RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

1 м/c,

ю-в.

750мм 81%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Торговая паутина

Торговая паутина

В Челябинске растет объем сетевой розничной торговли, а количество небольших разрозненных магазинов постепенно сокращается. Местные ритейлеры склоняются к тому, что самыми выигрышными форматами розницы будут признаны гипермаркеты и дискаунтеры...

В Челябинске растет объем сетевой розничной торговли, а количество небольших разрозненных магазинов постепенно сокращается. Местные ритейлеры склоняются к тому, что самыми выигрышными форматами розницы будут признаны гипермаркеты и дискаунтеры – магазины, торгующие по сниженным ценам. При этом они скептически оценивают шансы столичных сетевиков и крупных зарубежных игроков занять сильные позиции на местном рынке. Однако некоторые операторы все же решили не дожидаться массового нашествия на Южный Урал иностранных торговых сетей и ищут свои методы конкуренции с ними. Так, уже в ближайшее время Челябинск перестанет быть единственным полем битвы за покупателя среди провинциальных ритейлеров, которые активно готовятся к выходу на областной рынок.

Еще несколько лет назад основную долю челябинского розничного рынка составляли небольшие магазины товаров повседневного спроса и несетевые супермаркеты, рассчитанные на клиентов с высоким уровнем доходов и предлагающие покупателям эксклюзивный ассортимент, в основном, товаров импортного производства.

Появление первых торговых сетей пошатнуло авторитет когда-то новомодных магазинов «шаговой доступности», работающих по системе самообслуживания.

Сетевики начали вести агрессивную ценовую и ассортиментную политику, автоматически вытесняя с рынка разрозненных игроков. Одной из последних жертв сетевой торговли стал супермаркет «Студенческий». В начале осени его владельцы заявили о своем желании отказаться от розничного бизнеса. Такое решение, по их словам, связано с растущей конкуренцией в сегменте ритейла: на фоне бурного развития местных сетей магазины-одиночки становятся нерентабельными предприятиями.

Сегодня доля сетевой розницы в общем объеме челябинского рынка ритейла составляет 17-20%. По прогнозам его участников, в ближайшие пять лет сетевикам удастся завоевать до 80% рынка. Сейчас в Челябинске действует несколько сетей разного формата. Дискаунтеры, появившиеся сравнительно недавно, но уже завоевавшие солидную долю рынка, предлагают так называемый экономный вариант покупки. Площади таких магазинов невелики, сервис находится на среднем уровне, ассортимент довольно аскетичен и не предполагает наличие редких и элитных марок товара. Однако за счет снижения инфраструктурных расходов владельцам сетей дискаунтеров удается удержать сравнительно низкие цены, что и привлекает большинство покупателей. Это вопрос ресурсов. По такой схеме в Челябинске работают две крупные сети федерального уровня – «Дикси» и «Пятерочка». В последнее время владельцам этих сетей пришлось столкнуться с проблемой искусственного насыщения рынка. До этого магазины эконом-класса открывались преимущественно в помещениях бывших советских гастрономов. В ситуации, когда 80% таких площадей уже задействовано, конкуренция за недвижимость между операторами резко возрастает. Очень скоро сети встанут перед необходимостью строительства новых магазинов.

Второй по величине региональный оператор, торговая сеть «Незабудка», решила пойти по пути диверсификации форматов и не только активно инвестирует в развитие экономичной сети, но и открывает супермаркеты класса «люкс» под брендом «Алые паруса». Покупателя таких магазинов волнует не столько размер среднего чека, сколько возможность приобрести товары престижных брендов и получить высокий уровень сервиса. Подобный подход к бизнесу, как правило, позволяет минимизировать риски и обеспечить высокую скорость возврата инвестиций.

Значительные объемы торговли приходятся на крупноформатные сети и гипермаркеты, такие, как «Молния», «Сезам», «КС», «Теорема». Уже сегодня они диктуют моду на региональном рынке ритейла.

Классический гипермаркет определяется совокупностью следующих условий: возможность делать все покупки в одном месте, наличие бесплатной вместительной парковки, разнообразие товаров в рамках одной ассортиментной категории, высокий уровень средней покупки.

Особнячком среди челябинских ритейлеров стоит сравнительно новый игрок – московская сеть «Патэрсон», открывшая два универсама в Челябинске. В отличие от гипермаркетов и дискаунтеров, «Патэрсон» не может похвалиться выгодными для покупателя ценами, зато предлагает высокий уровень сервиса и качество обслуживания, рассчитанные на дорогого клиента.

Это был первый приход национальной крупноформатной торговой сети в Челябинск. До сих пор остается открытым вопрос о появлении в Челябинске иностранной сети «Метро Кэш энд Керри». Однако местные участники рынка довольно скептически относятся к вероятным попыткам крупнейшей в мире компании зайти на челябинский рынок и занять привилегированное положение.

«На мой взгляд, мощную экспансию «иностранцев» в наш регион сдерживает непривлекательность Челябинска для зарубежных инвестиций, – комментирует директор розничной сети «Молния» Ян Боже. – Есть Москва, ряд других крупных региональных центров, где уровень доходов и платежеспособность населения в несколько раз выше. На Урале должны появиться крупные логистические компании, которые смогут обеспечить корректную логистику для крупных сетей, таких, как «Метро» и «Ашан». Не секрет, что для транснационального оператора адаптация под региональный рынок всегда сопровождается сложностями. Нужно ломать ассортиментную матрицу, структуру торгового зала, изменять логистические потоки. Это неизбежно ведет к унификации ассортимента и неполному удовлетворению потребностей местного потребителя. Мы можем быть гибче на своем рынке. Вторая сложность, с которой сталкиваются иностранные сети, – это отсутствие адекватных земельных участков площадью от пяти гектаров и выше с наличием определенных коммуникаций. У нас таких участков объективно не много».

Приход «Метро» на Южный Урал – все же перспектива хоть и недалекого, но будущего. Зато совсем скоро на челябинском рынке ритейла появится новый местный игрок. Группа компаний «Незабудка» развивает крупноформатное направление – сеть гипермаркетов «Дар Сити», первый из которых откроется через месяц в Миассе, а в будущем году в Челябинске. В течение пяти лет компания планирует завоевать долю рынка в 14% от общего розничного оборота продуктов питания в области. В более долгосрочных планах – выход на рынки соседних регионов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления