RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

750мм 50%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Торговлю ждет «энергетический» кризис?

Торговлю ждет «энергетический» кризис?

Слабоалкогольные коктейли и энергетики с содержанием кофеина могут оказаться вне закона – законопроект с предложением запретить продажу таких напитков внесен в Госдуму. Эксперты Chel.ru неоднозначно расценивают эту инициативу: казалось бы, подобные меры заслуживают одобрения, но, с другой стороны, на замену «ягуарам» и «трофи» могут прийти аналогичные слабоалкогольные напитки с другими вкусовыми добавками.

Инициативу продвигают сразу две партии – «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Законопроект пока не внесен в нижнюю палату парламента, но разработчики уверены, что в итоге он будет принят. Под запрет могут попасть напитки, в состав которых входят кофеин и алкоголь (от 1,2 до 12 процентов). К таковым относятся, в частности, Jaguar, Red Devil, «Черный русский» «Казанова», «Трофи», занимающие четверть алкогольного рынка России. По задумке авторов, запретительные меры должны оградить подростков от пагубного влияния алкоголя, ведь такие напитки особенно популярны именно среди молодежи (по данным разработчиков, средний возраст приобщения к «горячительному» сейчас составляет около 12 лет).

«Неплохо продаются и «Черный русский», и «Баба-Яга» (Jaguar на молодежном сленге. – Прим. авт.) – заказываем каждую неделю, – говорит продавщица магазина «Шрек» Александра. – В основном подростки берут, бывает, по несколько банок за раз».

Коктейли и энергетики на спирту, как утверждают подписавшиеся под законопроектом чиновники, являются виновниками серьезных нарушений в работе сердца. Их опасность заключается в том, что вкус этилового спирта фактически скрывается за многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами, а углекислый газ усиливает состояние алкогольного опьянения. Это сделано с целью подавления у молодого неподготовленного организма защитного рефлекса, поэтому подросток может выпить за один вечер сразу несколько банок такого напитка.

Между тем слабоалкогольные коктейли, по данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), составляют всего 0,4 процента от выпиваемого россиянами легкого спиртного. В 2012 году россияне употребили около 250 миллионов литров алкогольных коктейлей и энергетиков, а пива было выпито десять миллиардов литров, причем не менее трети этого объема «уничтожила» молодежь. По мнению руководителя ЦИФРРА Вадима Дробиза, такой запрет не имеет никакого отношения к реальной картине потребления алкоголя молодежью и вряд ли это поможет в борьбе за трезвость. Кроме того, запрет одного вида алкоголя может привести к товарному протекционизму.

Эксперты Сhel.ru по-разному оценивают инициативу единороссов и эсеров. Начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев согласен, что такую продукцию надо убирать с полок. При этом сомневается в статистике от ЦИФРРА и считает, что масштабы употребления таких напитков превышают озвученные: «Очень часто, когда захожу в магазин, вижу, что все молодые покупают такие коктейли. В общем-то, молодежь и является целевой аудиторией такой продукции». По мнению г-на Березуева, было бы правильно запретить не только продажу, но и производство этих напитков.

По словам коммерческого директора РС «Проспект» Андрея Грибанова, в общей массе продаж алкоголя в магазинах сети слабоалкогольные коктейли и энергетики на спирту занимают «приличную» долю в семь процентов. И если эта группа товаров попадет под запрет, то, скорее всего, молодежь «приналяжет» на пиво. «Коктейли, которые готовят из качественных ингредиентов в барах или на дому – это одно дело, – говорит г-н Грибанов. – А то, из чего делаются эти баночные коктейли, для меня всегда было загадкой: непонятно, что там за алкоголь, какие красители добавляют». Но их популярность, как отмечает Андрей Грибанов, объясняется не качеством, а удобством в обращении – купил, открыл и пей, не надо никаких рюмок и штопоров. И, разумеется, любители таких напитков не станут покупать ром и джин, чтобы приготовить коктейль. «Скорее всего, будут больше пить пива, которое близко по содержанию алкоголя и удобству употребления», – резюмирует эксперт.

Заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов подтверждает, что алкококтейли и энергетики – это высоколиквидный товар и, скорее всего, производитель найдет способ восполнить этот «пробел». «В случае запрета образуется вакуум, но ненадолго – придумают что-то новое, – уверен он. – Были же случаи, когда пиво, которое не соответствует ГОСТу, называют пивным напитком и продолжают продавать. Ну, будет тот же «Ягуар», только с другими, разрешенными компонентами. Хорошо, если не такими вредными». При этом, как напоминает эксперт, запреты никогда не приводят к желаемым результатам, поэтому вряд ли стоит ожидать от введения таких ограничений серьезного эффекта. «Во-первых, нужно менять культуру пития, само отношение к алкоголю, – рассуждает г-н Новокрещенов. – У нас ведь как: детям зачастую внушают, что пить – это значит быть взрослым. Пусть и ненамеренно. А если детям постоянно повторять, что спиртное – это яд, то и отношение к алкоголю в будущем будет другим. Во-вторых, на рынке не должно быть суррогата. Понятно, что пить все равно будут – что поделать, это же наркотик, – но чтоб не травились хотя бы».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления