Он обладает уникальным предпринимательским опытом – начинал бизнес в конце 80-х годов прошлого века. Благодаря ему в Челябинске появился первый вещевой рынок, он нашел общий язык с китайскими торговцами, построил три крупнейших торговых комплекса: «Восточный город», «Китайский комплекс» и «Перекресток». Сегодня холдинг «Аксель» ведет бизнес в сфере строительства, девелопмента, торговли, гостиничных услуг. В компании работает около 600 человек, а Сергей Бескровный входит в топ-100 самых богатых челябинцев (по версии 74.ru). Что ждет рынки в будущем, кто помешал построить гольф-клуб, почему успехом надо делиться, и сколько деревьев удалось посадить? Об этом и многом другом председатель совета директоров компании «Аксель» Сергей Бескровный рассказал в интервью Chel.ru.
Не торопись окупать вложения
– «Аксель» – это многопрофильный холдинг, работающий в сфере торговли, гостиничного и строительного бизнеса. Сергей Климович, как менялись приоритеты развития компании?
– Смысл многопрофильной компании именно в том, чтобы не преувеличивать роль одного направления бизнеса за счет преуменьшения роли другого. Время меняется, меняются условия, предпосылки. Возникают новые возможности, причем зачастую в совершенно новых сферах, еще вчера казавшихся бесперспективными. Важно продолжать работать на любом этапе: как в благоприятное для какого-то отдельного направления бизнеса время, так и в период, когда перспективы не столь явные.
– Это довольно рискованно…
– Есть направления, которые на определенном этапе (и зачастую он может продолжаться длительное время) не только не приносят прибыли, но и требуют постоянных вложений. Но считать их убыточными нельзя – они обязательно сыграют свою партию именно тогда, когда это будет нужно. Это как в человеческом обществе: есть заведомо «зависимые» категории людей, например, дети. Родители отдают им свою любовь, время, силы, эмоции, не думая о том, будет ли им это выгодно или нет. То есть говоря языком бизнеса, родители «вкладываются» в детей, инвестируют в них средства. Не ожидая при этом непременной «отдачи». Но приходит время, когда «инвестиции» возвращаются. И чаще всего именно пропорционально вкладам. Чем больше любви, терпения, эмоций было в свое время вложено, тем больше вам вернется.
– Какое направление сейчас является ключевым для «Акселя»?
– Давайте продолжим аналогию. Какого из детей считать, как вы сказали, «приоритетным направлением» – вопрос для родителя невозможный. Бизнес, конечно, – это не ребенок. И ожидать от предпринимателя настоящей родительской любви к своему бизнесу глупо: я все же за адекватность. Однако бизнесмен должен обладать и дальновидностью, и терпением, взращивая свой бизнес, «воспитывая» его, в том числе и «на будущее», не торопясь немедленно окупить вложения.
– Ваша компания успешно работает в сфере торговли и строительства на протяжении двух десятков лет. Тяжелый для многих вопрос – как у вас складываются отношения с властями?
– Понятно, что любые крупные проекты, будь это строительство или торговля, так или иначе затрагивают интересы всего города. Мы осознаем роль администрации, адекватно воспринимаем замечания и пожелания чиновников. Ведь именно власти отвечают за градостроительный стержень города, формирование его облика, гармоничное сочетание административно-делового и культурно-развлекательного наполнения пространства мегаполиса. Поэтому мы всегда открыты для сотрудничества с администрациями всех уровней. Со своей стороны наша компания вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие города: «Аксель» создает новые бизнес-площадки и рабочие места, активно участвует в общественных, культурных, образовательных и благотворительных проектах.
– Несколько лет назад вы планировали построить гольф-клуб. Какова его судьба?
– Да, был такой проект. Он возник прежде всего потому, что мы открыты для всего нового, непривычного и нестандартного. Воспринимаем и рассматриваем даже самые фантастические идеи. Поэтому идею гольф-клуба приняли и какое-то время обдумывали ее воплощение. Тогда казалось – почему бы и нет? Прижился же на российской почве тот же боулинг…
Однако первым и, так сказать, непреодолимым препятствием для «приживаемости» у нас гольфа стали, как это ни банально, климатические условия. На Южном Урале попросту холодно! Время, когда можно играть в гольф, ограничено тремя летними месяцами. Да и лето на Урале, сами знаете, какое: то холодно, то жарко. Кроме того, необходимо учитывать менталитет российского человека. Ну, не за игрой в гольф мы привыкли беседовать! (Улыбается.) В итоге мы отказались от строительства гольф-клуба.
– Не боитесь признаться, что поторопились с этим проектом?
– Я полагаю, умение признать ошибку, возможность отказаться от какой-либо идеи или проекта на любом этапе – это свидетельство гибкости мышления и характера. В предпринимательстве это как раз очень ценно.
Олимпийские надежды
– В связи с приближением зимней Олимпиады в Сочи особое развитие получил рынок недвижимости известного российского курорта. «Аксель» зашел сюда еще четыре года назад. С какими сложностями вы сталкивались, начиная работать на юге России?
– На эту тему можно было бы написать целый трактат (Смеется.) Главный российский курорт всегда был непростым городом, в том числе с точки зрения организации бизнеса. Земельные участки и раньше пользовались повышенным спросом. А как только стало известно, что Сочи выиграл право проведения зимних Олимпийских игр, сюда, естественно, устремилось множество застройщиков. Сильная конкуренция, массовые инвестиции и при этом довольно-таки стесненные условия строительства – вот истинный пейзаж, на фоне которого мы работаем в Сочи. Множество строительных рисков связано также с тем, что органы государственной власти и местного самоуправления накладывают определенные обременения и предъявляют дополнительные условия к компаниям, которые ведут застройку в этом регионе.
– Какие объекты в будущей столице зимних Олимпийских игр «Аксель» уже возвел, над чем работает сейчас, и что планируется осуществить в перспективе?
– В районе знаменитой гостиницы «Рэдиссон-Сас-Лазурная» нами построен жилой дом – он возведен в рамках первой очереди строительства многофункционального жилого комплекса. Покупателей привлекло в первую очередь очень выгодное месторасположение: дом находится всего в 400 метрах от моря. Сейчас работаем над строительством жилого дома в районе Мамайки – это в северной части Сочи.
– Не секрет, что вы много времени проводите в Сочи. Как в целом охарактеризуете подготовку города к Олимпиаде: насколько быстро идет возведение спортивных сооружений, модернизация инфраструктуры?
– Надо сказать, за последний год темпы подготовки к Олимпиаде существенно возросли. Город меняется на глазах. Недавно здесь отметили знаковую дату – 1000 дней до игр. В Олимпийском парке Сочи сдан в эксплуатацию вахтовый поселок для строителей, полным ходом идет строительство дублера Курортного проспекта, совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер – Красная Поляна, тепло- и электростанции. Слышал, что на некоторых спортивных объектах проводятся тестовые испытания.
Рыночная судьба
– «Аксель» управляет тремя крупнейшими рынками Челябинска – «Восточным», «Китайским» и «Перекрестком». Каким вы видите их будущее с учетом развития сетевой торговли, появления большого количества гипермаркетов?
– Я продолжаю считать рынки жизнеспособной формой бизнеса, даже с учетом современных условий. Прежде всего, это социально-ориентированный бизнес. До сих пор очень много людей, которые могут приобретать вещи и продукты питания только на рынках. Зачастую это наименее социально защищенные представители нашего общества. Гипермаркеты – дело хорошее. Но давайте посмотрим правде в глаза: товары на рынке всегда будут стоить дешевле, чем в гипермаркете. Это логика экономики. В данном случае рынок, а значит, и наш бизнес отвечает интересам общества, удовлетворяет потребности группы людей с ограниченными финансовыми возможностями. И пока данная категория людей существует, рынки будут жить
– И все же в судьбе рынков немалую роль играет административный ресурс. Есть ли у вас план действий на тот случай, если завтра рынки в центре города запретят?
– Безусловно, есть. Мы работаем над проектом так называемого Центра целевой покупки, где будут представлены товары направления «Дом – сад – огород». Фактически целевое назначение торговых комплексов не изменится. Собственно, покупатели получат тот же рынок, но в более комфортных, цивилизованных условиях.
Делиться – это естественно
– Некоторые бизнесмены прямо говорят: «Я плачу налоги, а все остальное – забота государства». А в чем, на ваш взгляд, заключается социальная ответственность бизнеса?
– Вы знаете, что практически все известные меценаты XIX-начала ХХ веков были старообрядцами? И Савва Морозов, и Рябушинские, и Солдатенковы, и многие другие – так что это не случайность, а закономерность. Так вот, старообрядчество отличает своеобразие экономических традиций. У них особенные принципы предпринимательства, особое отношение к труду и к результатам этого труда, которыми необходимо поделиться. Для старообрядцев было естественным делиться тем, что дает бог. Этого требовала вера.
– Вы тоже придерживаетесь этой веры?
– Да нет, я не старообрядец. (Улыбается.) Однако, этот принцип естественен для каждого, вне зависимости от религиозных взглядов. Делиться – естественно. Это нормально. Я продолжаю считать, что успех – это сила, которой ты можешь делиться с другими. В противном случае нельзя считать себя успешным. Успех, который невозможно с кем-то разделить, – это не успех.
– Злоупотреблять щедростью, наверное, тоже не самый лучший вариант?
– Вы знаете, истории практически не известны случаи потери благосостояния меценатами по причине… «излишней щедрости». Если подобное и было, то там, скорей всего, другое объяснение, другие причины. Вы спросите, почему? Поговорка «Деньги – к деньгам» тут ни при чем, это было бы слишком просто. Сказано: «Да не оскудеет рука дающего!» – вот почему.
– Какими принципами ведения бизнеса вы руководствуетесь?
– Да вот этими же! А, кроме того, считаю обязательным постоянное развитие. Постоянное. И еще одно необходимое условие – системность. Бизнес требует логики, умения раскладывать все по полочкам.
– На определенном этапе бизнес начинает диктовать собственнику свою логику развития. Кто сейчас управляет: вы – компанией или она – вами?
– А никто из нас уже друг другом не управляет. Управление в данном случае – слово неподходящее. Мы развиваемся. Вместе и постоянно.
«Не выясняем, кто главный»
– Сергей Климович, вы с Виктором Субачевым вместе работаете с момента основания компании, демонстрируете долговременный тандем. Однако даже самые прочные, на первый взгляд, союзы со временем распадаются. В челябинском бизнесе есть такой пример: раздел бизнеса между Виталием Рыльских и Семеном Мительманом. А на чем держится ваш дружный тандем, как распределяются роли между вами?
– Мы с Виктором Васильевичем – разные люди по характеру, по стилю жизни. У нас разные интересы, которые, кстати, мы привыкли друг в друге уважать. Поэтому нам комфортно и интересно вместе. Мы, простите за банальность, друг друга дополняем. Поэтому ни один из нас не тянет одеяло на себя, не стремится утвердиться на лидерских позициях.
Помните эпизод из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, когда Паниковский с Балагановым начинают выяснять, кто из них главный?
– Сейчас начальник я!
– Кто начальник?
– Я начальник. Мне поручено.
– Вам?
– Мне.
– Тебе?
И потом неизбежно переходят к выяснению отношений на уровне: «Ты кто такой?» – «А ты кто такой?» (Смеется.)
Мы с Виктором Васильевичем не выясняем, кто из нас главный. Вот, наверное, и весь секрет.
– Какими поступками вы гордитесь?
– Самый главный мой поступок – большая семья. (После паузы.) Ну, и если не иметь в виду только главные поступки – большой парк, где 480 видов растений. Другими словами, основные заповеди мужчины – построить дом, вырастить сына, посадить дерево – я выполнил и перевыполнил. Построил дом не только для себя, вырастил не одного, а нескольких детей, посадил не одно дерево, а… (Смеется.) 480 видов.
– О, значит, у вас очень крепкий тыл?
– Да, в этом отношении мне повезло. Я очень горжусь своей супругой. Она необычайно женственная, позитивная, инициативная. Настоящая женщина-солнце, которая дарит тепло и свет всем окружающим. Нас с Натальей объединяют общие ценности, любовь и дети. Отношения, можно сказать, проверены временем. Она всегда поддерживает меня во всех начинаниях, при этом имеет собственное мнение, которое я уважаю.
– Сергей Климович, какой главный совет вы дали своим детям?
– Я, честно говоря, сторонник не давать советы, которые не всегда воспринимаются, а обучать чему-то на личном примере. Но в общем я советую своим детям придерживаться системы во всем: то есть не эпизодически трудиться, любить, развиваться, а делать это постоянно. Кроме того, надеюсь, что мне удалось донести до них, насколько важна ответственность перед другими людьми.