Бизнес Кризис-2025 проблема Кто кого обул? Почему известная фабрика Магнитогорска расплачивается по долгам москвичей и при чем тут таджики

Кто кого обул? Почему известная фабрика Магнитогорска расплачивается по долгам москвичей и при чем тут таджики

Суд решил взыскать с производителя детской продукции более 184 миллионов рублей

Магнитогорцы инвестировали в производство за рубежом, но задолжали налоговикам

Источник:

«Магнитогорская обувная фабрика», после новогодних праздников со скандалом объявившая о грядущем закрытии предприятия, подала апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Москвы о взыскании 184,4 миллиона рублей. Разбираемся, почему производитель известных на всю страну унтоваленок и детской обуви под брендом «Фома» оказался на грани закрытия, откуда взялись многомиллионные долги и насколько ситуация характерна для обувной отрасли.

«Продолжать производство возможности нет»

На прошлой неделе работники магнитогорской фабрики «Унтоваленки» (входит в группу компаний «Магнитогорская обувная фабрика») забили тревогу. По их словам, руководство предприятия объявило о грядущем закрытии и предложило сотрудникам уволиться по собственному желанию. В понедельник, 13 января, коллективу объявили, что «Магнитогорская обувная фабрика» и «Унтоваленки» отправляются в простой.

ООО «Унтоваленки» зарегистрировано в 2015 году в Магнитогорске. Занимается производством обуви. Входит в группу компаний «Магнитогорская обувная фабрика». По данным сервиса «Контур.Фокус», учредители: ООО «Унтоваленки» — 87,80%, ООО «Капиталъ Групп» — 10,98%, Ирина Шеховцева — 1,22%. Директор (с 15 января 2025 года) — Татьяна Волошок. За 2023 год выручка снизилась на 50% — до 22,4 миллиона, чистая прибыль упала на 99% — до 117 тысяч рублей.

— Ситуация сложилась достаточно тяжелая с экономической точки зрения. Счета арестованы налоговым органом. Продолжать производство возможности нет, — сообщил на встрече с сотрудниками представитель работодателя, директор компании «Капиталъ Групп» Руслан Сайфуллин.

Источник:

Собственник компаний «Унтоваленки» и «Магнитогорская обувная фабрика» Татьяна Волошок (вдова директора и владельца «Магнитогорской обувной фабрики» Владимира Волошка, скончавшегося в августе прошлого года. — Прим. ред.) отказалась от комментария по телефону и не ответила на письменный запрос 74.RU. Мы готовы опубликовать официальный ответ представителей «Унтоваленок» и «Магнитогорской обувной фабрики», как только получим.

ООО «Магнитогорская обувная фабрика» (ООО «МОФ») образовано в 2000 году в Магнитогорске. Специализируется на детской обуви, выпускает продукцию под брендами «Фома», «Беги» и «Унтоваленки». По данным «Контур.Фокуса», владельцами являются Владимир Волошок (по закону передача имущества по наследству происходит не ранее, чем через полгода. — Прим. ред.) — 18,82%, ООО «Фабрикантъ» — 65,42% и ООО «Капиталъ Групп» — 15,76%. При этом и «Фабрикантъ», и «Капиталъ Групп» принадлежат Татьяне и Владимиру Волошок. По данным «Контур.Фокуса», за 2023 год выручка составила 84,9 миллиона, чистая прибыль — 277 тысяч рублей. По данным ФНС за 2023 год, в штате — 84 работника.

Прокуратура начала проверку по возможному нарушению прав работников обувной фабрики в Магнитогорске.

Между тем предприятие подало апелляционную жалобу на декабрьское решение Арбитражного суда Москвы о взыскании с него 184,4 миллиона рублей. Дата ее рассмотрения в Девятом арбитражном апелляционном суде пока не назначена.

Под каблуком у ФНС

В конце 1980-х обувная фабрика в Магнитогорске выпускала 7,5 миллиона пар обуви в год и размещалась в четырехэтажном корпусе. После каждого из кризисов сокращались производственные площади и число работников. Сейчас предприятие занимает всего один этаж своего бывшего здания, объем выпуска продукции неизвестен. При этом и работников фабрики, и потребителей ее продукции удивили внезапно появившиеся огромные долги — под 200 миллионов рублей. Именно они стали причиной ареста счетов предприятия.

Как выяснил 74.RU, всё началось пять лет назад. Осенью 2020-го, в разгар пандемии коронавируса, налоговики провели выездную проверку «Тучковской обувной фабрики» (Московская область). Обнаружили недоимки по налогу на прибыль — 77,9 миллиона рублей и по НДС — 39,5 миллиона рублей. Всё это за 2017–2019 годы. В результате ФНС начислила московским обувщикам пени на 67 миллионов, штраф в 15 миллионов рублей и потребовала расплатиться с долгами. Подмосковные обувщики принялись обжаловать претензии налоговиков. А в мае 2023 года суд признал «Тучковскую обувную фабрику» банкротом. Казалось бы, при чем тут магнитогорцы?

Листаем материалы арбитража и выясняем любопытные вещи. По данным ФНС, «Тучковская обувная фабрика», уходя от долгов, перевела финансово-хозяйственную деятельность на свою «дочку» — компанию «Зебра», а та, в свою очередь, — на «Магнитогорскую обувную фабрику». Например, налоговики выявили, что гендиректор и совладелец «Зебры» Дмитрий Целых в 2021 и 2023 годах экспортировал в Таджикистан оборудование для производства обуви. При этом декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, указано ООО «Магнитогорская обувная фабрика», а получателем груза — ООО «Исфара Саманд».

Российские инвесторы запустили цех по производству обуви в Таджикистане

Источник:

Там работают 50 местных жителей

Источник:

В судебном деле также приведены сообщения СМИ Таджикистана. В апреле 2022 года они освещали визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который посетил обувную фабрику в городе Исфара. На презентации сообщили, что производственная мощность предприятия — 50 тысяч пар в год, обувь предназначена в основном для детей, подростков и молодежи. При этом 80% планируется отправлять на экспорт. Двумя годами ранее другое издание подчеркивало, что строительство нового цеха в Таджикистане «профинансировала обувная фабрика города Магнитогорск Российской Федерации». Исходя из этого, налоговики сделали вывод: Дмитрий Целых и «Магнитогорская обувная фабрика» являются инвесторами ООО «Исфара Саманд».

Весной 2022 года директор и совладелец «Магнитогорской обувной фабрики» Владимир Волошок (на фото слева) показывал президенту Таджикистана Эмомали Рахмону обувной цех в Исфаре

Источник:

Также налоговики проанализировали договоры оптовиков и розничных магазинов с обувщиками и установили: подписантом со стороны «Магнитогорской обувной фабрики» выступал Александр Юмашев. При этом он был сотрудником «Зебры», что свидетельствует о взаимозависимости и управлении компаниями одними и теми же лицами. Кроме того, магнитогорцы открывали свои подразделения по адресам ранее занимаемых «Тучковской обувной фабрикой» и «Зеброй». По данным ФНС, почти половину сотрудников «Зебры» перевели в ООО «Магнитогорская обувная фабрика», компании использовали одни и те же товарные знаки, электронную почту и номер телефона, у них одинаковые IP-адрес и вход в систему Internet с доступом к системе «КлиентБанк». «Зебра» направляла контрагентам письма о реорганизации и слиянии с «Магнитогорской обувной фабрикой», последняя получала выручку от покупателей продукции «Зебры».

Фабрика в Таджикистане выпускает обувь от 11,5 до 41 размера

Источник:

— Перезаключение договоров с поставщиками и покупателями, а также перевод ликвидного имущества по существу привело к передаче прав на получение доходов от деятельности налогоплательщика, что может рассматриваться в качестве одной из форм передачи имущества. Перезаключение договоров и перевод персонала в ООО «Магнитогорская обувная фабрика» по времени совпали с предъявлением требований о взыскании задолженности к ООО «Зебра», — говорится в решении Арбитражного суда Москвы. — Передача ООО «Зебра» имущества ООО «Магнитогорская обувная фабрика» привела к утрате источника уплаты налогов и, как следствие, к невозможности исполнения налоговой обязанности ООО «Тучковская обувная фабрика», о чем «Зебра» и «Магнитогорская обувная фабрика» не могли быть в неведении в силу своего зависимого положения по отношению к налогоплательщику.

Иск о взыскании долгов налоговики подали 27 апреля 2024 года, в тот же день его приняли к производству. 3 декабря суд признал «Тучковскую обувную фабрику», «Зебру» и «Магнитогорскую обувную фабрику» зависимыми обществами, преследующими единую цель. С «Магнитогорской обувной фабрики» в доход бюджета должны взыскать 184,4 миллиона рублей. Сумма сложилась из задолженности по налогам — 112,9 миллиона рублей, пени — 64 миллиона и штрафа — 7,5 миллиона рублей.

«Перевод активов — распространенная практика»

В последние годы суды всё чаще взыскивают налоговые долги с компаний, на которые банкрот перевел бизнес, указали эксперты. При этом для признания взаимной зависимости лиц не обязательно прямое участие в капитале.

— Количество требований ФНС РФ о взыскании недоимки с зависимых лиц увеличилось после вступления в силу новой редакции статьи 45 Налогового кодекса РФ в 2013 году. Она расширила возможности по взысканию недоимки не только с дочерних компаний, но и других, признанных иным образом зависимыми с налогоплательщиком. Такие поправки послужили отправной точкой к формированию судебной практики, — объяснила старший юрист коллегии адвокатов «Регионсервис», адвокат Виктория Старонедова. — Затем она получила развитие и в банкротных процедурах, так как активно использовалась «модель» по переводу бизнеса с распределением на «центр прибыли» и «центр убытка». Зачастую недоимка предприятия-банкрота остается непогашенной, в связи с этим для защиты интересов бюджета в такой ситуации был задействован указанный механизм.

В результате с каждым годом количество требований ФНС РФ о взыскании недоимки с зависимых лиц при банкротстве основного налогоплательщика растет в геометрической прогрессии, и для налоговиков этот процесс достаточно упрощен.

— Взыскание долгов с взаимозависимых лиц, когда одно из них, имея долг по налогам, переводит активы и хозяйственную деятельность на других лиц, является распространенной практикой. Это позволяет налоговым органам, используя статью 45 Налогового кодекса РФ, пресекать схемы по уходу от уплаты налогов, — согласился управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит. — Что касается комментируемого дела, суд признал «Тучковскую обувную фабрику», «Зебру» и «Магнитогорскую обувную фабрику» зависимыми лицами. С последней по долгам «Тучковской обувной фабрики» взысканы 184,4 миллиона рублей. Анализ решения суда показывает, что оно законно и обосновано, оснований к его отмене мы не находим.

Обнаружив факт налогового злоупотребления, ФНС взыскивает долги по налогам с зависимых юрлиц. Как правило, предприниматели не соглашаются, и разбирательства перетекают в суды.

— Другой нюанс, что сложившаяся судебная практика в первую очередь направлена на защиту интересов бюджета. И оспорить установленную в рамках налоговой проверки взаимозависимость крайне затруднительно, — резюмировала адвокат Виктория Старонедова.

Хроника падения обувных фабрик в России

Параллельный импорт, разрешенный правительством РФ в 2022 году, был призван решить проблему дефицита товаров после ухода с рынка зарубежных брендов. Но под его видом резко возрос поток подделок в нашу страну, заявили участники Национального обувного союза на годовом собрании. По их словам, контрафактная обувь вытесняет с российского рынка маркированную продукцию добросовестных производителей. В итоге отечественное производство, не выдержав давления и налоговой нагрузки, сокращается.

Итак, что происходит с обувщиками:

  • сентябрь 2022 года: фабрика детской обуви «Скороход» (Санкт-Петербург) признана банкротом;

  • май 2023 года: «Тучковская обувная фабрика» признана банкротом;

  • июнь 2023 года: «Брис-Босфор» (Новороссийск) признан банкротом;

  • апрель 2024 года: фабрика «С-ТЕП» (Бердск Новосибирской области) признана банкротом;

  • август 2024 года: работницы «Юничел-Злато» (Златоуст Челябинской области) записали обращение к президенту, опасаясь массовых увольнений;

  • октябрь 2024 года: «Юничел» выставил на продажу фабрики в Златоусте и Оренбурге;

  • октябрь 2024 года: закрыта фабрика Francesco Donni в Брянске;

  • октябрь 2024 года: закрыта обувная фабрика Romer в Калуге;

  • осень 2024 года: закрылись обувные фабрики в Ростове-на-Дону;

  • декабрь 2024 года: АО «Ральф Рингер» (головная структура производителя и продавца обуви Ralf Ringer) признано банкротом, но фабрики продолжают работать;

  • декабрь 2024 года: фабрика «С-ТЕП» (Бердск Новосибирской области) выставлена на продажу;

  • декабрь 2024 год: компания «Зебра» (Московская область) выставлена на продажу;

  • декабрь 2024 года: торговая сеть Zenden объявила о закрытии 50 магазинов в России.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
ТОП 5
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Отношение банков к таким вот Феофанам преступно»: журналист — о новом кредитном законе
Артем Краснов
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления