Сегодня, 28 декабря, в Международный день кино есть еще одна дата — день рождения артиста Александра Робака. Не все знают, но Александр — наш земляк, и его актерское образование началось с Дома пионеров в Златоусте. Сегодня Робак — один из самых востребованных и узнаваемых актеров кино, и его популярность с годами только растет: скажем, сериалы «Домашний арест» и «Эпидемия» — это из свежего. Накануне праздника мы поговорили с ним о связях с Челябинской областью, амплуа «настоящего мужика», новом сериале «Полет» и невероятно обширной фильмографии.
Когда мы заговариваем о Златоусте, где я недавно был (там, кстати, снимают фильм про апокалипсис), я не удерживаюсь от ремарки насчет состояния города — мол, не режет глаз обшарпанность? Александр Робак сходу пресекает эту тему:
— Это мой город, моя родина, и он такой, каким я его помню с детства. Я априори люблю этот город, а его состояние... Не думаю, что об этом уместно сейчас говорить.
— Какие-то связи со Златоустом у вас остались?
— Часто уже не приезжаю, перевез маму в Москву, а последний раз в Златоусте был на встрече одноклассников: прилетел в пять вечера, улетел в одиннадцать утра. Сходил к своей школе, во двор, где жил, пообщались — для меня это огромная эмоциональная подпитка, мои воспоминания. В Златоусте живут мои друзья, в Челябинске — два моих двоюродных брата, так что связь с родиной я не теряю.
Родители Александра — металлурги, и по умолчанию ему была уготована похожая стезя: техническое образование, работа на заводе... Но Александр отличался слишком уж широким кругом интересов, пробовал себя во всём, пока наконец не увлекся авторской песней и актерским мастерством — его в златоустовском Доме пионеров на улице Ленина, 25 преподавала актриса Ирина Ульяненко.
Профессия актера настолько его захватила, что после школы Робак решил ехать в Москву штурмовать театральные училища, но не поступил и в итоге стал студентом Ярославского государственного театрального института. Кстати, на протяжении всей биографии Александр Робак демонстрировал завидное умение покидать насиженные места, или, на современном языке, выходить из зоны комфорта. После окончания вуза он мог бы остаться в Ярославле, но поехал в Москву и сделал почти невозможное — поступил в Театр Маяковского к знаменитому режиссеру Андрею Гончарову в обход всех конкурсов: во время случайной встречи на улице Робак убедил мастера в своей перспективности. Затем будет еще один излом, когда в конце 90-х Робак переключится с театра на кино, начиная с небольших ролей. Его дебют на экране — эпизод в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния».
— Кстати, есть такое, что театр всё же требовательнее к актеру с точки зрения раскрытия образа, работы с режиссером, самоотдачи?
— Нет, так сравнивать нельзя. В театре больше репетиционный процесс и больше подготовки, но специфика кино в том, что это очень большое и жесткое производство, большие деньги, сложный календарно-съемочный план. Кино — это съемочные команды по 150–500 человек. И внутри этого должно существовать творчество. В кино нужно совмещать технические моменты и творческие.
«В кино нужно погружаться в персонажа и понимать, где он находится в данный момент. Это требует большого опыта актерской работы»
— Съемки фильма, в отличие от театральных постановок, идут не в живом порядке действия, а разрозненно, чтобы оптимизировать логистику. Это сложно: прийти на площадку и играть сцену, которая существует как бы в отрыве от предыстории?
— Чтобы это не стало препятствием, есть работа над ролью, твоя внутренняя актерская кухня, когда ты вживаешься в персонажа. Важно быть в одной тональности с режиссером, важно одинаково понимать фильм и то, с каким багажом событий твой персонаж появляется в данной сцене. На съемочной площадке ты очень хорошо осознаешь, что у тебя было до и что будет после.
Первый раз я увидел Александра Робака в сериале «Участок», и, хотя понятия не имел, кто это, образ впечатался в память. В дальнейшем я безошибочно узнавал Робака, будь то роль депутата-робинзона в «Острове ненужных людей» или Будкина в экранизации романа «Географ глобус пропил». Амплуа настоящего мужика и здоровяка, местами грубоватого, местами простодушного, свирепого и по-русски открытого приклеилось к Александру Робаку, кажется, намертво. Кстати, очень небольшая, но весьма запоминающаяся работа Робака есть в «Брате-2» — там он браток, декламирующий стихи возле черного Hummer H1.
— Нет, «Брат-2» тут ни при чём, там маленькая ролюшка, которая мало что может изменить, — отмахивается актер. — Откуда образ «настоящего мужика»? Наверное, прилипает то, что ближе. Есть роли, которые выбирают меня, где я соотношу мир героя со своим мировосприятием.
«Ты же не играешь отстраненных персонажей, а ищешь черты, чтобы в герое откликался ты сам, чтобы была внутренняя схожесть. И это отражается в работе»
Во время интервью Робак действительно очень похож на самого себя в кино. На вопросы он реагирует слегка нетерпеливо, но вдруг смягчается и отвечает сосредоточенно и мягко, чтобы потом опять включать фирменную волну... Какую? Ну представьте, как он произносит фразу: «Не, ну а чё? Не правда, что ли?» Вот такая волна.
Его не прельстило и московское аканье: фразы Робака по-уральски быстры и слегка обрывисты. Наверное, потому он так подкупает на экране — он внутри свой, и это не требует игры.
— Назовите две-три роли, работа над которыми потребовала от вас самых больших внутренних усилий?
— Мои любимые работы, в которых, считаю, выложился на сто процентов, — это «Шторм» Бориса Хлебникова, который шел в эфире ТНТ, и фильм Александра Миндадзе «Отрыв».
От себя очень рекомендую «Шторм» — восьмисерийный сериал, в котором Александр играет главную роль вместе с Максимом Лагашкиным и Анной Михалковой. На первый взгляд, типичный Робак-коп, борьба с коррупцией, сложные ситуации... Но сериал увлекает не только сюжетом, но и трехмерностью персонажей (включая второстепенных), про которых зачастую сложно сказать, хорошие они или плохие. Они живые. С ними хочется познакомиться.
— Александр, я думал, что знаю много ваших фильмов — дюжину сходу назову — но оказалось, в вашей фильмографии 111 работ за 22 года. Это, грубо, по пять фильмов в год. Как вы держите такой темп?
— У вас, журналистов, наверное, тоже бывает: пять интервью в неделю, а потом ничего? Наверное, нельзя вычислять среднее, потому что роли бывают большие, а бывают эпизоды, и можно сниматься в одной роли 360 дней, а можно в пяти фильмах за три недели.
— Но такой объем работ — это своеобразная необходимость: нельзя отказываться, чтобы не выпасть из съемочного конвейера?
— Если бы я соглашался на всё, то, наверное, не выжил бы. Каждый раз это очень обдуманные шаги. Да, бывает, что одна роль наслаивается на другую, и мне, например, было очень сложно совмещать «Эпидемию» и «Шторм». Последний снимался в Кронштадте, «Эпидемия» — в Подмосковье и на берегу Белого моря, и проекты шли параллельно в течение четырех месяцев, когда я 120 дней прожил без единого выходного. Садился в поезд и ехал с одних съемок на другие.
— В поезд?
— Да, это было принципиально, потому что давало хоть какой-то шанс выспаться. Самолет, на первый взгляд, быстрее, но это очереди, взлеты, посадки, а тут хоть несколько часов поспишь. Бывало, к концу одних съемок за мной приезжала машина, мы ехали мимо моего дома в Москве, иногда заскакивали забрать вещи — и сразу на другие съемки. А сон — только в поезде.
— Вы себя порядком измучили.
— Да, но это было осознанное решение. Это два сильнейших проекта 2019 года, это уважаемые и любимые мной режиссеры, так что пусть было нелегко, но мне нравилось. В остальном да, стараешься взвешивать силы.
К слову, помощники Александра назначили время нашего интервью на 18:00, но я позвонил чуть раньше — в 17:54. «Простите, — ответил Александр. — У нас с вами назначено через шесть минут, я пока занят». Такой вот график работы.
И раз уж заговорили про сериал «Эпидемия», он оказался невероятно успешным: осенью 2020 года права на ленту приобрел стриминговый сервис Netflix. Александр добавляет:
— Сериал «Эпидемия» переведен на 12 языков, и в мировом рейтинге Netflix попал в топ-10 лучших иностранных сериалов 2020 года, единственным из российских. Это невероятно приятно.
— Во время съемок у вас было предчувствие, что этот сериал ждет такого рода успех?
— Да, там были составляющие успеха. Сценарий Ромы Кантора — молодого и невероятно талантливого сценариста, автора «Серебряных коньков», плюс очень сложные съемки, плюс работа режиссера Павла Костомарова. Было понятно, что это очень мощный проект.
— Но была какая-то качественная разница с другими успешными сериалами вроде «Домашнего ареста»?
— Я бы так не сказал, потому что тот же «Домашний арест» — один из самых сложных сериалов нашего времени.
— Серьезно? Он смотрится достаточно легко...
— Вот для достижения этой легкости потребовалась огромная работа: был очень долгий репетиционный процесс, построены невероятные декорации этой коммунальной квартиры, тщательно отобран актерский состав. И снимался «Домашний арест» достаточно долго.
— Хорошо, о новых работах: в начале 2021 года на ТНТ выходит сериал «Полет», где вы сыграли одну из ролей...
— Не буду делать спойлеров, скажу лишь, что очень вдохновлен этим проектом, и у меня было две отправные точки. Во-первых, это продюсеры Валера Федорович и Евгений Никишов — самые дерзкие и талантливые ребята в сегодняшнем российском кино. Это они работали над «Мертвым озером», «Эпидемией», «Мертвыми душами», «Перевалом Дятлова». Каждый их проект смелый, интересный, поэтому я сразу знал, что соглашусь участвовать. Второе — это режиссер Пётр Тодоровский-младший, продолжатель династии, сын Валерия. Я не был с ним знаком, но слышал, что он интересный человек и талантливый сценарист. «Полет» — это по большому счету авторская работа. Там невероятная драматургия и прекрасный актерский состав.
«Полет» — история людей, которые, перепутав авиарейсы, избежали авиакатастрофы. Но избежали не совсем: травматический опыт породил цепочку событий и перемен мировоззрения, которым и посвящен сериал.
А мы поздравляем Александра Робака с днем рождения и желаем сохранить эту невероятную творческость на долгие годы. Если интересно, вот список его фильмов и сериалов только за два последних года: «Мертвое озеро», «Московские тайны», «Жуки», «Эпидемия», «Колл-центр», «Шторм», «Одесский пароход», «Война семей», «СидЯдома», «Окаянные дни». Неслабо?
Недавно мы побывали в Златоусте, где шел последний день съемок апокалиптического сериала с Артуром Смольяниновым в главной роли.
А вот интервью с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, где, помимо экологии и ковида, мы поговорили о его молодости в Норильске.
Осенью в Челябинск приезжала самый медийный литературный критик страны Галина Юзефович. Мы поговорили с ней.