Крупный федеральный ретейлер «Лента» откроет в Челябинске магазин нового формата. Он станет третьим в России. Гипермаркет под брендом «Эконом» разместится в центре города — в ТРК «Горки». Об этом 74.RU сообщили представители сети. Рассказываем, чем такой магазин отличается от обычного гипермаркета, что там продают и как этот тренд оценивают эксперты.
«Цена ниже на 15–30 процентов»
В Челябинске с 1 декабря заработает новый магазин «Эконом». В нем будут низкие цены на всё, уверяют авторы проекта. Объявления о торговой точке нового формата можно увидеть на стендах в ТРК «Горки». Магазин займет место действующего гипермаркета.
— «Эконом» — это новый формат торговой сети «Лента». В магазинах «Эконом» мы выстраиваем оптимальную ассортиментную матрицу и предлагаем более выгодную ценовую модель за счет снижения операционных затрат. Выкладка осуществляется в транспортных упаковках, реже меняются ценники. В зависимости от товара и категории в «Экономе» она ниже на 15–30 процентов, чем в остальных магазинах, — рассказали 74.RU в пресс-службе сети «Лента». — В торговом зале увеличены зоны выкладки акционных товаров и свежей продукции. В магазине нового формата останутся отделы с готовой едой и кулинарией.
В России открыто два таких магазина, челябинский «Эконом» станет третьей.
Между тем в столице Южного Урала действуют шесть гипермаркетов «Лента», они расположены в разных районах города. Какова их судьба, поинтересовались мы у представителей «Ленты».
— Мы открываем магазин формата «Эконом» на месте одного гипермаркета. Все остальные магазины «Ленты» в Челябинске продолжат работать в прежнем формате, — подчеркнули в пресс-службе ретейлера.
У потенциальных покупателей также возникает вопрос, а что будет со скидочными картами «Ленты» и отменят ли программу лояльности. Как объяснили в пресс-службе ретейлера, покупатели могут применять «Карту № 1» в магазинах «Эконом» только для накопления бонусных баллов. Но при этом ею можно по-прежнему пользоваться в других торговых точках «Ленты».
«Склонны к сокращению расходов»
Первый «Эконом» от «Ленты» заработал не просто на родине сети — в Санкт-Петербурге, но и в самом первом магазине — на проспекте Энергетиков. Символично, что 25 лет назад «Лента» представляла собой магазин-склад с палетной выкладкой. Возвращение к истокам, так сказать.
О запуске эконом-формата в «Ленте» задумались давно. Три года назад ретейлер экспериментировал с дискаунтерами «365+». У «Ленты» есть торговая марка «365», рассчитанная как раз на эконом-сегмент. Торговые точки под цифровым брендом открыли в Новосибирске и Барнауле, но, судя по всему, дело не пошло.
Тем временем россияне стали тяжелее расставаться с деньгами. В отчете «Ленты» за четвертый квартал 2022 года говорится об изменении модели потребительского поведения, «обусловленном снижением реальных располагаемых доходов и потребительской уверенности населения».
— Покупатели склонны к приобретению товаров более низкого ценового сегмента, а также к сокращению расходов на крепкий алкоголь и непродовольственные товары, включая бытовую технику, детские игрушки и сезонные непродовольственные товары, — отметили аналитики «Ленты».
Компания «Лента» основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. Учредители — международное ПАО «Лента» и кипрская «Лента Глобал Лимитед» (ей принадлежит 0,1% капитала). С 17 февраля 2021 года МКПАО «Лента» считается юрлицом, зарегистрированным в России (Калининград). Основной бенефициар — бизнесмен Алексей Мордашов. По итогам 2022 года «Лента» была четвертой торговой сетью продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) по версии Infoline, ее выручку оценивали в 537 миллиардов рублей. Под управлением «Ленты» — 2819 магазинов разных форматов и 14 распределительных центров. Общая торговая площадь — 2,3 миллиона кв. м. За 2023 год компания отчиталась о росте выручки на 14,5% — до 615,5 миллиарда рублей, чистая прибыль не указана.
В питерской точке на полу в магазине стоят ящики-корзины с хлебом, фрукты и овощи выложены прямо в картонных коробках. Есть характерные для дискаунтеров палетные выкладки.
Питьевую воду и газировку предлагается брать мелким оптом — по шесть бутылок. Акционных товаров гораздо больше, чем в классической «Ленте». В то же время всё в порядке со сроками годности, а на некоторых островках есть свои продавцы.
Второй магазин, переформатированный под «Эконом», заработал в конце 2023 года в Рязани.
«Цена всегда была основным аргументом»
Ставку на развитие бюджетного формата — так ретейлеры стараются называть магазины низких цен — в последнее время делают все федеральные торговые сети. Они вынуждены реагировать на стремление покупателей максимально сократить расходы на еду и товары первой необходимости. При этом дистанцию от эконом-сегмента до жестких дискаунтеров, прозванных в народе «нищемаркетами», каждый понимает по-своему.
— Для покупателей цена всегда была основным аргументом. И в тучные дни, и в кризисные основная задача сетей и розничных магазинов — именно привлекать ценой. Причем это не автономная российская [задача], во всем мире так делается, — отметил директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Исходя из сегодняшней ситуации при высоком инфляционном давлении и падении курса рубля, конечно, дискаунтеры будут обеспечены потребителями. Люди к ним пойдут, здесь к гадалке ходить не надо. Другое дело, насколько они выдержат конкуренцию. Сейчас многие магазины проводят акции или превращаются в полудискаунтеры. Основная конкуренция на рынке розницы сейчас не между «Азбукой вкуса» и «Глобус Гурме», а между дискаунтерами и хард-дискаунтерами.
В целом эксперт положительно оценил тактику федерального ретейлера. По его словам, «Лента» — это достаточно авторитетная сеть, с профессиональным менеджментом, стабильными поставщиками и более-менее демократичными ценами.
— Экспериментировать надо — правильно делают, — добавил Георгий Остапкович. — Торговля — это же очень гибкий вид деятельности. Посмотрели, идет — не идет. Приняли решение, провели оптимизацию, цены повысить никогда не поздно.
Девальвация «кормит» дискаунтеры
Темпы роста выручки крупнейших сетей замедлились еще в прошлом году, отметили эксперты. При этом больше всего проблем испытывали гипермаркеты, сталкивающиеся с оттоком покупателей в другие форматы и на маркетплейсы.
— Потребность в таких магазинах растет на фоне снижения покупательной способности рубля и роста инфляции. Ключевые клиенты подобных торговых точек — люди пенсионного возраста, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Но в связи с девальвацией национальной валюты всё большим спросом дискаунтеры начинают пользоваться у представителей среднего класса. Если рубль продолжит ослабевать, как это происходит на протяжении последних 30 лет, можно ожидать дальнейшее активное развитие рынка дискаунтеров и появления всё новых магазинов подобного формата.
Дискаунтеры будут продавать на концептуальных эмоциях. Они привлекают не только низкими ценами, но и эксклюзивным ассортиментом, добавил эксперт.
«Создается иллюзия магазина низких цен»
В России пока работают всего два магазина «Эконом» от «Ленты». Плюс есть еще гибридный формат, в котором сочетаются обычный гипермаркет и эконом, указали эксперты.
— Что касается «Эконома» от «Ленты», то, по сути, это тот же самый гипермаркет, просто с усеченным ассортиментом. Из каждой категории выводятся, как правило, наиболее дорогие позиции и остаются самые бюджетные и ходовые. Соответственно, за счет этого создается иллюзия магазина низких цен, — объяснил независимый консультант поставщиков торговых сетей, учредитель портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин. — Хотя если смотреть стоимость тех продуктов, которые там остаются, и сравнивать их с другими магазинами, то никаких особо низких цен не будет. Просто за счет отсутствия в ассортименте дорогих товаров возникает восприятие, что это дискаунтер. Плюс опять же выкладка максимально простая и быстрая, на палетах, в транспортной упаковке.
Впрочем, торговая сеть действительно сокращает операционные издержки и выводит тот ассортимент, который не дает необходимую оборачиваемость, добавил эксперт. За счет этого сохраняется модель гипермаркета.
— Поскольку пока эконом-формат «Ленты» не получил широкого распространения, предположу, что они все-таки эту модель пока тестируют и пытаются найти идеальный вариант, — поделился мнением Михаил Лачугин.
По словам эксперта, открытие такого магазина вряд ли окажет большое влияние на рынок Челябинска и страны в целом. Пока это небольшой игрок в сегменте дискаунтеров.
— В принципе я не жду появления каких-то новых форматов дискаунтеров, потому что все те, кто хотел в этот формат прийти, так или иначе уже зашли. У нас есть «Чижик» от X5 Retail Group. У «Магнита» — целых три дискаунтера, пока они, конечно, с разной степенью успешности развиваются, но тем не менее есть. Ниша перенасыщается, конкурировать между собой будут именно федеральные игроки, — резюмировал Михаил Лачугин.
Напомним, в конце 2023 года крупный федеральный ретейлер «Лента» (четвертый по обороту. — Прим. ред.) приобрел сеть «Монетка», основанную в Екатеринбурге. Новому владельцу перешли 2120 магазинов, 5 распределительных центров и более полутысячи грузовиков. По словам представителей «Ленты», это должно усилить позиции компании в сегменте «магазины у дома».
А вы покупаете продукты в магазинах низких цен?
В Челябинске продолжается трансформация продуктового рынка. Ранее закрылись магазины «Дикси». Резко сократил фирменные точки «Ариант». Два года назад в столицу Южного Урала зашла федеральная сеть «ВкусВилл», а в этом году она открыла первый даркстор. В Челябинске активно развивается уральская сеть «Жизньмарт». Действует несколько «жестких» дискаунтеров: «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка», «Чижик». Недавно в город зашел крупный игрок на рынке доставки продуктов, готовой еды и товаров для дома — «Яндекс. Лавка».
Обновлено 21 ноября в 14:30. В компании «Лента» уточнили дату открытия магазин «Эконом» — 6 декабря.