Заголовок родился из фразы, сказанной замечательной художницей Евгенией Горчаковой, которая уже много лет живет в Германии: «В диалоге, в искреннем интересе к другому узнаешь себя». Ее выставкой 14 октября в Челябинске откроется фестиваль «Диалоги в искусстве». Он состоится в рамках традиционных Дней Германии, которые уже несколько сезонов проводят в нашем городе менеджеры Фонда Роберта Боша (Германия).
Патрик Вилль
«Дело в шляпе»
Фестиваль будет очень масштабным, он завершится 6 ноября. Его участниками станут не только музыканты, артисты, художники из Германии, но и их коллеги из Челябинска.
«Название «Диалоги в искусстве» достаточно точно отражает задачи этого проекта, – говорит менеджер Фонда имени Роберта Боша Патрик Вилль. – Дело в том, что фестиваль задуман как диалог между людьми искусства Германии и Челябинска. И плюс диалог между разными видами искусства. Это будут и музыкальные вечера, и выставки, и поэзия, и кино».
Евгения Горчакова
Откроется фестиваль выставкой Евгении Горчаковой «Я – другой. Операция «Признание». С художницей, которая родилась в Кирове, училась в МГУ, но уже много лет живет в Германии, челябинские поклонники современного искусства уже знакомы. В 2011 году она представляла здесь свой знаменитый арт-проект «Дело в шляпе». По замыслу автора, примерив на себя нетипичный головной убор, человек способен впустить в себя другого.
«Операция «Признание», которую нам предстоит увидеть, основана на коммуникативном понимании бытия. Как говорит художница, «жить – это строить диалог с людьми». Только ведя диалог и искренне интересуясь другими людьми, человек способен признать в другом такую же личность, какой является сам. Но не тождественную, а совершенно иную.
Кто был участником проекта Евгении Горчаковой «Дело в шляпе», тот знает, что посетители ее выставок непременно становятся полноправными действующими лицами задуманного художницей процесса. Так будет и на этот раз. Посетители выставки смогут высказать свои эмоции, переживания по поводу увиденного. И эти монологи станут продолжением многолетнего диалога в искусстве Евгении Горчаковой. Из диалогов с посетителями своих выставок художница создает уникальные видеоинсталляции и элементы перформанса.
Этот творческий эксперимент уже проведен художницей во многих странах мира: Германии, Индии, Польше, Португалии, России, Сербии, Судане,Тунисе... Его участники высказывали свои ощущения. К примеру, такие: «Через искусство, незаметно для себя, Я приобретает опыт самопознания, начинает видеть в чужаке равноправного собеседника, личность, жизненно необходимую ему» или «Если принять эту точку зрения на мир, то ненависть исчезнет». Замечательный результат для будущего нашей планеты, раздираемой в настоящем многочисленными войнами.
Кроме того, на выставке можно будет познакомиться с живописными работами Евгении Горчаковой, которая штрихами кисти фиксирует смену мгновений своей жизни, следуя мудрости самураев: «Вся жизнь человека есть последовательность мгновений. Если человек до конца понимает настоящее мгновение, ему ничего больше не нужно делать».
В программе фестиваля «Диалоги в искусстве» также мастер-класс Евгении Горчаковой, ее участие в дискуссии о различии современного и классического искусства и другие встречи.
Для тех, кто не в курсе: Евгения Горчакова – художник, куратор, аналитик искусства, участница ведущих международных биеннале и фестивалей современного искусства, в том числе в Москве, Берлине, Венеции. Имеет многочисленные награды и стипендии международных арт-форумов.
«Очень интересная и яркая личность, – утверждает Патрик Вилль. – Мы с Евгенией Горчаковой познакомились во время ее выставки в Петербурге, где есть проект «Неделя Германии в Санкт-Петербурге», и я видел, как она работает! Это действительно человек искусства. В Петербурге, когда все уже отдыхали, она продолжала работать, порой до трех часов ночи! Сейчас она делает презентацию своих проектов в Португалии, до этого была в Чехии, Судане... Она все время в движении, в диалоге со всем миром».
Классика и электронный авангард
16 октября в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева в рамках фестиваля состоится не менее смелый и уникальный проект – концерт «Электро-классика», участниками которого станут немецкий композитор Маркус Шмиклер и камерный оркестр «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова.
Маркус Шмиклер
Представлять оркестр нет нужды, а вот с Маркусом Шмиклером челябинцы вряд ли знакомы.
Музыкальные критики причисляют Маркуса Шмиклера к композиторам, которые пишут свои произведения в академических традициях, но при этом в значительной мере являются составной частью авангардной электронной музыки. Его композиции исполняются известными музыкальными коллективами и музыкантами. Сам Маркус Шмиклер регулярно выступает со своими проектами на концертных площадках по всему миру – в Южной Америке, Японии, Скандинавии, Израиле, США.
Композитор окончил Кёльнскую высшую школу музыки и танца по классу классической композиции, а также по классу композиции электронной музыки. Интерес к научно-теоретической стороне звуков привел его в область, выходящую за рамки только музыки, и заставил обратиться также к другим областям искусства. А в настоящее время он занят созданием проектов на стыке музыки, политики и астрофизики.
«Музыка Маркуса никак не связана с дискотеками, с техно или хаусом, – улыбается Патрик Вилль. – Это достаточно интеллектуальная музыка. Многие считают, что она почти недоступна для понимания. Я могу сказать, что слушать его произведения сложно для тех, кто совсем не любит и не разбирается в музыке. Но мои друзья-музыканты, когда услышали произведения Шмиклера, воскликнули: «Это же гениально!» Они услышали в этой музыке и Вагнера, и Шёнберга...»
Однако челябинский проект с участием Маркуса Шмиклера интересен сочетанием классической и современной электронной музыки.
«Концерт как раз построен на диалоге, – говорит Патрик Вилль. – Самые известные произведения классических композиторов Бетховена, Баха, Моцарта... будут чередоваться с композициями Маркуса. Сейчас композитор в Кёльне, пишет своеобразные «мосты» между классикой и электронной музыкой. Но скоро мы с ним познакомимся. Уверяю, это будет очень интересно».
Интересно уже потому, что музыканты разных направлений попытаются найти точки соприкосновения. Проект позволит слушателям понять, как произведения различных эпох одновременно преследуют одинаковые идеи в столь непохожих жанрах и раскрывают различия в классике и современной электронной музыке.
17 октября Маркус Шмиклер проведет в Челябинской картинной галерее еще один диалог со слушателями – нечто среднее между мастер-классом и импровизационным концертом (на английском языке это называется guided improvisation).
Это мероприятие пройдет в рамках выставки Клима Пашнина. Музыканты будут импровизировать в духе творчества Клима Пашнина. Куратором этого необычного проекта стала искусствовед Светлана Шляпникова.
Слово и музыка
30 октября в фойе концертного зала имени Сергея Прокофьева челябинцев ждет еще одна особенная встреча – слова и музыки. Немецкий актер Хельмут Тиле и пианистка Наталья Гущина представят программу «Пиановорте».
Хельмут Тиле
«Хельмут Тиле будет читать известные литературные произведения на немецком языке под музыку, – рассказал об этой программе Патрик Вилль. – За роялем будет челябинская пианистка Наталья Гущина. Это тоже синтез искусств – слова и музыки, а также диалог художников из России и Германии. Мне самому интересно, как это получится, потому что Наталья не знает немецкого и английского языков, а Хельмут не говорит по-русски. Но диалог, уверен, возможен».
Наталья Гущина
Этот концерт пройдет не только в Челябинске, но также в Копейске, Магнитогорске и, скорее всего, в Екатеринбурге.
Спектакль театра «Музыка и слово» (ЮУрГИИ) продолжит диалог искусств спектаклем «И обещала жизнь нам долгий-долгий день», который можно увидеть в зале института искусств 24 октября в 18:00.
«Нам очень хотелось принять участие в таком замечательном синтез-фестивале, – говорит режиссер театра Марина Шмидт. – Мы хотим познакомить челябинцев с творчеством удивительного поэта Гюнтера Тюрка. Он известен только в том городе, где умер в ссылке, – это Бийск (Алтайский край). Настоящий классической поэт пушкинской формации, в произведениях которого присутствует чистота и ясность формы и в то же время боль, страдание. Он немец, но прожил в России более сорока лет, умер от болезней и истощения сил. Я уверена: он будет интересен и среднему, и старшему поколению, и студентам, и преподавателям. Конечно же, спектакль насыщен не только поэтическим словом, но и музыкой».
Кроме того, в программе фестиваля «Диалоги в искусстве» запланированы концерты немецкого джазового трио Слоуфокс (Slowfox) – это новый проект джазового музыканта Себастьяна Грамсса (Sebastian Gramss). Они пройдут в институте искусств имени Чайковского и, возможно, в других вузах Челябинска.
Еще одна фестивальная выставка состоится с участием фотографов школы при ЮУрГУ, ее название «Октоберкросс – немецкие места в Челябинске». Она станет результатом фотокросса по местам, которые так или иначе связаны с Германией.
В кинотеатре «Знамя» состоится показ фильмов из мировой коллекции немого кино в сопровождении живой музыки. В качестве тапера выступит известный челябинцам музыкант, композитор аранжировщик Владимир Ошеров.
«Мы планируем также многочисленные внутрифестивальные встречи, – продолжает Патрик Вилль. – Это не только общение музыкантов, артистов, художников Германии и Челябинска, но также общение гостей из Германии с представителями общественных организаций российских немцев в Копейске, Магнитогорске. Хочется, чтобы гости наши многое увидели и узнали из этой поездки».
Большинство фестивальных концертов, выставок и встреч предполагают свободное, то есть бесплатное посещение. Цены на билеты, например на концерты, которые состоятся в филармоническом зале имени Прокофьева, очень дешевы. Их можно даже назвать чисто символическими.
Напомним, главными партнерами фестиваля выступили Челябинское концертное объединение, министерство культуры Челябинской области, фонд им. Роберта Боша, Гёте-Институт, Посольство Германии в Москве и Немецкое генеральное консульство в Екатеринбурге.
Все подробности афиши фестиваля можно найти здесь.
Фото: Фото Олега Каргаполова и из архива Патрика Вилля