¬иктори€ ¬ирта, бизнес-тренер: «Ќайти инвестора даже в кризис – не проблема. —ейчас проблема в хороших стартапах»

¬о что выгодно инвестировать

– ¬иктори€, в какой бизнес сейчас лучше пойти?

– «ачастую, выбира€ проект дл€ старта, предприниматели размышл€ют так: если эта услуга или этот продукт нужны мне, то, скорее всего, это нужно еще какому-то количеству людей. ¬ таком случае они правы. Ќет смысла считать, что ты уникальный, замечательный и ни на кого не похожий. Ќаверн€ка то, что нужно тебе, нужно еще какому-то количеству людей. ¬опрос в том, какому количеству? » это очень важный момент, потому что люди часто создают нишевый бизнес, рассчитанный на очень узкую аудиторию. ≈сли при этом продукт очень дорогой и бизнесмен знает, что в этой узкой аудитории его об€зательно куп€т – это нормально, оправдано и достойно стать бизнесом.

Ќо чаще всего люди делают «нечто» дешевое дл€ небольшого количества людей. Ќапример, на проекте «ќт идеи до бизнеса» в „ел€бинске юноша презентовал картонные 3D-очки – они сто€т дешево, одну тыс€чу рублей, но заинтересоватьс€ их покупкой может только очень узка€ аудитори€, поэтому это дело никогда не станет бизнесом в полной мере. ’от€, в такой категории предпринимателей, которые все врем€ зарабатывают небольшие деньги на каких-то проектиках, тоже есть смысл с точки зрени€ их личного дохода. ѕо крайней мере, они зарабатывают, а не крадут.

¬иктори€ ¬ирта.
Ёксперт по продуктам, продвижению (включа€ SMM, SEO), брендингу, дизайну. —овладелица и исполнительный директор digital-студии Funaction. –аботала в —тудии јртеми€ Ћебедева, на телеканале “Ќ“ (создала сайт и журнал «ƒом-2», газету «ћосква: инструкци€ по применению»), заместителем гендиректора RuTube, над созданием внутреннего аналитического центра Ivi.ru, креативным директором и советником гендиректора ќјќ «ћ““», продюсером в компании «÷ифропром» и других. ѕроживает в ћоскве.

–  ак выбрать проект, который сможет принести деньги?

– „тобы делать бизнес, следует оценить объем рынка и пон€ть, оправдают ли вложени€ результат – будет ли вообще прибыль. ѕотому что заниматьс€ бизнесом ради того, чтобы потратить свои деньги – это тоже не бизнес. “о есть важно провести бенчмаркинг рынка – оценку конкурентоспособности своего проекта-продукта по определенным характеристикам. ѕричем, бенчмаркинг должен быть непрерывным – в дальнейшем нужно посто€нно перепровер€ть, а по-прежнему ли вы лучший.

”же на этом этапе может оказатьс€, что то, что вы придумали, на рынке уже есть. »ли параллельно создаетс€ схожий проект – и, может быть, не имеет смысла заниматьс€ вашим. »ли же, наоборот, вы видите, что схожий проект в процессе воплощени€ или уже действует, но не максимально эффективно, и вы считаете, что можете сделать лучше...

 стати, важно, чтобы у людей, которые идут в бизнес, не было личных долгов и об€зательств. Ќе нужно кидатьс€ в предпринимательство, в надежде «отбить» долги. Ќаверное, у кого-то это получаетс€, но крайне редко, € бы не рекомендовала. ¬едь предпринимательство – само по себе риск, и пытатьс€ одно рискованное меропри€тие решить другим рискованным меропри€тием – это не совсем адекватно.

¬ообще, предпринимател€ми, на мой взгл€д, должны становитс€ люди, способные не то чтобы мыслить необычно (потому что многие люди креативны), а создавать, увидеть что-то новое может быть даже в существующих вещах. ¬едь глобально нового возникает всегда очень мало. ¬ основном все новое – это, как известно, хорошо забытое старое в обновленном виде. Ќапример, iPod – с одной стороны, во врем€ его создани€ это было совершенно новое устройство, но с другой стороны – это просто новый способ слушать музыку, а люди всегда слушали музыку.

– ƒопустим, иде€ есть. „то дальше?

– ј дальше важно грамотно упаковать свой будущий бизнес. «”паковка проекта» – это целый комплекс меропри€тий, направленный на то, чтобы идею или продукт сделать пон€тными и привлекательными дл€ инвестора настолько, чтобы он вложил в них деньги.

“о, что происходило на конкурсе – это грусть и печаль, потому что участники не упаковывали свои проекты. Ќачина€ от презентации, во врем€ которой невозможно было рассмотреть продукт или прочитать что-то на экране, и заканчива€ тем, что люди не рассказывали то, что важно именно дл€ инвесторов.

Ќа что «клюют» инвесторы

– ј что им интересно знать?

– Ќичего экстраординарного – просто любой потенциальный инвестор хочет услышать, чем продукт уникален, чем отличаетс€ от того, что есть на рынке, в чем его преимущества и, самое главное, – объем инвестиций, необходимых дл€ развити€ этого бизнеса, и возможные варианты выхода из него. Ётого, кстати, € вообще ни от кого в „ел€бинске не услышала и в принципе слышу на презентаци€х стартапов крайне редко.

Ќе секрет, что инвестиции – это покупка доли с целью ее последующей перепродажи целиком или частично. ј если люди вход€т в бизнес за какую-то долю и потом планируют получать доход с части инвестиционной прибыли – это уже партнерство, а не инвестирование.  ак бы то ни было, на питчинге, который обычно длитс€ от двух до 15 минут, стартапы презентуют дл€ инвесторов именно то, как тот сможет заработать на бизнесе в будущем. «а это врем€ у инвестора должно по€витс€ четкое понимание перспективности проекта. »менно дл€ этого «упаковка» и нужна бизнесу.

– „то именно входит в «упаковку»?

¬иктори€ ¬ирта, бизнес-тренер: «Ќайти инвестора даже в кризис – не проблема. —ейчас проблема в хороших стартапах»
– ”паковка состоит как минимум из двух частей – визуального представлени€ и бизнес-составл€ющих. ¬изуальное представление – это, собственно, сам бренд – логотип и фирменный стиль, дизайн, коммуникационна€ платформа бренда, где описываетс€, кака€ аудитори€ у продукта, что это такое, конкурентные отличи€ и так далее. “о есть, все, что необходимо дл€ продвижени€.

¬ визуальную составл€ющую также входит презентаци€ дл€ инвесторов – то, что показываетс€ во врем€ питчинга. Ёто могут быть как просто слайды, так и слайды, подкрепленные видео-презентацией. ¬ упаковку входит презентаци€ и дл€ клиента, потому что инвесторы часто хот€т увидеть, как продаетс€ продукт конкретным клиентам, а не только инвесторам. » важно понимать, что, по сути, это две разные продажи – «продать себ€ инвестору» и «продать себ€ клиенту», и, соответственно, должны быть две абсолютно разные презентации.

¬ бизнес-составл€ющую упаковки проекта входит, конечно, бизнес-план. ќн должен включать в себ€ все свои стандартные составл€ющие: компетенции команды и календарный план меропри€тий, чтобы инвестор был уверен, что проект сможет завоевать свою долю на рынке.  стати, компетенци€ команды должна быть отнесена именно в бизнес-часть, потому что сейчас инвесторы покупают чаще компетенции команды, а не идею. »деи вообще ничего не сто€т. —тоит их реализаци€. »нвестор вкладывает деньги в ту команду, в которой он уверен, что она сможет эту идею реализовать.

–  огда начинать ломать голову над названием проекта?

– Ќейминг – нулевой этап, равно как и анализ конкурентов. ј после того, как по€вл€етс€ понимание того, что да, есть смысл «это» создавать, готовитс€ коммуникационна€ платформа. ќна описывает очень много всевозможных составл€ющих, в том числе жизненный цикл проекта или продукта. ƒальше составл€етс€ бизнес-план, после чего становитс€ пон€тно, есть ли там действительно бизнес. “о есть, можно ли выйти на прибыль и вернуть инвестиции. ƒелаютс€ презентации дл€ инвестора и клиента – и можно идти со всем этим к инвестору. ’орошо, когда название уже есть. Ќо инвестор может предложить и свой вариант.

–  ак заинтересовать инвестора? ¬иктори€, поделитесь несколькими фишками.

– ≈сли ваш проект, продукт или услуга уже имеют продажи, хот€ бы небольшие, то на питчинге об этом нужно сказать в первую очередь. »менно не прибыль, а продажи. ѕотому что если у вас уже есть прибыль, то, скорее всего, инвестор вам не требуетс€, либо инвестор вам нужен уже дл€ масштабировани€ бизнеса. ѕри наличии продаж уровень интереса инвестора к этому проекту будет совсем иным – он сразу поймет, что проект жизнеспособен и, как минимум, стоит выслушать человека, который этот проект создал.

», конечно, очень важно обращать внимание на дизайн и детали изначально – это помогает создать хорошее мнение о бизнесе.  огда проект, команда, компани€, продукт уже состо€вшиес€, есть посто€нные клиенты, которые этим пользуютс€, покупают, вли€ние дизайна уже гораздо меньше.

–  стати, как часто нужно обновл€ть дизайн или бренд?

– Ќет никакой периодичности, поскольку важно одно: либо компани€ работает, либо нет, либо продукт покупают, либо нет. Ќо когда проект только создаетс€, дизайн очень важен – на этом этапе просто необходимо выделить его на фоне конкурентов, создать его узнаваемость.  стати, правильный дизайн создает вирусный эффект – это когда люди начинают видеть ваш проект во всЄм по каким-то узнаваемым чертам.

  сожалению, многие начинающие предприниматели вообще не удел€ют этому никакого внимани€. » очень зр€. ” инвесторов должно остатьс€ впечатление, потому что инвестор – это обычный человек, просто у него есть деньги. » обычно инвестор принимает решение не только на основе разума и логических выводов, но и с учЄтом своего эмоционального отклика.

√де дают деньги на бизнес

– √де искать инвестора?

– Ќа самом деле, найти инвестора сейчас – вообще не проблема. —ейчас проблема в хороших стартапах. я оцениваю стартап-проекты на прот€жении уже двух лет. «а это врем€ € увидела сотни стартапов и, честно говор€, ни один из них мне не захотелось украсть. «а два года нам презентовали два хороших стартапа, но это были уже действующие бизнесы. ” них уже все было хорошо.

»нвесторов очень много. ≈сть множество компаний, как ‘–»», которые занимаютс€ посевным инвестированием от государства, то есть, дают деньги на проекты на стадии идеи. ѕодобных фондов множество в –оссии, не говор€ уже о том, что есть западные фонды. ƒопустим, можно попробовать получить инвестиции в —иликоновой долине, правда придетс€ выучить английский €зык и делать продукт, направленный на мировой рынок.

ѕомимо участи€ в конкурсах дл€ начинающих предпринимателей можно выходить на инвесторов через любые инвестиционные фонды. ¬ »нтернете есть огромное количество сайтов с формами за€вок и требовани€ми. » на самом деле на той стороне сид€т люди, которые просматривают эти за€вки и ищут «неограненные бриллианты». » если вам не ответили, не нужно думать, что письмо не прочитано. —корее всего, просто ваш проект не интересен или его презентаци€ не вдохновила инвесторов на инвестиции именно в вас.

я некоторое врем€ сотрудничала с одной из таких инвестиционных компаний очень плотно и знаю, что с той стороны, где деньги, ощущаетс€ остра€ нехватка, просто дефицит хороших проектов. ¬ общем, несмотр€ на кризис, денег на рынке много и проблема зачастую не в их отсутствии, а в том, куда их вложить. —тоит пробовать.