В магазинах сети «Чижик» появилась реклама нового бренда «ЧИЖИКЕА». Название и логотип напоминают одну скандинавскую сеть, ушедшую из России. Да и направление вроде как
«Новую вывеску и не заметила»
Компания АО «Продторг» (управляет сетью «Чижик» и входит в группу X5 Retail) подала заявку на регистрацию бренда «ЧИЖИКЕА» еще в ноябре 2023 года, в феврале 2024-го марку зарегистрировали. Тогда про это написали многие СМИ, гадая, зачем это нужно. Одним из предположений было то, что X5 создает плацдарм для выхода на рынок товаров для дома.
— «Чижик» нашел классных локальных производителей товаров для дома и продолжил славную традицию: создавать качественные вещи для дома и уюта по доступным ценам. Так появилась «ЧИЖИКЕА», — говорится в анонсе бренда на сайте компании.
В пресс-службе X5 нам сообщили, что бренд уже присутствует в Челябинске, как и во всех городах, где есть сам «Чижик».
«Чижик» — относительно новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (в него входят «Пятерочка», «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. По данным на 30 сентября 2024 года, под брендом «Чижик» работали 2 тысячи магазинов по всей стране.
Впрочем, оказалось, что торшер уже не купить. Сотрудник магазина по нашей просьбе объясняет, как тут всё работает.
— Вы эти торшеры в рекламе увидели, а по факту они закончились. Их уже больше не будет, разве что в других магазинах есть остатки. У нас каждую среду приходит новый товар, мы его выставляем. Что купили — то купили, снова его в ближайшее время не будет, — говорит продавец.
— Да я и не была в «Икее» как-то. И тут новую вывеску не заметила, мне на это без разницы. Тут есть интересные вещи, некоторые товары подешевле, чем в других магазинах. Контейнеры для еды вот тут хорошенькие, — делится покупательница Елена.
— Да понятно, что под «Икею» сделали. Ну забавно. Меня это особо не подкупает, но смешно, — говорит Роман.
«Никто не подумает, что он пришел в „Икею“, а не в „Чижик"»
Впрочем, хоть товар и не похож на оригинальную «Икею», отсылку в названии трудно не заметить. По словам юриста Николая Попова, российские компании не в первый раз занимаются подобными вещами.
Юрист отметил, что обычно подобные споры проходят по статье 14.6 135-ФЗ — «запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения».
— В целом у нас есть такая практика. Если организация считает, что есть недобросовестная конкуренция, она подает жалобу в УФАС, — сказал Николай Попов.
При этом важнее тут методика, как будут определять эту недобросовестную конкуренцию. Чтобы выяснить, путают ли покупатели «Чижикею» с «Икеей», суд может прибегнуть к опросам конкретных людей в магазинах.
— Что касается нашей ситуации. Я считаю, что негативных последствий для «Чижика» не будет. Суды, скорее всего, придут к выводу, что используется самостоятельная цветовая гамма, что название больше акцентировано именно на «Чижике». Фирменный стиль «Икеи» тут в принципе не используется. Есть какая-то схожесть букв, но она не до степени смешения. Я думаю, что никто из потребителей не подумает, что он пришел в «Икею», а не в «Чижик», когда увидит такую вывеску, — заключил Николай Попов.
Как вам попытка в оригинальный нейминг?
Напомним, предприниматели из Челябинской области и сами жалуются на нарушения авторских прав. Фабрика «Юничел» обращалась в прокуратуру с заявлением о подделке своей обуви. Факт помогла вскрыть жительница Брянской области. А о незаконном использовании товарных знаков — картинок с овощами и названия — заявляла сеть магазинов агрохолдинга «Чурилово».