Бизнес эксклюзив

Челябинские бизнесмены Спиридоновы продали торговый центр

Кто стал владельцем крупного комплекса «Маяк для дома» и что с ним будет дальше

Через 10 лет после открытия торговый комплекс «Маяк для дома» заметно опустел

Торговый центр «Маяк для дома», принадлежащий семье одного из первых челябинских бизнесменов Владимира Спиридонова, сменил владельца. Собственником крупного комплекса в Советском районе стала группа «Самарский деловой мир», основной акционер которой — олигарх из списка Forbes Алексей Шаповалов. Информацию о сделке 74.RU подтвердили обе стороны — представители челябинского и самарского холдингов. Какова судьба торгового центра и с какими проблемами могут столкнуться новые собственники, разбирался 74.RU.

Комплекс «Маяк для дома», специализирующийся на торговле стройматериалами, мебелью, товарами для дома и ремонта, заработал в районе Троицкого тракта в 2009 году. Площадь объекта — 35 тысяч квадратных метров. Его построил известный челябинский бизнесмен Владимир Спиридонов. Позже рядом возвели вторую очередь торгового центра, часть которого в 2015 году занял музей ретроавтомобилей.

В коллекции Владимира Спиридонова было больше двух десятков ретроавтомобилей

В последнее время дела у владельцев ТЦ шли неважно. В 2016 году мэрия судилась с рестораном «Частная пивоварня Спиридонова» из-за долгов по заведению компании на Комсомольском проспекте. Потом появлялись объявления о продаже ресторана и отеля «Меридиан». Прошлой зимой на проспекте Ленина прекратил работу «Ресторанный дом Спиридонова». Из-за просрочек по кредиту Сбербанк в прошлом году обратился в арбитражный суд Челябинской области с иском о банкротстве заёмщика Владимира Спиридонова и его поручителя — Сергея Спиридонова. К банку присоединились другие кредиторы. В итоге долги погасили за счёт реализации имущества.

— Да, мы приобрели торговый центр «Маяк для дома» в Челябинске. В последнее время он был в небольшом упадке. Мы планируем разработать новую концепцию, обновить пул арендаторов и вдохнуть в этот торговый центр новую жизнь, — рассказал 74.RU представитель группы «Самарский деловой мир».

Арендаторов придётся завлекать по новой

От более подробных комментариев он отказался, сославшись на необходимость обсудить вопрос с собственником.

— Собственника нет в стране, — уточнил представитель группы «Самарский деловой мир».

Группа «Самарский деловой мир» подконтрольна самарскому бизнесмену Алексею Шаповалову. Ранее Forbes называл его крупнейшим девелопером Поволжья. Компания основана в 1992 году, специализируется на строительстве и управлении коммерческой недвижимостью различного профиля. Сейчас группа «СДМ» представлена в восьми городах России, в её собственности и под управлением — пять торговых центров в Самаре. В компании работают около 700 человек. По данным наших коллег из 63.RU, сейчас Алексей Шаповалов живёт в Объединенных Арабских Эмиратах.

Управляющий партнёр группы компаний «Бизнес Дом Спиридонов» Сергей Спиридонов подтвердил 74.RU факт смены собственника.

— Произошёл раздел имущества между собственниками (речь идёт о Владимире Спиридонове и его бывшей жене Людмиле. — Прим. ред.). Данная процедура сложна и заняла два года. В результате принято решение о продаже части актива в виде ТЦ «Маяк» для урегулирования желаний всех сторон — от собственников до банков, — объяснил Сергей Спиридонов. — Реструктуризация долгов касалась кредита, который представляет лишь малую часть от активов группы компаний. Часть средств от продажи «Маяка» собственники направили на погашение прежде взятых кредитов.

Стороны не называют сумму сделки. Но известно, что в 2017 году собственники «Маяка» выставляли на продажу часть торгового комплекса — 25 тысяч из 35 тысяч квадратных метров — за 690 миллионов рублей. В материалах арбитражного суда говорится, что главный корпус площадью 25 592 кв. м оценён в 117,1 миллиона, ещё одна часть здания площадью 6198 кв. м — в 14,8 миллиона рублей.

— Когда мы отсматривали предложения по покупке комплекса, встречали много заявок переделать его и в склад, и в логистический центр, и в прочие b2b площади. Но нам искренне хотелось оставить комплекс выполнять свои задачи, — добавил Сергей Спиридонов. — Покупателем стала команда профессионалов с большим портфолио по работе с торговыми комплексами в разных городах России. Моё мнение — очень удачно, что такая сильная компания пришла управлять комплексом. У новых собственников есть большой пул потенциальных арендаторов, и я, зная их профессионализм, сам жду, когда они вдохнут в комплекс вторую жизнь, и я уже приеду туда как покупатель.

Во время кризиса людям не до ремонта

Главная беда современного ритейла — сокращение спроса и платёжеспособности покупателей, указывают эксперты.

— Федеральным сетям в сфере торговли отделочными материалами легче выжить на рынке, потому что у них отлажены логистика и бизнес-процессы, а самое главное — они имеют колоссальные ресурсы по поддержке любого проекта. Компании помельче вынуждены опираться на свои силы, кошелёк и опыт, зачастую не такой большой и передовой. Но, с другой стороны, у них есть конкурентное преимущество — гибкость в принятии оперативных решений по сравнению с крупным ритейлером. Так что не думаю, что они обречены, — отмечает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. — Глобальная проблема для всего ритейла сейчас — сжатие потребительского спроса. Население шестой год подряд теряет в доходах, с 2014 года они упали на 8,3%, и по этому году результаты будут, скорее всего, безрадостными. Запасы россиян понемногу иссякают, что видно по сокращению среднего чека. Люди переходят на режим экономии — затягивают пояса и умеряют аппетиты.

По словам эксперта, снижение спроса особенно бьёт по сегменту торговли мебелью и товарами для ремонта. В периоды кризисов значительное количество людей переносит планы по ремонту жилья и покупке мебели на отдалённый срок в надежде на улучшение экономической ситуации.

— Новому владельцу комплекса придётся ужиматься по марже, чтобы удерживать конкурентные цены для арендаторов и соперничать с федеральными и международными сетями, — добавляет Алексей Коренев.

Челябинску не хватает комплексов с широким ассортиментом товаров для ремонта и строительства, уверены игроки рынка.

— Такие торговые центры необходимы в каждом районе. Но дело даже не в количестве, а в качестве предлагаемых товаров и услуг. Не думаю, что обновление комплекса в Советском районе как-то скажется на работе нашего центра. Наши арендаторы — федералы, мы не пересекаемся, — говорит директор по развитию оптово-розничного центра CHELSI Анна Лукманова. — Покупатели, которые ездят к нам, не поедут в тот же «Маяк». Ассортимент всё-таки разный: там в основном были представлены товары для дома, а у нас акцент на отделочных материалах.

В то же время в следующем году торговые комплексы пересекутся по тематике. На Северо-Западе строится второй корпус CHELSI, в котором планируется разместить отделы по продаже мебели и товаров для дома.

Владимир Спиридонов считается одним из родоначальников челябинского бизнеса. В 90-х годах прошлого века он начинал с кооператива по производству полиэтиленовых пакетов, торговал тушёнкой, металлом, лесом и мебелью. Затем создал предприятие «Уралспецсталь», построил торгово-офисный комплекс в центре Челябинска, которому дал свою фамилию. В 2004 году построен отель «Меридиан», в 2006-м — первая частная пивоварня. В последние годы бизнесом занимается его сын Сергей. Автомобильная коллекция Владимира Спиридонова переехала в аэропорт Домодедово — в терминале действует постоянная выставка ретромашин.

Есть что рассказать об открытии или закрытии знаковых заведений в Челябинске? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления