
«Чижик» запустил бренд «ЧИЖИКЕА» с товарами для дома
В магазинах сети «Чижик» появилась реклама нового бренда «ЧИЖИКЕА». Название и логотип напоминают одну скандинавскую сеть, ушедшую из России. Да и направление вроде как
«Новую вывеску и не заметила»
Компания АО «Продторг» (управляет сетью «Чижик» и входит в группу X5 Retail) подала заявку на регистрацию бренда «ЧИЖИКЕА» еще в ноябре 2023 года, в феврале 2024-го марку зарегистрировали. Тогда про это написали многие СМИ, гадая, зачем это нужно. Одним из предположений было то, что X5 создает плацдарм для выхода на рынок товаров для дома.
— «Чижик» нашел классных локальных производителей товаров для дома и продолжил славную традицию: создавать качественные вещи для дома и уюта по доступным ценам. Так появилась «ЧИЖИКЕА», — говорится в анонсе бренда на сайте компании.
В пресс-службе X5 нам сообщили, что бренд уже присутствует в Челябинске, как и во всех городах, где есть сам «Чижик».
«Чижик» — относительно новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (в него входят «Пятерочка», «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. По данным на 30 сентября 2024 года, под брендом «Чижик» работали 2 тысячи магазинов по всей стране.

Эти вывески висят на входе в магазин. Авторы говорят, что новый бренд «продолжил славную традицию». Чью — не уточняется. Рекламу с тем же текстом крутят в магазине по громкой связи

Под товары «ЧИЖИКЕИ» выделена часть зала

Внимание сразу привлекает вот этот плакат. Стиль похож на «Икею», да и сам товар вполне мог бы быть в шведском магазине
Впрочем, оказалось, что торшер уже не купить. Сотрудник магазина по нашей просьбе объясняет, как тут всё работает.
— Вы эти торшеры в рекламе увидели, а по факту они закончились. Их уже больше не будет, разве что в других магазинах есть остатки. У нас каждую среду приходит новый товар, мы его выставляем. Что купили — то купили, снова его в ближайшее время не будет, — говорит продавец.

Что ж, тогда смотрим, что тут еще можно урвать

Из товаров, хоть как-то напоминающих «Икею», — немногочисленные вещи для обустройства дома

Вот, например, мусорки для сортировки отходов. С пасхалкой в названии — IDEA

Есть довольно плотный плед. Но цена нескромная

Тапочки для полного комплекта. Стоят 429 рублей

Гладильная доска длиной 46 сантиметров. Самое то для студий площадью 28 «квадратов»

Еще тут много товаров для кухни

Например, баночки для специй

Кстати, некоторые товары зарубежные. Фабрики производителя этого стакана базируются в Турции

За эту кастрюлю просят 1,2 тысячи

А 3,5-литровый казан поменьше — тысячу рублей

Пока смотришь на всё это добро, понимаешь, что нет одной из главных фишек «Икеи» — странных названий, подобранных под каждый товар

Кто помнит? Там ведь постоянно были столы «Йокмокк», подлокотники «Хаттефьелль», тумбочки «Хельмер». Будто не ценники, а Старшая Эдда

Тут всё прозаичнее — менажница с крышкой

Впрочем, это субъективное. Они и не обязаны ничего выдумывать

А народ-то интересуется. Но, прямо скажем, не именно «ЧИЖИКЕЕЙ», а просто товарами, расположенными на соседних полках со стандартными вещами
— Да я и не была в «Икее» как-то. И тут новую вывеску не заметила, мне на это без разницы. Тут есть интересные вещи, некоторые товары подешевле, чем в других магазинах. Контейнеры для еды вот тут хорошенькие, — делится покупательница Елена.
— Да понятно, что под «Икею» сделали. Ну забавно. Меня это особо не подкупает, но смешно, — говорит Роман.

И подобная реакция, на самом деле, ожидаемая. Кроме отсылки в названии и логотипе, ничего похожего на «Икею» нет

По сути, это обычное расширение дискаунтера в сторону непродовольственных товаров. Вот, например, куртка за 900 рублей — явно не формат «Икеи»

Туда же — куча дешевых игрушек

Это скорее походит на «Светофор» или подобные магазины

При этом интересный товар есть

Как эти книжки за 150 рублей

Но большую часть ассортимента характеризует это фото
«Никто не подумает, что он пришел в „Икею“, а не в „Чижик"»
Впрочем, хоть товар и не похож на оригинальную «Икею», отсылку в названии трудно не заметить. По словам юриста Николая Попова, российские компании не в первый раз занимаются подобными вещами.

Многие помнят громкий спор производителей печенья — немецкого Leibniz и челябинского «Кременкульского». Спустя два года разбирательств российский суд встал на сторону южноуральцев
Юрист отметил, что обычно подобные споры проходят по статье 14.6 135-ФЗ — «запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения».
— В целом у нас есть такая практика. Если организация считает, что есть недобросовестная конкуренция, она подает жалобу в УФАС, — сказал Николай Попов.
При этом важнее тут методика, как будут определять эту недобросовестную конкуренцию. Чтобы выяснить, путают ли покупатели «Чижикею» с «Икеей», суд может прибегнуть к опросам конкретных людей в магазинах.
— Что касается нашей ситуации. Я считаю, что негативных последствий для «Чижика» не будет. Суды, скорее всего, придут к выводу, что используется самостоятельная цветовая гамма, что название больше акцентировано именно на «Чижике». Фирменный стиль «Икеи» тут в принципе не используется. Есть какая-то схожесть букв, но она не до степени смешения. Я думаю, что никто из потребителей не подумает, что он пришел в «Икею», а не в «Чижик», когда увидит такую вывеску, — заключил Николай Попов.
Как вам попытка в оригинальный нейминг?
Напомним, предприниматели из Челябинской области и сами жалуются на нарушения авторских прав. Фабрика «Юничел» обращалась в прокуратуру с заявлением о подделке своей обуви. Факт помогла вскрыть жительница Брянской области. А о незаконном использовании товарных знаков — картинок с овощами и названия — заявляла сеть магазинов агрохолдинга «Чурилово».