В Челябинск зашла федеральная сеть продуктовых супермаркетов «Ярче!», основанная в Томске. Ее владелец — собственник крупного пищевого холдинга «КДВ групп», миллиардер из списка Forbes Денис Штенгелов. В магазинах нет складов, представлено много товаров собственных торговых марок, а цены как у дискаунтеров. Разбираем, что это за формат, на кого он рассчитан и как приход нового игрока отразится на покупателях и рынке в целом.
Кто стоит за сибирской сетью
Первая точка новой сети уже заработала в микрорайоне Залесье — на улице Изумрудной, 12а. Вторая появится, по данным 74.RU, в Тракторозаводском районе — в ТК «Радуга» на Бажова, 42. В магазины уже набирают персонал. По данным Hh.ru, продавцу-кассиру, причем без опыта работы, предлагают зарплату 55 тысяч рублей, директору магазина — от 95 тысяч рублей.
«Ярче!» позиционируется как федеральная сеть супермаркетов шаговой доступности с демократичными ценами и широким ассортиментом товаров повседневного спроса. Компания развивает направление товаров собственных торговых марок (СТМ) — под ними продают молочную продукцию, колбасные изделия, консервы, полуфабрикаты, чай, кофе, бакалею, чулки-носки и товары для животных.
Сеть магазинов «Ярче!» основана в Томске в 2012 году. Входит в пищевой холдинг «КДВ Групп» (производитель кондитерских изделий и снеков — бренды «Яшкино», Calve, «Кириешки», «Бабкины семечки»), принадлежащий миллиардеру Денису Штенгелову. Всего в России открыто более 1000 супермаркетов в 10 регионах, есть свои распределительные центры, автопарк, интернет-магазин. По данным «Контур.Фокуса», в 2023 году выручка компании «Камелот-А», управляющей сетью «Ярче!», выросла на 23% — до 100,2 миллиарда рублей, чистая прибыль подскочила на 319% — до полутора миллиардов рублей.
Основной акционер «КДВ Групп» — Денис Штенгелов (ему принадлежит 79% капитала) — начал бизнес в 1994 году с торговли семечками. Компанию он организовал вместе с однокурсниками по университету. В 1997 году Штенгелов с компаньонами купил Яшкинский пищекомбинат, с которым уже работал по бартеру. В конце 2000-х годов приобрел компании «Бриджтаун фудс» (сухарики «Три корочки», чипсы «Хрустящий картофель»), «Сибирский берег» («Кириешки», BeerKa), «Золотой терем» («Баренцев»).
Затем холдинг пополнялся всё новыми и новыми активами. В итоге в KDV Group, или просто КДВ («Кондитерский дом „Восток“»), входят 14 фабрик, выпускающих 700 видов изделий, сети «Ярче!», банк «Долинск», drogery-сеть Hit Super Price, производство презервативов Wild Pleasure, активы в сфере недвижимости. По данным исследований INFOLine, «КДВ Групп» занимает 4-е место в рейтинге крупнейших компаний пищевой отрасли России. За 2023 год АО «КДВ», головная компания холдинга «КДВ Групп», получила рекордную чистую прибыль в 19,6 миллиарда рублей.
Денис Штенгелов занимает 106-е место в списке Forbes «125 миллиардеров России», его состояние оценивается в 1,3 миллиарда долларов. Семья Дениса Штенгелова живет в Австралии, а сам он — на две страны. Также он известен как совладелец торгового центра «Зимняя вишня» в Кемерово, сгоревшего в 2018 году. Под уголовное преследование он не попал, так как не имел отношения к фактическому управлению «Зимней вишней». При этом его компания «Кондитерус ком» выплатила по три миллиона рублей семьям погибших.
Первые супермаркеты «Ярче!» были открыты в Томске и Новосибирске, сам основатель называл проект стартапом. Изначально магазины были заточены на продажу собственной продукции холдинга «КДВ Групп». Затем ассортимент расширился до типичного супермаркета. Во многих городах Сибири точек «Ярче!» больше, чем «Магнитов» и «Пятерочек». В 2016 году сеть вышла в центральную часть России — открыла магазины в Московской области. В 2019 году сеть «Ярче!» заняла 21-е место в рейтинге РБК «50 самых быстрорастущих компаний России». Распределительные центры компании действуют в Томской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Московской областях.
— Приятная атмосфера для покупателей — наша общая задача. В супермаркетах «Ярче!» всегда чистота в зале, свежие продукты на полках и вежливое обслуживание, — обещают представители сети супермаркетов.
В этом году началась активная экспансия «Ярче!» на Урал. Планируется открытие магазинов в Екатеринбурге, Арамиле, Нижнем Тагиле, Перми, Челябинске.
Сколько всего магазинов сети «Ярче!» планируется открыть в Челябинске, когда они заработают и есть ли планы на экспансию в область, оперативно уточнить не удалось. Редакция 74.RU отправила официальный запрос в компанию и опубликует комментарий сети, как только получит.
А вы будете покупать продукты в дискаунтере «Ярче!»?
Не конкуренты «Магнитам», «Пятерочкам» и «Чижикам»?
Эксперты обратили внимание на особенности формата «Ярче!»: малая площадь — от 100 до 150 квадратных метров, не самые удобные планировки, разгрузка прямо через входную дверь, но обязательно проходное место и товары СТМ. Из нехарактерных для дискаунтеров предложений — кофе, выпечка и готовые блюда. Сибирский проект чем-то похож на популярные в азиатских странах и США магазины 7-Eleven.
— Магазины «Ярче!» — не совсем конкуренты «Магнитам», «Пятерочкам» и «Чижикам». Это, скорее, сеть шаговой доступности с маленькими магазинами в самых проходных местах. В такой нише работают разве что «Авокадо», да маленькие частные магазины. У них свой ассортимент, но при этом небольшой. Акцент на готовую еду, кофе, чай, товары первой необходимости. Появление данных магазинов говорит о том, что в городе сохраняется относительно высокий процент тех, кто не хочет или не умеет пользоваться доставкой, но при этом и не хочет далеко уходить от дома, — отметил управляющий партнер компании «+7 Продакшнз» Александр Кривошеев.
Что касается перспектив развития в регионах, всё зависит от конкретной локации, указал эксперт.
— В Москве подобные магазины («Маркет», тот же «Авокадо»), бывает, открываются и закрываются в течение года — не находят свою целевую аудиторию, — добавил Александр Кривошеев. — Необходимо комплексно работать с маркетинговыми активностями, причем больше в офлайн-сегменте. И не ставить целью конкурировать с крупными сетями, а искать именно своего нишевого потребителя.
Магазины сибирской сети не стоит сравнивать с точками «Магнит» и «Пятерочка» — у них другой концепт, подчеркнули наши собеседники.
— Экспансия сети «Ярче!» подтверждает, что формат «магазин и готовая еда» — это тренд, который уже сформировался. Для подобного магазина нужна оборачиваемость и, конечно же, достаточно большое количество жителей вокруг. Поэтому надо смотреть, насколько челябинские точки «Ярче!» этому соответствуют, — отметил исполнительный директор компании «Фэмэли групп», доцент кафедры менеджмента ЮУрГУ Денис Стукалов. — Думаю, в первую очередь новый игрок сделает ставку на средний чек и набор продуктов. «Пятерочки» и «Магниты» — это высокооборотные сети, у них очень большие объемы поставок. А у нас очень много местных производителей, чьи продукты ничем не хуже, чем у крупных поставщиков. Но федералам они неинтересны, потому что не могут обеспечить нужный объем. Зато небольшие производители могут потянуть объемы таких магазинов, как, например, «Жизньмарт» или «Ярче!»
По словам экспертов, открытие первых двух торговых точек — это своего рода тестовый заход.
— Здесь, как обычно, будет гонка за свободными площадями в хороших местах. Мало того что нужно правильно определить географию, нужно еще выбрать правильное помещение. По результатам работы первых магазинов посмотрят, как Челябинск воспринимает такой формат. А дальше будут решать, стоит ли расширяться и насколько активно, — предположил Денис Стукалов.
Напомним, в августе в Челябинске открылся первый даркстор (магазин-склад для сборки онлайн-заказов) федеральной сети «ВкусВилл».
В мае в центре города, напротив ТРК «Горки», закрылся магазин сети «Светофор», а также резко снизились темпы роста выручки «жесткого» дискаунтера.