RU74
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Челябинске
Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -6

5 м/c,

зап.

742мм 74%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
Бизнес Авто Всё о коронавирусе Кризис-2024 подробности «Проедаем подкожный жирок»: как челябинский автобизнес сидит на карантине

«Проедаем подкожный жирок»: как челябинский автобизнес сидит на карантине

Нынешняя ситуация беспрецедентна для местного и российского авторынков

Один из дилерских центров Nissan группы компаний «Регинас». Сейчас он временно закрыт
Источник:

Челябинский автобизнес возник ещё в начале девяностых и пережил как минимум три крупных потрясения — в 1998, 2009 и 2015 годах. Но о нынешней ситуации владельцы автоцентров говорят как о беспрецедентной даже по меркам девяностых. Мы обсудили ситуацию с руководителями крупнейших челябинских автохолдингов: «Регинас», «Сатурн», «Планета Авто» и «Первого независимого автоцентра».

Что происходит на автомобильном рынке сейчас?


— Идеальный шторм, — отвечает без обиняков коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов.

Идеальный шторм — это когда накладываются друг на друга сразу несколько негативных обстоятельств. И ситуация в самом деле похожа.

— В европейских странах падение продаж новых автомобилей на 70–75%, а в России плюс к этому падение доходов, подешевевший рубль и общая стагнация авторынка, на которую мы настраивались в начале года даже без учёта коронавируса, — объясняет свою мысль Сергей Попов.

Мнение разделяют его коллеги.

— Это самая драматичная ситуация за 20 лет, — считает гендиректор группы компаний «Планета Авто» Андрей Кольцук. — И это даже в сравнении с 1998 годом: да, тогда было меньше опыта, бизнес был молодой, накоплений никаких, но сейчас как будто всё равно грустнее.

Генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук во время презентации нового дилерского центра Chevrolet и Cadillac: сейчас оба на карантине
Источник:

В феврале 2020 года, когда ещё не было простоев и удешевления рубля, российский авторынок упал на 2%. Данных по марту ещё нет, и на рынке наблюдалось агоническое оживление, но апрель будет мёртвым месяцем.

С апреля большинство компаний подняло цены из-за девальвации рубля, причём в некоторых случаях существенно. По данным сервиса «Цена Авто», некоторые модели Nissan подорожали почти на 9%, ряд Peugeot — на 16%. В остальном цены прибавили 2–3%, не исключая и отечественные машины: например, Vesta подорожала на 7 тысяч рублей.

Андрей Кольцук считает, что ситуация несёт много рисков компаний.

— Сейчас у всех одна головная боль: что делать с фондом оплаты труда? — говорит он. — Оборота нет, продаж нет. В кризисы весь бизнес обычно первыми сокращает две статьи расходов: рекламные бюджеты и фонды оплаты труда. Пока ситуация неясная, все ждут, но скоро у компаний просто не останется выбора.

Работать разрешают выборочно


В конце марта официальные дилеры Челябинска прекратили работу: это касается как продажи автомобилей, так и обслуживания.

— Да, мы распустили всех сотрудников по домам, кто может, работает удалённо, — рассказывает генеральный директор сети автосалонов «Сатурн» Александр Мещеряков. — Мы принимаем заявки клиентов на сервис и покупку автомобилей, чтобы в будущем максимально оперативно их выполнить.

По словам Александра Мещерякова, звонков от клиентов много, и они «тёплые» (хотят купить автомобиль). Но когда продажи возобновятся, не знает никто
Источник:

Аналогичная ситуация у других дилерских центров. Больше всего их руководство волнует простой сервисов, потому что часть работ относится к неотложным.

— Например, мы обслуживаем Renault, Lada и УАЗы полиции, и рано или поздно какие-то работы потребуются, — объясняет Александр Мещеряков. — Но пока здоровье клиентов и сотрудников важнее, так что ждём решений.

На прошлой неделе в правительстве вроде бы разрешили работать шиномонтажным мастерским, но на дилерские центры эти послабления сразу не распространили. В понедельник губернатор Алексей Текслер подписал распоряжение и обозначил перечень 43 видов организаций, которым можно работать в регионе в период самоизоляции.

— Теоретически вроде бы можно заниматься шиномонтажом, но нормативной базы нет, поэтому вопрос до конца непонятен, — объясняет исполнительный директор «Первого независимого автоцентра» Дмитрий Ерёменко. — Мы обращались в приёмную губернатора на прошлой неделе, но нам ответили, что в списках наших компаний нет, значит, работать не можем.

Вот таким забегаловкам получить разрешение на работу оказалось проще
Источник:

Дилерские центры направили в правительство запрос на разрешение выполнять обслуживание и ремонт машин.

— Мы получили разрешение открыть сервисные центры, но клиенты должны бронировать время в онлайн-режиме, а при передаче машины должна соблюдаться дистанция между автовладельцем и сотрудниками сервиса, — рассказывает Андрей Кольцук. — Думаю, остальные дилерские центры получат такое разрешение в ближайшее время.

— Насколько я знаю, за выходные поступили заявки от 7 тысяч челябинских компаний, включая дилерские центры, — рассказывает Сергей Попов. — В Екатеринбурге и Магнитогорске сервисные центры нашего холдинга уже работают, получив разрешение властей, так что ждём решения по Челябинску со дня на день.

Продажи не спасут: вытащит сервис


С точки зрения продаж автомобилей, отчасти помог довольно бурный март, но он не компенсирует будущих потерь.

— Да, в марте продажи были накручены относительно среднего уровня, потому клиенты спешили приобрести машину заранее, — рассказывает Александр Мещеряков. — В апреле мы всё равно ожидали некоторой просадки из-за удешевления рубля, но, конечно, не такой, как сейчас. Апрель и октябрь — это горячие месяцы для автобизнеса, так что их потеря в любом случае болезненна.

— Первый раз в истории нашей компании мы не работаем целый месяц, и продажи в марте, конечно, не способны компенсировать потери апреля, — считает Дмитрий Ерёменко.

Дилеры ожидают некоторого оживления на вторичном рынке, где цены начали падать
Источник:

В таких условиях на первый план выходит сервис — один из основных источников дохода для автобизнеса.

— В принципе, марки с большим парком автомобилей вроде Toyota легче переживут отсутствие продаж, потому что потребность в обслуживании и ремонте всё равно сохранится, — продолжает Дмитрий Ерёменко. — Но для марок, у которых в последние годы не было больших продаж, ситуация действительно очень сложная.

Сергей Попов считает, что сервис хоть и является важным компонентом автобизнеса, но также имеет свои ограничения.

— В последнее время появилось много независимых центров по обслуживанию автомобилей, конкуренция возросла, поэтому поддерживать маржинальность дилерского сервиса сложнее, — объясняет он. — В теории, конечно, за счёт сервиса автоцентры могут выживать, но придётся оптимизировать их работу, численность сотрудников и так далее, кроме того, важна позиция импортёра. В каком-то смысле проще будет сервисам, созданным с нуля, чем тем, что имеют массу обязательств и собираются их выполнять.

«Настраиваемся на затяжную рецессию...»


Панических настроений малого бизнеса в среде автодилеров пока нет, но ожидания в целом тревожные.

— Мы принципиально не работаем с заёмными средствами, поэтому для автоцентров «Сатурн» ситуация пока достаточно ровная и обязательства перед сотрудниками мы выполняем, — говорит Александр Мещеряков. — Навстречу идут и импортёры, например, Renault увеличила срок бесплатного факторинга (то есть больше стала отсрочка за оплату поставленных автомобилей. — Прим. ред.). Думаю, компаниям, которые нарастили подкожный жирок, две-три недели в таком режиме пережить можно, а дальше весь вопрос в сроках. Если ограничения продержатся два, три, четыре месяца — это будет уже совсем другой разговор.

Марки с высокой долей рынка и локализацией вроде KIA и Hyundai (лидеры среди иномарок) должны выстоять, но бренды с небольшими продажами рискуют уйти
Источник:

— Прогнозы строить невозможно, но уже ясно, что за всю историю российского автобизнеса это падение будет самым большим, — считает Сергей Попов. — Да, в марте мы наблюдали опережающий спрос, но весь вопрос в том, будет ли отложенный спрос, когда режим самоизоляции закончится? Что будет осенью? Каким будет рубль? Самое плохое — это риск обнищания народа. Если несколько лет назад средний срок владения автомобилем был три-четыре года, потом стал пять-шесть лет, то каким он будет теперь?

Это мнение разделяет Дмитрий Ерёменко:

— Если эта пауза затянется, то клиенты начнут «остывать»: у них снизится активность, появятся другие приоритеты, и доходы упадут по всем отраслям. Пока мы ещё даже не компенсировали девальвацию рубля, которая началась в марте, а на это уже наслоились новые проблемы.

Андрей Кольцук считает, что спрос на дилерские услуги сохранится, но его структура существенно изменится:

— Люди в любом случае будут ездить на автомобилях, так что потребность в самих машинах и их обслуживании останется. Другое дело, что изменится структура спроса, скажем, станет меньше кредитных клиентов. Но будут и те, кто выиграет, например, китайские марки могут увеличить рыночную долю.

Дилеры настраиваются на серьёзную перестройку всех процессов
Источник:

Глава «Планеты Авто» также отмечает, что Челябинская область всегда была чувствительна к экономическим кризисам.

— Мы регион промышленный и отчасти сельскохозяйственный, поэтому в такие времена у нас падение ощущается острее, но потом мы и быстрее восстанавливаемся, — рассуждает Андрей Кольцук. — Вопрос в том, будет ли после этой рецессии явно выраженный подъём? Есть ощущение, что его может и не наступить.

Возможен ли дефицит автомобилей и запчастей?


В феврале простаивали заводы в китайской провинции Хубэй — крупном автопромышленном центре Китая. В марте один за одним остановились почти все крупные автозаводы Европы, а в самом конце месяца — и российские предприятия. С одной стороны, возникли перебои с компонентами, с другой — вышел указ президента о нерабочих днях.

Заводы Volkswagen и SKODA работали с небольшими складскими запасами компонентов, поэтому вынуждены были встать на паузу ещё до введения режима самоизоляции
Источник:

Все спикеры сходятся во мнении, что ждать как такового дефицита автомобилей не нужно, но причины для этого отнюдь не радужные.

— Дефицит определяется спросом, а спрос падает, так что как таковой нехватки автомобилей мы не ждём, — объясняет Дмитрий Ерёменко. — Но то, что поставки машин снизятся, а сроки вырастут — наверняка. Проблемы возникнут и для клиентов, которые оформили заказ перед остановкой заводов: дату поставки сместят, и да, с их стороны будет негатив.

Что касается запасных частей, то ситуация очень индивидуальна.

— Конечно, популярные запчасти есть на складах, но если говорить о каком-то сложном ремонте с редкими компонентами, то выполнить его сейчас можно не всегда, потому что отгрузка запчастей работает с перебоями, — говорит Андрей Кольцук.

— Многие компании оптимизировали цепочки поставки запчастей и работали практически с колёс без обширного склада запчастей, и они будут в зоне риска, — рассказывает Сергей Попов. — Но у «Регинаса», например, склады запасных частей большие, так что пока мы можем выполнять большую часть операций.

Обслуживание в режиме «ключи на капот»


Дилеры активно осваивают методы бесконтактной работы с клиентами.

— Мы готовы обслуживать автомобили без личного общения сотрудников центра с клиентами, — объясняет Александр Мещеряков. — Например, клиент подъезжает к автоцентру, оставляет ключи на капоте, отходит от машины, после этого сотрудник центра забирает её на обслуживание.

Судя по всему, в ближайшие дни такой формат работы станет легальным.

В компании «Порше Центр Челябинск» разработали услугу консьерж-сервиса.

— Консьерж-сервис — это когда сотрудник дилерского центра забирает автомобиль от места проживания владельца, а после обслуживания возвращает туда же. Оплата и подписание документов происходит в онлайн-режиме, — объясняет Дмитрий Ерёменко.

То же касается продаж автомобилей: дилеры осваивают онлайн-ритейл.

— Мы начали с подержанных автомобилей в «Первом независимом центре», поскольку в этом случае мы действительно не зависим от позиции импортёра и прочих ограничений, — рассказывает Дмитрий Ерёменко. — Сначала каждая машина проверяется нами, в том числе через «Автотеку». Первичный показ автомобиля клиенту осуществляется через видеосервисы. Если машина устраивает, её доставляют по адресу, а оплата — через систему, которую мы сделали совместно со Сбербанком, чтобы гарантировать полную безопасность.

Возможно, в будущем большие шоурумы уже перестанут быть атрибутом дилеров: конечно, если онлайн-продажи докажут эффективность
Источник:

В «Регинасе» также готовятся начать онлайн-продажу машин, например, с помощью виртуальной витрины: конкретный автомобиль в шоуруме или на складе можно будет посмотреть с помощью видеосервисов.

А в целом челябинский автобизнес настраивается на суровые времена, и даже самые оптимистичные оценки сулят восстановление не ранее чем через год. Ряд марок и вовсе может покинуть рынок, но в большей степени это касается «малышей» с низкими продажами и без собственного производства в России.

— Хотя если бы мне десять лет назад сказали, что из России уйдёт Ford, я бы не поверил, так что ждать можно всего, — подытоживает разговор Сергей Попов.

Для автомобилистов временно отменили техосмотр.

А вот какие ещё послабления сделаны для водителей на период самоизоляции.

Знаете о случаях заболевания коронавирусом в Челябинской области? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
148
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления