Сотрудники челябинской Castorama о грядущем уходе компании из России узнали от журналистов, сообщили 74.ru работники гипермаркета в торгово-развлекательном комплексе «Родник». Так же отреагировали представители самого ТРК. В московском офисе Castorama говорят о возможных разных сценариях, но конкретных сроков не называют. Эксперты винят во всём снижение доходов россиян и падающий потребительский спрос.
21 ноября британская компания Kingfisher — владелец сети гипермаркетов по продаже товаров для дома, дачи и ремонта Castorama — сообщила о завершении работы в России. В третьем квартале этого года выручка Castorama в России сократилась на 6,4% — до 101 миллиона фунтов стерлингов. Хотя в рублях продажи выросли на 5,2%. В прошлом году российский бизнес компании показал операционный убыток в размере восемь миллионов фунтов.
— Мы продолжаем добиваться стратегических целей — создания сильного долгосрочного бизнеса. Сталкиваемся с проблемами и решаем их. Наша главная задача — развитие Castorama во Франции. Поэтому мы приняли сложное решение прекратить свою деятельность в России, Испании и Португалии, — объяснила в официальном отчёте компании гендиректор Kingfisher Вероник Лори. — Это решение позволит нам сконцентрироваться на основных для нас рынках, где мы уже лидируем или можем занять ведущие позиции.
Пока магазины продолжат работу в обычном режиме, добавила глава компании. В России работают 20 гипермаркетов Castorama. Они расположены в 17 городах, один — в Челябинске.
До сих пор Castorama в столице Южного Урала действовала в обычном режиме, даже искала новых сотрудников. На сайте компании размещено несколько вакансий. В челябинский магазин требуются менеджер торгового отдела, специалист по складской логистике, специалист по ночной выкладке, кассир и продавец-консультант.
— Об уходе компании из России, а значит, и закрытии магазина в Челябинске узнали, как и все, из СМИ, — рассказал 74.ru один из сотрудников. — Ничего конкретного нам пока не сказали, никаких бумаг не давали. Думаю, это всё равно дело даже не одного месяца.
Большинство гипермаркетов сети в России занимают отдельно стоящие здания, два магазина расположены внутри торговых центров — «Золотой Вавилон» в Москве и «Родник» в Челябинске.
Мы уточнили у представителей ТРК «Родник», поступало ли им какое-либо официальное обращение от компании «Касторама РУС» — юрлица сети Castorama.
— Уведомления от арендатора мы не получали, — ответили в «Роднике».
Представители Kingfisher заявили, что готовы рассмотреть как продажу сети целиком, так и по частям.
— Компания рассматривает различные сценарии ухода с рынка, что вряд ли произойдёт в ближайшие несколько месяцев, — объяснили представители ритейлера в соцсетях. — Для покупателей и сотрудников ничего не изменится. Castorama Россия продолжит свою работу в обычном режиме и будет помогать покупателям создавать хорошие дома, делая обустройство дома доступным для каждого. Как только появится более подробная информация, мы обязательно сообщим.
Эксперты в сфере коммерческой недвижимости указывают, что выручка ООО «Касторама Рус» в прошлом году сократилась на 4% — до 32,5 миллиарда рублей, а чистый убыток вырос до 2,8 миллиарда.
— Продукция сети Castorama была пусть и незначительно, но дороже, чем у таких сетей, как Leroy Merlin, «Петрович» или OBI, ориентированных на более массового покупателя, — отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — В условиях снижающихся доходов россиян и падающего потребительского спроса это неизбежно сказывается на операционных и финансовых показателях компании.
Позиции ритейлера в России не считаются слабыми — Castorama стабильно удерживает третье-четвёртое место среди розничных сетевых DIY-ритейлеров (DIY — сокращение от do it yourself, что в переводе означает «сделай сам». — Прим. авт.) в большинстве российских регионов, у неё устойчивый круг покупателей.
— Однако в основном Castorama представлена в двух столицах и городах-миллионниках, слабо присутствуя при этом в регионах. Так что уход с рынка даже такого крупного игрока вряд ли заметно скажется на рынке DIY в целом, — добавляет Алексей Коренев. — Освободившаяся ниша будет быстро заполнена компаниями — конкурентами.
С реализацией активов у ритейлера вряд ли возникнут проблемы, указывают аналитики.
— Особенно, если продаваться они будут не единым лотом, а по частям. Конкурирующие сети охотно приобретут готовый бизнес с хорошо отлаженной логистикой и инфраструктурой, — объясняет Алексей Коренев. — Не исключено, что какую-то часть магазинов приобретут ритейлеры иных направлений — например, продуктовые сети. А затем перепрофилируют. Вопрос лишь в цене и времени.
Как Castorama заходила в Челябинск
До кризиса 2008 года стройматериалы в Челябинске продавались в основном на рынках. С 2009 года в городе стали появляться федеральные операторы — «Старт» и «Стройландия». В 2010 году появился международный игрок — израильская компания «Хоум Центр».
Поначалу Castorama должна была появиться не в самом Челябинске, а в городе-спутнике областного центра. С 2007 года как о решённом факте говорили, что в 2008-м в Копейске начнётся строительство гипермаркета строительных материалов «Касторама». Магазин площадью 12 тысяч квадратных метров собирались построить рядом с комплексом Metro Cash & Carry. Но кризис 2008 года спутал все планы.
В 2010 году стало известно, что гипермаркет товаров для дома и ремонта Castorama займёт 13 тысяч квадратных метров в строящемся ТРК «Родник».
2011 год ознаменовался бумом торговой недвижимости. Запустили отложенные из-за кризиса объекты, и Челябинск получил новые торговые площадки. Осенью открылся ТРК «Родник», одним из якорных арендаторов которого стала международная торговая сеть Castorama.
Британская группа Kingfisher — первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов формата DIY. Первый магазин сети был открыт в 1969 году во Франции. В 1988-м компания начала международную экспансию. В 2006-м в России открылся первый магазин Castorama — в Самаре.
В октябре 2014 года закрылся гипермаркет «Хоум Центр», работавший в торговом центре на Кожзаводской с 2010 года.
В этом году из России ушла торговая сеть Media Markt. Бизнес купила другая крупная сеть — «М.Видео». О судьбе этих магазинов в Челябинской области — в материале 74.ru.
Если вы столкнулись с какой-либо проблемой или чем-то необычным, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.