С 14 по 25 марта в зале Камерной и органной музыки впервые в Челябинске пройдет фестиваль «Дни И. С. Баха на Южном Урале». Одним из участников фестиваля станет главный органист Томаскирхе, где в свое время работал Бах, Ульрих Бёме. В России, по словам органиста Владимира Хомякова, только три постоянных фестиваля с именем Иоганна Себастьяна Баха. Станет ли челябинский четвертым? Об этом, а также о программе и участниках фестиваля мы говорили с народным артистом России Владимиром Хомяковым.
– Владимир Викторович, челябинский фестиваль связан с какой-то знаменательной датой в биографии Баха?
– Никакого юбилея нет, но один из концертов фестиваля состоится в день рождения Баха – 21 марта. Всего же будет шесть фестивальных концертов, которые пройдут с 14 по 25 марта.
– Несколько необычно, что фестивальные концерты идут не один за другим, что между ними есть паузы.
– Если сравнивать с фестивалем «Джаз на большом органе», который регулярно проводится в Челябинске, то да. Дело в том, что фестиваль «Джаз на большом органе» изначально предполагал не только концерты, но общение музыкантов между собой. Участники фестиваля съезжаются в Челябинск почти одновременно, слушают выступления друг друга, происходит общение профессионалов. Как раз такая форма музыкального фестиваля не совсем обычна. Чаще всего фестивалями в мировой практике называется серия концертов, объединенных единой тематикой (музыкой Баха, например), но между ними есть череда других концертов. Порой фестиваль растянут во времени на несколько месяцев. Так проводятся многие фестивали в Европе. Хотя определенных правил для проведения фестивалей нет.
– Вероятно, фестивальные концерты с «антрактами» в несколько дней наиболее удобны для публики?
– Думаю, да. Когда фестивальные концерты идут подряд, у большинства слушателей нет ни возможности, ни желания посетить все до одного. Второй вариант, когда между фестивальными концертами есть перерывы, более удобен для поклонников музыки.
– Любит ли челябинский слушатель музыку Баха?
– Музыка Баха настолько гениальна, что не может не произвести впечатления даже на неподготовленного слушателя. Гениальная музыка имеет еще одно свойство: даже тысячу раз прослушав одно и то же произведение, ты с каждым разом будешь находить в нем что-то новое. За 25 лет моей работы в Челябинске здесь звучали почти все органные произведения Иоганна Себастьяна Баха, некоторые – не один раз. Но интерес ко всему, что по-настоящему талантливо, не угасает. К тому же участники фестиваля, о котором сегодня разговор, – очень интересные музыканты; и программы, с которыми они будут выступать, – крайне любопытны; а челябинский орган – идеальный инструмент для исполнения музыки Баха. Он в первую очередь для нее и строился.
– Расскажите подробнее о программе фестиваля и ее исполнителях.
– Начну с конца: впервые в Челябинск приедет главный органист церкви Святого Фомы (Томаскирхе) в Лейпциге, где служил сам Иоганн Себастьян Бах, Ульрих Бёме. Его концерт 25 марта завершит наш фестиваль. Участие Бёме в «Днях И. С. Баха на Южном Урале» стало возможным благодаря поддержке Немецкого культурного центра имени Гёте. Ульрих Бёме исполнит программу «Музыка органистов Томаскирхе XVI– XIX веков».
– Заполучить этого органиста довольно сложно. Как вам это удалось?
– Я узнал, что он приезжает на гастроли в Москву, и мы сделали все возможное, чтобы он выступил в Челябинске. И еще раз огромное спасибо Немецкому культурному центру имени Гёте за оказанную нам поддержку.
– А откроется фестиваль исполнением Кантаты №21 Иоганна Себастьяна Баха для органа и хора. Это премьера в Челябинске?
– Да, ваш покорный слуга и Камерный хор под управлением Валерия Михальченко специально для этого фестиваля подготовили знаменитую кантату Баха. 14 марта мы исполним это произведение впервые: в первом отделении концерта прозвучат сольные номера, а сама кантата будет исполняться во втором отделении.
Во второй день фестиваля – 17 марта – на челябинском органе будет играть победитель 2004 года главного в мире конкурса имени Баха, который проходит в Лейпциге, Йорг Халубек (Германия). Будут звучать только произведения Баха.
Интересную программу «И. С. Бах и его сыновья» предложил московский пианист Рустем Кудояров. 16 марта состоится его концерт с Камерным оркестром «Классика». 20 марта гитарист Евгений Финкельштейн исполнит программу «И. С. Бах и его великие современники».
А в день рождения Иоганна Себастьяна Баха я исполню одну из подлинных его вещей – «Органную мессу».
– Челябинцам это произведение наверняка знакомо?
– Да, те, кто бывают на моих воскресных концертах, слышали это произведение. Оно как раз из разряда произведений, которые каждый раз открываются с новой стороны, как и гениальные литературные произведения. Я выбрал «Органную мессу» еще и потому, что это одно из немногих сочинений, которые стопроцентно написал Бах. Это очень важно. Когда нотные листы Баха собирали по всему миру, то в числе найденного были рукописи его личные, его жены, учеников. Но изданных произведений с именем Баха было очень мало, в их числе была третья часть так называемых клавирных упражнений. По форме это похоже на то, как Бах обычно импровизировал: начинал с мощной прелюдии, заканчивал «навороченной» фугой, а между ними шли хоральные обработки. Так вот, это произведение, которому органисты придумали название «Органная месса», выстроено так, как строится месса. Очень стройное, красивое произведение. Слушатели постепенно растворяются в этой музыке, им даже не хочется прерываться на аплодисменты и, когда концерт подходит к финалу, они с нежеланием всплывают из той музыкальной глубины, на которую погрузил их композитор.
– Вы сказали, что программа фестиваля рассчитана на широкие круги слушателей, можно ли говорить о том, что она откроет различные грани гения Иоганна Себастьяна Баха?
– Конечно. Во-первых, три программы фестиваля – это только произведения Баха. Во-вторых, любопытно услышать его произведения в исполнении органиста Йорга Халубека, который был признан победителями главного в мире баховского конкурса. В-третьих, конечно же, станет открытием концерт Ульриха Бёме. Он уже 27 лет служит в Томаскирхе и привезет программу, в которой представлены несколько имен органистов и канторов Томаскирхе: два из них служили в ней до Баха, остальные – после. А второе отделение концерта у него также полностью из произведений Баха. Это очень необычная программа, такой нет ни у кого из органистов мира.
И даже программы «Бах и его сыновья» и «Бах и его великие современники» позволят ощутить и величие Баха, и его влияние на современников и композиторов следующих поколений.
– Вы знакомы с Ульрихом Бёме?
– Я был на его концерте в Томаскирхе. Это очень глубокий музыкант. Интересно, что он не только играет на органе, но как кантор должен готовить к исполнению крупные произведения с участием хора, оркестра, дирижировать. Кантор – это достаточно широкая профессия. Кроме того, он эксперт по органостроению. В Томаскирхе сегодня два органа – один старинный, конца XIX века, другой был построен в самом конце ХХ века…
– Орган, на котором в Томаскирхе играл сам Бах, не сохранился?
– К большому сожалению, нет. Может быть, он не представлял особой ценности как инструмент, а Иоганн Себастьян Бах не был признан гениальным композитором при жизни. Если бы это случилось, то наверняка все, что с ним было связано, включая его могилу, было бы сохранено для потомков. Бах славился при жизни как органист, как мастер импровизации, но как композитор он считался старомодным. Он умер в 1750 году, это уже было время галантного стиля. Того стиля, в котором писали музыку сыновья Баха: все красиво, облегченно, минимум полифонии. А он «грузил» слушателей своими фугами. Считалось, что это уже не интересно и никому не нужно. Его современники и не предполагали, что Баха признают гениальным композитором на все времена.
После смерти Баха была распродана коллекция его инструментов, а орган, который, вероятно, пришел в негодность, решили сменить. Осознание того, что на этом инструменте были созданы самые гениальные произведения, пришло позднее. В 60-е годы в Томаскирхе был построен современный инструмент, а в 2000 году, когда отмечалась дата 250-летия со дня смерти Баха, – еще один, который как раз придумывался при участии Ульриха Бёме. Внешний вид этого инструмента повторяет орган Реймского университета, погибшего во время Второй мировой войны, и на котором Бах в свое время много работал. По составу регистров и звуковым качествам орган 2000 года как раз баховский инструмент. Это заслуга Бёме, он пробил этот проект, искал спонсоров.
– В России Ульрих Бёме бывает часто?
– По-моему, это чуть ли не первый его приезд в Россию. Может быть, ранее он играл в Москве, но я такого не припомню.
– Томаскирхе сегодня – Мекка для органистов?
– Конечно. Там все концерты расписаны лет на десять вперед.
– И есть ли планы сделать фестиваль Баха в Челябинске постоянным?
– Посмотрим, как публика откликнется. На мои баховские концерты челябинцы приходят. Надеюсь, фестиваль для слушателей станет особым праздником. Кстати, регулярных баховских фестивалей в России немного: самый старший – в Твери, второй – в Калининграде. Оба – заслуга органиста Гарри Гродберга. И третий – в Екатеринбурге. Наш фестиваль станет четвертым. А сама идея проведения такого фестиваля при нашем-то инструменте – очень красивая.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА