RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

ю-в.

748мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Сергей Бескровный, президент компании «Аксель»: «Я себя временщиком не чувствую!»

Сергей Бескровный, президент компании «Аксель»: «Я себя временщиком не чувствую!»

Бессмысленно навязывать бедному человеку, что он должен идти в «цивильное» место, где он едва сможет купить один носокНикакого лобби в городской администрации у нас нетСнятие сливок - популистское понятиеМежду предпринимателями и администрацией идет посто

Предпринимательская деятельность Сергея Бескровного началась со студии звукозаписи и организации торгово-закупочного кооператива. Когда песни Битлз перестали быть диковинкой, а за кооператорскими тапочками перестали выстраиваться очереди, Бескровный решил попробовать себя в совершенном ином формате. Став владельцем фирмы «C.S.Mercury», он занялся торговлей. Так в городе появился первый вещевой рынок, прозванный в народе «Лабиринтом». Уже через семь лет территория рынка, который получил название «Восточный город», была увеличена почти в десять раз. В 2000 году «Аксель» открывает два новых рынка: «Перекресток» и «Китайский» на ЧМЗ. В ближайших планах компании - строительство торгово-развлекательного комплекса общей площадью около 60 тысяч квадратных метров между улицей Братьев Кашириных и Свердловским проспектом. Компания «Аксель» присутствует на рынке Челябинска 14 лет. Помимо этого, в управлении компании находятся магазин «Модный мех» и сеть игровых залов «Джокер-Джекпот».

- Сергей Климович, сегодня, оценивая состояние рынка торговли, принято говорить о цивилизованных и нецивилизованных его формах... Как вы соотнесете с этими понятиями принадлежащие «Акселю» торговые предприятия?

- Очень модное слово сегодня - цивилизованный. Больше подходит для политиков... Но что такое «цивилизованный - не цивилизованный» в торговой сфере? Есть формы торговли, приемлемые для определенной части публики, и есть формы торговли, которые для нее неприемлемы. Богатый человек, конечно же, не пойдет на «Восточный» или «Китайский рынок». Но ведь и человек, приехавший за покупками из области, живущий в деревушке, в покосившемся домике, не пойдет в «Beauty» или «Rollmann»!

На самом деле потребители так называемых «цивилизованных форм» составляют очень маленький процент населения. Для большинства красота бутика и форма обслуживания в нем весьма накладна. Посмотрите, сколько людей заходит в бутик в течение часа - 10-15 человек. А в крупный торговый комплекс или на так называемый «нецивилизованный рынок»? Сотни! Огромные парковки забиты машинами. В день проходят тысячи и тысячи людей. Что, эти тысячи не понимают, что такое цивилизация?..

Вопрос выбора - куда идти - находится в потребительских рамках самой личности. Поэтому применять здесь понятие «цивильный - не цивильный», я считаю, неэтично. Бессмысленно навязывать бедному человеку, что он должен идти в «цивильное» место, где он едва сможет купить один носок. Про цивилизованные формы любят говорить держатели крупного капитала, которым невыгодно наличие форм торговли для небогатых людей. Недорогие рынки с точки зрения капитализации не интересны бюджету города. Поэтому и возникает популистская тема: цивилизованный и нецивилизованный бизнес.

- То есть тот же «Восточный город» преображается не потому, что так диктует рынок, а по причине вмешательства административного ресурса?..

- Противоречие существует. И на самом деле, если все спустить на самотек, процесс будет идти медленнее. Но, я все-таки считаю, поэтому и нужна администрация, чтобы этот процесс ускорять. Другой вопрос, что это не всегда выгодно потребителю. Администрация говорит: «Пора сменить нецивилизованные формы торговли на цивилизованные». Выпускаются постановления, которые подталкивают предпринимателей изменять условия торговли - потому что рынки открытого типа отныне считаются временными сооружениями, которые через три года могут быть убраны. Чтобы остаться, предприниматели делают более дорогостоящие, капитальные сооружения. Они вкладывает большие деньги - повышается стоимость арендной платы. А отсюда и рост цен. Сегодня многие удивляются: «Почему так галопируют цены?» А потому, что очень много решений в стране проходит не естественным образом, а в результате многих и многих инициатив сверху.

- И все-таки, вы считаете, что в принципе, если бы не вмешательство администрации, сегодня ваши торговые предприятия могли бы вполне выглядеть так же, как они выглядели, допустим, четыре года назад?..

- Нет. Есть предприниматели, которые сами по себе достаточно инертны: есть прибыль - и хорошо. Но есть предприниматели, которые заглядывают в будущее и постоянно вносят элементы усовершенствования в конструкции, внешний облик. Рынки должны претерпевать изменения, безусловно. Мы же прекрасно понимаем, что сегодня в центре города не могут существовать площадки, где торговля идет из гаражей и контейнеров.

Мы постоянно вкладываем деньги в развитие, например, в «Перекресток». Начинали с маленького вещевого рынка. Сейчас там вещевой, строительный рынок, офисное здание, присутствуют элементы игорно-развлекательного бизнеса. Во-вторых, вложения были связаны со сносом ветхоаварийного жилья и расселением людей. Это инвестиции в будущий бизнес! Мы расчищаем территорию для осуществления глобального проекта. «Аксель» планирует построить в районе «Перекрестка» комплекс, который включает в себя и жилье, и гостиницу, и бизнес-дом, и множество иных сервисных образований: фитнес-центр, бассейн и тому подобное. Это будет многофункциональный комплекс категории А, где торговля будет занимать процентов 20, причем она будет достаточно элитной...

И другое дело - нельзя же все время получать только одну прибыль, не вкладывая в улучшение того, что есть! Какие-то перекрытия появляются, увеличиваются торговые места, появляются газоны, насаживаются елочки, туи. Понятно, что это не всегда и не везде нужно. Например, такое понятие, как елочки, совершенно несовместимо с форматом продовольственного рынка, который находится на ЧПАТО по Троицкому тракту. И потом, очень многие рынки в городе постоянно находятся под угрозой исчезновения. Это нормально. Но психология временщика - минимум вложить, максимум заработать. Мы себя временщиками не чувствуем. У нас психологическое отношение к этой территории иное! Нам не жалко елочки посадить, - знаем, что мы их не выкинем. Мы их при строительстве аккуратно возьмем и пересадим в другое место.

- Вы планируете строить комплекс класса А, значит, собираетесь выйти на иной, более высокий уровень?

- Да, но класс А - это не столько, как часто представляется, очень качественная отделка. Это множество параметров. Например, подземная парковка. Нельзя считать класса А офис, если бизнесмен должен поставить метров за сто от здания машину и в снег, дождь шлепать к рабочему месту... Никогда жилое здание не будет относиться к категории А, если оно высотное. Человек большого достатка с раздражением будет относиться к тому факту, что в доме будет жить 100 семей. Его устроит не более, чем 20-25. Ну и так далее. Это достаточно четкие понятия, которые есть у риелторских контор, скажем, московских...

- Каким образом было принято решение строить именно такой комплекс? Сегодня очень много желающих заняться тем же самым. Все стремятся снять сливки, и вы тоже?

- Вот еще одно популистское понятие - снятие сливок. Нет. Получение дохода - естественный процесс коммерческой деятельности. Дело не в этом. Если просто построить офисное здание, которое нужно прямо сейчас - это здорово. Но пройдет три-четыре года, и, если это офисное здание не будет иметь соответствующей инфраструктуры, которая прямо сейчас предпринимателю, снимающему офис, может быть, и не нужна, но через два-три года понадобится, - эта постройка морально устареет. Часто здание даже не успевают построить, а оно уже не очень-то и востребовано.

Мне по душе создание объектов, которые были бы достаточно хороши в своей концепции и поэтому долго востребованы. Представьте себе жизнь активного человека, который хотел бы иметь возможность заняться спортом, сходить в тренажерный зал, поухаживать за своим телом. И вот он вынужден в косметический центр поехать в одну сторону, в тренажерных зал - в другую, в термальный бассейн - в третью. Учитывая пробки в городе, причем эта проблема не убывающая, а нарастающая с годами... Представьте человека, который приехал в гостиницу, и для которого просто койко-место - не главное... Я думаю, многофункциональные комплексы - это явление времени.

- Получить землю под строительство в центре города не так-то просто. Как вам это удалось?

- Безусловно, между тем, что хочется, и тем, что может быть, есть барьеры. В центре города довольно сложно найти место. Люди сейчас выбивают какие-то «пятачки» и на этих «пятачках» пытаются едва-едва разместить какую-нибудь гостиницу. Мы давно занимались этой территорией. И даже в те тяжелые времена, когда средств не хватало, и многие вкладывали деньги в свои дома и машины, мы потихоньку расселяли жилой сектор, делали дороги. Мы участвовали в создании проекта детальной планировки всей этой территории. Сначала у нас было 1,3 га, сейчас территория увеличивается до 7 га. Это непросто - взяли и росчерком получили, нет. Это этап нескольких лет. В этой жесткой конкуренции постоянно, используя все способы, в том числе махинации, подтасовки, люди пытаются влезть. Приходится отстаивать...

Понимаете, «снять сливки» можно на чем угодно. Можно купить бутылку пива - продать, купить ящик пива - продать. Можно построить гостиницу или маленький бизнес-дом - и быстренько перепродать. Вложение в такой огромный комплекс - это огромные суммы. И значительно больше времени нужно для возврата средств. Важно не просто заработать деньги. Хочется испытать внутренний, душевный комфорт от сознания, что ты делаешь лучшее из того, что в принципе могло бы быть.

Такие комплексы - это вопрос создания бизнеса, который комфортен многим людям. Поверьте, это интересно. Приходится изучать много нового, к чему до этого не стремился, потому что было не востребовано. И в команде точно такое же состояние. Это вопрос творчества. Очень много интересных людей потянулось в связи с серьезностью проекта. Вышли на московских проектировщиков, на немецких архитекторов, на инвестиционные фонды другого масштаба, нежели просто заемные средства из наших банков. Вот чем интересен процесс.

- Почему победил проект московских, а не челябинских авторов?

- Прежде всего, создание таких комплексов - это наличие опыта. В Челябинске такого опыта у проектировщиков нет. В Москве уже есть подобные комплексы, есть чему поучиться. Мы выбирали проектировщиков, которые уже участвовали в создании подобных комплексов. Например, это мастерская Сергея Чобана из Берлина и мастерская Александра Асадова из Москвы. Победили москвичи не потому, что у них лучше архитектурная идея, а потому, что она более приспособлена к российским условиям с точки зрения экономики. Но мне нравится, что в конечном итоге мы и со своей командой, и с московской, и немецкой мастерской пришли к мнению, что работать должна интернациональная мастерская: и немцы, и москвичи.

- Сроки?

- Мы полагаем, что за четыре года строительство комплекса будет завершено.

- За чей счет? На вашем сайте сказано, что все, что делается компанией, делается на собственные средства...

- То была концепция компании в прошлом, в период очень резких изменений на рынке. Именно эта концепция спасла нас в 1998 году. Сколько людей разорилось из-за того, что не смогли вернуть заемные средства, которые в одночасье умножились в 6-7 раз! Сейчас, когда идет плавный подъем экономики, мы считаем, наступил тот период, когда можно смело привлекать деньги.

- Ваша компания выступает заемщиком или инвесторы будут иметь определенные доли?

- Здесь несколько способов. Мы не собираемся непосредственно сами осуществлять гостиничный или ресторанный бизнес. Будут присутствовать различные арендаторы, контрактеры, соконтрактеры. Мелкие и средние компании будут, скорее всего, просто арендаторами. Более крупные, я думаю, могут стать партнерами с долевым участием.

- Люди, которые занимаются широкомасштабным бизнесом, не могут быть вне каких-либо отношений с властью. У вас есть лобби в городской администрации, может быть, в местной думе?

- Нет, никакого лобби у нас нет. С точки зрения личных отношений нас ничего не связывает. Есть притирка мнений, когда сталкиваются представления о том, что должно меняться в области строительства торговых зданий, сооружений. Между предпринимателями и администрацией идет процесс учета интересов разных сторон. Ведь наши арендаторы тоже не очень хорошо воспринимают ситуацию, когда что-то меняется. Это нормально. Я считаю, в какой-то степени мы отвечаем запросам администрации. С другой стороны, мы стараемся учитывать реальное экономическое положение. В-третьих, изучаем интересы наших партнеров - арендаторов. Мы стараемся эти вещи совмещать и делать свой бизнес успешным. А бизнес успешен, если он рентабелен.

- Арендаторы «Восточного» и «Китайского» рынков по большей части иностранные граждане. Почему именно с ними вы когда-то начали выстраивать отношения?

- Нельзя сказать, что в «Восточном городе» торгуют только граждане с Востока. Раньше название, может быть, и было связано с этим, но сегодня около половины арендаторов на «Восточном» рынке - это российские граждане. В том числе те, кто приехал с Востока и принял российское гражданство или имеет вид на жительство. Сегодня это достаточно стабильная публика... Мы не связываем свой бизнес с какой-то явной причастностью к Востоку или Китаю, он меняется постепенно.

Раньше был «Зеленый базар» - огромная территория в 8 га: несколько рынков, около 5-6 основных владельцев. У нас изначально на этой территории было два рынка, и торговали только челябинцы. Когда с разделением Советского Союза начались междоусобицы в отдельных мелких республиках, люди стали мигрировать, приезжать в Челябинск. Им нужно было работать и зарабатывать деньги, чтобы получить вид на жительство. Многие торговали на «Зеленом базаре». Спустя некоторое время прошла дорога на Братьев Кашириных и разбросала этот базар по разные стороны. «Китайский рынок» ушел на ЧМЗ, «Лабиринт» - на «Перекресток», часть арендаторов осталась в «Восточном городе»...

- Как получилось, что арендаторы из Китая оказались у вас?

- Это связано даже не с нашей компанией, а с местом. Им было удобно находится с краю рынка, обособленно. Так получилось, что они оказались на нашей территории. А раз они у нас торговали, то мы и старались с ними выстраивать отношения. Заботились о них, нанимали менеджеров, которые более душевно, с пониманием относились к их проблемам. Постепенно стали решать вопросы, связанные с оформление документов, с расселением, налаживали отношения с паспортно-визовыми службами.

Постепенно этот бизнес приобретал стабильность. Потом в связи с решением провести улицу Братьев Кашириных встал вопрос о структуре, которая будет заниматься китайскими арендаторами. Сначала вроде начали «растаскивать» их по разным уголкам города. Но позже, я считаю, Вячеслав Михайлович Тарасов поступил очень мудро, - было решено поручить работу с этой категорией граждан нашей компании.

Есть большой опыт в работе, есть положительные моменты, отраженные в прокурорских проверках. Так появился локальный китайский рынок на ЧМЗ. Сегодня этот рынок существует как стабильный сектор бизнеса компании. Сейчас принят проект по строительству на месте «Китайского рынка» крупного торгового комплекса. Мы начинаем уже в этом году, причем будем уходить от так называемых нецивилизованных форм (смеется). Это будет красивое достойное здание, которое украсит город и улучшит качество торговли.

- Торговцев из Китая станет больше?

- Нет, я полагаю, их количество будет уменьшаться. И через несколько ближайших лет сократится до минимума. Будут представлены крупные компании южных провинций Китая, которые обладают более качественным товаром, чем северные провинции. И торговля будет осуществляться не самими китайцами, - они станут поставщиками.

Обратите внимание, китайского товара во всем мире навалом: в Америке, Англии, Дании - где удобно... Здесь не нужны какие-то искусственные меры по наведению порядка. Этот бизнес имеет формы преобразования, присущие всему миру. Я лет шесть назад наблюдал в Венгрии, в Будапеште, наличие китайского рынка. Четыре года назад на этом же самом месте китайцев не было, а были представлены китайские компании. Насколько я знаю, сейчас этот рынок исчез. Не потому, что разогнали, а за счет естественных изменений в бизнесе.

Мы занимаемся организацией торговых мест. И наша задача - чтобы качество бизнеса менялось в лучшую сторону. А оно меняется с укрупнением бизнеса. Если раньше на одну единицу площади в наших комплексах приходилось 2,5 тысячи арендаторов, то сейчас 1,5 тысячи. Их стало меньше, потом что у многих увеличились торговые площади, разросся бизнес. Это тенденция. Арендатор стремится к созданию отделов, и происходит объединение. И какой национальности арендатор, поверьте, меньше всего меня волнует: татарин, еврей, казах или кто-то еще. Для меня важно, чтобы это были профессионалы. Поэтому в наших планах - проведение тренингов с нашими постоянными партнерами. Будем отрабатывать условия торговли, которые были бы более привлекательными для покупателей.

- В 90-е годы рынки ассоциировались с острой криминогенной обстановкой. Как «разрулировали» напряженные ситуации?

- Мы шли по пути, прежде всего, организации собственной структуры безопасности. Привлекали профессиональных работников, которые осуществляли физическую защиту на рынке, - что скрывать, не только от так называемых «уголовных элементов», но порой и от недобросовестных работников правоохранительных органов, которые пытались вымогать деньги. Безусловно, мы имели тесные взаимоотношения с руководством тех или иных подразделений правоохранительных органов, сообщали им об этих фактах. С их стороны принимались меры. Есть несколько случаев, когда по нашим заявлениям такие недобросовестные сотрудники милиции были уволены...

Что касается самих арендаторов, никаких крайностей здесь я не вижу. Иной раз эта тема будировалась, где-то она подогревалась шовинистическими настроениями граждан. У нас же любят говорить: «Бей евреев!», «Бей китайцев!», и так далее. Стараются бить тех, кто отличается от нас. Причем дело не в цвете кожи и разрезе глаз, а в отношении к работе. Ведь у многих людей вызывает раздражение, если кто-то лучше и больше работает. У нас были случаи, когда китайские торговцы выходили на работу значительно раньше российских, а уходили позже. Они подметали, убирали рабочие места, вообще старались значительно корректней, вежливей себя вести. Поэтому и бизнес их стал успешным.

Среди тех, кто начинал торговать на «Зеленом рынке», были и бывшие учителя, и бывшие инженеры, потерявшие рабочие места в результате кризиса в Китае. Многие из них сегодня стали просто профессиональными продавцами. Сейчас никакого антагонизма между арендаторами вообще нет. Раньше - было, доходило до конфликтов. Лет восемь назад российские арендаторы письма писали в администрацию, просили выселить «ненаших» торговцев. Сейчас такого нет.

- «Аксель» наглядно демонстрирует диверсификацию бизнеса. У компании, кроме всего прочего, есть сеть игорных заведений. Как думаете, московские сети, которые уже начали экспансию на местный игорный рынок, потеснят челябинцев? У них и опыта больше, и денег...

- Прежде всего, денег. Я уже говорил, крупный капитал, безусловно, диктует политику. Я не считаю, что это плохо. Свежая струя конкуренции подхлестывает, заставляет крутиться, улучшать бизнес. Я не думаю, что это смертельно опасно для нас. «Умрут» те, кто не меняется. И это проблема не рынка, а проблема предпринимателей. У нас в игорном направлении очень большие планы, и, я считаю, большие перспективы. У «Акселя» есть правильное понимание ситуации на рынке. Большие сети в чем-то выигрывают, но в чем-то и проигрывают. Если умело использовать все плюсы и минусы...

Одно время было представление, что все крупное заменит все мелкое. Но крупные сети не обладают преимуществами мелких магазинов, мелких парикмахерских. Кому-то нравится прийти в большой и просторный торговый зал, кому-то нравится формат маленького уютного магазинчика. Точно так же и здесь...

- Некогда в планах компании «Аксель» было открытие гольф-клуба. В каком состоянии идея находится сегодня?

- Я полагаю, что как в свое время горные лыжи были нам незнакомы, так и гольф сейчас пока непонятен. Он будет здесь представлен обязательно. Но на данном этапе наши маркетинговые исследования показали, скажем так, преждевременность этого вида спорта. Мы делаем подготовительные шаги, вырабатываем стратегию, согласуем. Еще нужно учесть менталитет наших людей. Когда у них появиться больше свободного времени на правильный активный отдых, тогда будет и спрос.

- Почему гольф? Это ваше личное увлечение?

- Нет. Просто в последнее время компания движется в сторону разработки новаторских идей. Наша концепция развития игорного бизнеса в каком-то смысле нова для Челябинска. Вы не так много найдете на местном рынке компаний, которые этой темой по-крупному занимаются. Многофункциональный комплекс тоже уникален для Челябинска. Интересно все новое. И гольф как раз одна из тех областей, которые побуждают к творчеству...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления