поступил на этой неделе. Официальный дилер Toyota и Lexus задолжал кредиторам, по данным арбитража, более трех миллионов рублей. Разбираем, что происходит с некогда крупнейшим автохолдингом города, откуда взялась задолженность и как эта ситуация отразится на покупателях и клиентах.
В чем суть претензий
Фирма «Гиллион» подала иск о признании «Сейхо-Моторс» банкротом на этой неделе, 29 августа заявление принято к производству. В картотеке арбитражных дел указана сумма исковых требований — чуть больше трех миллионов рублей.
Компания «Гиллион» зарегистрирована в селе Подстёпки Самарской области в июне 2017 года. Занимается оптовой торговлей автозапчастями. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, владелец и директор — Евгений Барбунц. За 2023 год компания отчиталась о нулевой выручке и убытке 2,7 миллиона рублей.
Судебные разбирательства самарцев и челябинцев тянутся уже два года. В марте 2022 года «Гиллион» подал в суд на «Сейхо-Моторс», чтобы взыскать 2,9 миллиона рублей. Это долг за юридическое обслуживание автодилера. Правда, юруслуги «Сейхо-Моторс» оказывала другая компания — «Ю-Групп» — с мая 2013-го по июль 2021 года.
Не дождавшись оплаты, «Ю-Групп» за 100 тысяч рублей продала долг индивидуальному предпринимателю Павлу Зенкову. А в 2022 году он за 2,9 миллиона рублей уступил право требования оплаты «Гиллиону». Самарская компания в том же году подала в суд на «Сейхо-Моторс». В июне 2023 года иск удовлетворили. Суд обязал ответчика выплатить задолженность 2,9 миллиона рублей плюс 57 тысяч рублей госпошлины. Однако долг до сих пор не погашен.
Кто хозяин «Сейхо-Моторс»
Основателем холдинга «Сейхо-Моторс» был челябинец Сергей Еременко. Автобизнес он начинал в 1998 году в скромном гаражном боксе. В 2004 году открыл первый дилерский центр Toyota в Челябинске, в 2008-м — второй. Постепенно компания превратилась в крупный холдинг.
«Сейхо-Моторс» был официальным представителем семи мировых брендов — Porsche, Lexus, Toyota, Mitsubishi, Citroën, Peugeot и Skoda. В лучшие для автобизнеса времена в городе действовало 9 дилерских центров «Сейхо-Моторс»: четыре — на северо-западе, три — в Ленинском районе, два — на проспекте Ленина, в районе ЧТЗ. Холдинг успешно пережил пару кризисов. Но роковым для дилера стал 2014 год, когда автомобильная отрасль особенно сильно просела. Компания набрала кредитов в банках и не смогла вовремя расплатиться по долгам. В мае 2015 года пришлось закрыть дилерский центр «Тойота Центр Челябинск Запад», затем приостановить работу автосалонов Citroën и Peugeot.
Компания «Сейхо-Моторс» зарегистрирована в Челябинске в 2002 году. Занимается розничной торговлей легковыми автомобилями, техобслуживанием и ремонтом машин. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, владельцами компании являются основатель Сергей Еременко (доля под обременением) и Валерий Климцов (с 8 декабря 2020 года) — по 50%. Гендиректор — Игорь Кушнир (с 12 апреля 2021 года). В штате, по данным ФНС за 2023 год, 123 сотрудника. За 2023 год выручка снизилась на 32% — до 784 миллионов рублей, убыток составил 11 миллионов рублей.
В декабре 2015 года «Сейхо-Моторс» заключил мировое соглашение с основными кредиторами — МДМ-банком и «Уралсибом». Долги автодилера на 390 миллионов рублей выкупила «Первая инжиниринговая компания» («ПИК») из Жигулевска Самарской области. По договору новый совладелец получил значительную часть активов челябинского холдинга — автоцентры общей площадью 3,9 тысячи квадратных метров и право аренды на 14,2 тысячи квадратных метров земли. Речь идет об участке в так называемой дилерской деревне — на ул. Братьев Кашириных, 135.
В апреле 2016 года «Сейхо-Моторс» выставил на продажу автосалоны Citroën и Mitsubishi на Копейском шоссе, а также прилегающий к ним производственный корпус (использовался для хранения автомобилей). За всё это просили 700 миллионов рублей. Причину продажи в компании объяснили желанием избавиться от избыточных коммерческих и непрофильных площадей.
— Процесс продажи направлен в первую очередь на сокращение долговой нагрузки. Мы заранее готовились к реализации объектов и приостановили все текущие операции в указанных точках продаж еще в прошлом году, — сообщил тогда 74.RU владелец «Сейхо-Моторс» Сергей Еременко. — Что касается продажи механо-сборочного корпуса тракторных двигателей, данный объект является непрофильным активом, хотя и с высоким потенциалом развития.
Однако найти покупателя на активы так и не удалось. Через три года имущественный комплекс из двух зданий общей площадью около 30 тысяч квадратных метров подешевел более чем в два раза — до 304 миллионов рублей.
Поначалу в «Сейхо-Моторс» говорили о совместном бизнесе с «Первой инжиниринговой компанией». В частности, о том, что принадлежащие «ПИК» дилерские центры Skoda, Peugeot, Citroën и Porsche развиваются в партнерстве с «Сейхо-Моторс». Но впоследствии бизнес раздробили. Часть ушла компаниям из Самары, например, учредителем ООО «Сейхо-Моторс Спорт» (дилер Porsche) и ООО «Легион Моторс» (дилер Skoda) является Оксана Климцова, которая также владеет несколькими предприятиями из Самарской области.
Доля Сергея Еременко находится в залоге за долги у самарских компаний. Валерий Климцов (по данным СМИ, брат Оксаны Климцовой), помимо «Сейхо-Моторс», владеет ООО «Интер-Сервис» (также связана с «Сейхо-Моторс») и несколькими фирмами из Самарской области, в частности «Иннотек», «Тест Стандарт», «Техноинжиниринг». Связь челябинского холдинга с Самарской областью и семьей Климцовых просматривалась и ранее. Основным владельцем той самой «ПИК», купившей долги «Сейхо-Моторс», по данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, была Вера Климцова (имеет 70%). В марте 2020 года «Первую инжиниринговую компанию» признали банкротом, а в мае 2021 года ликвидировали в связи с завершением конкурсного производства.
А недавно, 19 августа, формальный совладелец «Сейхо-Моторс» Сергей Еременко признан банкротом из-за долга 659 миллионов рублей. Оперативно связаться с Сергеем Еременко не удалось. Мы отправили ему запрос с просьбой прокомментировать причины образования задолженности, а также объяснить, какое отношение он сейчас имеет к своему детищу «Сейхо-Моторс».
Как отреагировал дилер
Иски о банкротстве часто используются как рычаг для давления на должника. Но всё же для клиентов компании, в отношении которой подано такое заявление в суд, это тревожный звонок.
Мы направили запрос директору «Сейхо-Моторс» Игорю Кушниру с просьбой прокомментировать, что собирается предпринять компания, чтобы не допустить банкротства. А самое главное — как эта ситуация отражается на клиентах и работе автоцентра.
— «Сейхо-Моторс» принимает все необходимые меры для урегулирования обязательств и осуществляет обслуживание клиентов в текущем режиме, — ограничились кратким комментарием представители автодилера.
Между тем упорное нежелание компании с многомиллионной выручкой расплатиться по счетам удивило экспертов.
— Проще четыре колеса от «Лексуса» отдать, чем тратить время на суд, — иронизируют юристы.
29 августа заявление кредитора принято к производству. Судебное заседание назначено на 24 сентября. Компания «Гиллион» также просила суд принять обеспечительные меры— запретить приставам взыскивать деньги с «Сейхо-Моторс» по исполнительному производству до рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Но в этом суд отказал.
74.RU будет следить за ситуацией.