
Бородатый Артур Смольянинов во время съемок одной из сцен около златоустовского техникума
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Оказавшись на съемочной площадке, я первым делом спросил: «Слушайте, ну вы Златоуст выбрали, потому что следы апокалипсиса здесь видны невооруженным взглядом?» Киношники смеются: нет, мол, просто режиссеру Андрею Прошкину нравится рельеф города. Я выхожу на улицу

Этот сделанный в соседнем Миассе «Урал» сыграл в фильме одну из ролей. На заднем
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Строительство должны были закончить еще в 2016 году. Сейчас здание выглядит как замок современного вампира
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Восьмисерийный сериал с рабочим названием «Вы —

Андрей Прошкин и Артур Смольянинов
Фото: Артём Краснов
Поделиться
А почему вообще Златоуст? Андрей Прошкин, сын режиссера Александра Прошкина, в 2003 году уже снимал здесь фильм «Игры мотыльков» с Оксаной Акиньшиной и Алексеем Чадовым и с тех пор проникся к горному Уралу интересом. В «Играх мотыльков», кстати, Златоуст показан явно: шикарные панорамы гор, улицы из желтых сталинских домов и молодежные посиделки на гаражах — всё очень узнается, да и название города мелькает на вывесках. Новый сериал уже не конкретизирует место: Златоуст сыграл собирательный образ российской глубинки, пережившей очередной конец света.

Артур
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Обсуждение новой сцены.
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Не поймите превратно: я в самом деле верю, что режиссера привлекла природа. Однако сложно отделаться от впечатления, что Златоуст и правда напоминает город после апокалипсиса, который случился еще при Сталине. Это видно по кирпичным ожогам на каждом втором фасаде, не видевшем ремонта этак с полвека (да-да, Сталина на них нет). По пути к месту съемок я наткнулся на дом по улице Карла Маркса, за который губернатор Алексей Текслер три месяца назад отчитал главу Златоуста Максима Пекарского словом «Позор!». Впрочем, сам Пекарский назначен не так давно, год

Вот тот самый фасад у дома на Карла Маркса, 11а
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Я понимаю киношников: с какой-то точки зрения это невероятно красиво
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А эти чудные надписи? Жаль будет, если их просто
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Другой угол того же дома
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А это весенний снимок из больницы неподалеку, на улице Бушуева. Именно она была изолирована после первой крупной вспышки ковида в апреле. И это не какое-то редкое исключение, в этом
Фото: Артём Краснов
Поделиться

И таких
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Впрочем, сериал-то у нас называется «Вы — живые», и Златоуст, несмотря на все проблемы, производит впечатление как раз таки живого города, просто местами запущенного. Он действительно фотогеничен и разнообразен, и потому каждый видит свое:

Частые метели маскируют состояние города
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Храм Серафима Саровского и кафедральный собор Златоустовской епархии: одно из самых светлых мест в Златоусте
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Караван киношников расположился около большого мусорного ковша, куда жители окрестных районов сносят разный хлам. Продираясь мимо вагончика, где в этот момент гримируют Артура Смольянинова, мужик с парой старых досок спрашивает меня:
— Э-э-э, прицеп можно отодвинуть? Нельзя? Мля, ладно, пролезу. Чё тут происходит?
— Кино снимают, — говорю.
— Срать-колотить, — равнодушно отзывается тот, вышвыривая хлам в мусорный ковш. — Вы вон мост через Чувашку снимите, может, хоть починят...

С полдюжины машин и столько же прицепов съемочной группы встали кружком около местной помойки. Никакого
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Целый грузовик разных приспособ: краны, крепления, стойки... «Вадим, два вайса», — просит кто-то, и Вадим выносит... ну, видимо, два вайса
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Собрание творческой группы в златоустовском антураже. Впрочем, в соседнем миллионном Челябинске такого не меньше
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Участники съемок переговариваются с помощью раций, поэтому я начинаю ориентироваться в процессе. Становится ясно, что Артур Смольянинов сейчас в гримерном прицепе.
— Леночка-гример, — потрескивает рация. — Ну что у вас там с Артуром?
Леночка отвечает, что нужно еще поколдовать с бородой, но это минут десять, не больше.

Артур Смольянинов и Леночка-гример
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Поймать в кадр Смольянинова стало для меня идеей фикс, и, поняв, что у него будет борода, я на всякий случай щелкал всех бородачей, появлявшихся вблизи гримерного прицепа. Включая и нескольких местных бомжей, которые как будто бы и не выходили из образа выживших после апокалипсиса.

Некоторое время я принимал за Смольянинова костюмера Диму (тут он позирует с Дарьей Екамасовой), который в конце концов действительно сыграл важную эпизодическую роль в одной из сцен
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Другой бородач привлек мое внимание фактурным лицом и оказался

Сергей играет местного жителя, которого Шадрин (Артур Смольянинов) в группе других добровольцев отправляет на мост, где режут головы. Дичь? Ну да. Поглядим, как она обыгрывается в сериале
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Помощники режиссера попросили Сергея снять плащ: он нужен, чтобы прикрыть слишком яркую куртку другого участника массовки
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Не все статисты с бородами
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Но лица выразительны у всех
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Пока Леночка облагораживала бороду главного героя, съемочная группа крепила к борту «Урала» невероятную конструкцию из труб, на которую установили камеру, нацелив внутрь салона. В этой сцене Смольянинов и его напарница едут в кабине и о чем-то напряженно говорят. Думаю, диалог примерно такой:
— А может в России хоть один год обойтись без апокалипсиса?
— Ну вот 2020-й был неплохим.
— Это да... Но потом-то...
Шучу, конечно.

Режиссер Андрей Прошкин обсуждает съемку со вторым режиссером Еленой Петуниной. На двери «Урала» закреплена камера
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Подготовка к съемке одной не самой сложной сцены с едущим «Уралом» занимает этак часа полтора. Экранное время сцены составит порядка 30 секунд, а всего за день при хорошем стечении обстоятельств снимут минут пять. С непривычки этот процесс кажется изнурительным и даже слегка муторным.

Артур Смольянинов и Андрей Прошкин перед началом репетиции
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Наконец всё готово, и Артур с обещанной бородой и военной разгрузкой решительно проходит к кабине «Урала» и взбирается за руль. Начинается репетиция. Я не слышу фраз героев, но различаю комментарии Андрея Прошкина в рации:
— Ну это какой-то заё...нный (заезженный. — Прим. ред.) вариант, перебодрили. Давайте как-то поспокойнее.

Репетиция первой сцены
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Когда режиссера устраивают интонации, слышен зычный голос одной из помощниц:
— Уважаемые мои, любимые, давайте соберемся и снимем сейчас эту сцену!
Артур уверенно сдает задним ходом в самое начало улицы

Рядом школа, поэтому много детей
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Человек двадцать из съемочной группы обеспечивают перекрытие улиц и тротуаров. Сначала они вежливо просят автомобилистов не выезжать на дорогу, но уже перед самыми съемками добавляют жара:
— Уважаемый, вот там на горке «Урал» без тормозов, вы уж, пожалуйста, пять минуточек тут постойте.
Перефразируя Аль Капоне, доброе слово и «Урал» без тормозов убедительнее просто доброго слова.

Особенно если у тебя автомат
Фото: Артём Краснов
Поделиться

«Урал» едет на исходную позицию. В кузове звукачи и помощники режиссера
Фото: Артём Краснов
Поделиться

«Да-да, "Урал" без тормозов. А за рулем гастролер московский. Вы уж спрячьтесь куда-нибудь»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

«Урал» разворачивается, а его уже подпирают нетерпеливые машины
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Съемочный процесс выглядит не так эффектно: «Урал» проезжает мимо на обычной скорости, актеры произносят свои фразы, но их мы не слышим. Интересное начинается потом, когда, взмыв на небольшой уклон в конце дороги, «Урал» соскальзывает куда-то вбок, как кусок мыла.

«Урал» занесло в боковой проезд. Артур выбирается слегка обескураженный
Фото: Артём Краснов
Поделиться

— Артур, страшно было?
— (вырезано цензурой)!!!
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Возврат на исходную точку. Артур поехал «на броне»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Дубль
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Артур наблюдает, как машина взбирается на ледяной уклон
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Глядя на это, я поначалу раздулся было от самодовольства, потому что

Местные-то привыкли ходить по таким уклонам. У них, поди, и сапоги шипованные
Фото: Артём Краснов
Поделиться
В этих

Проходная Машзавода, куда мы с братом в 80-х иногда провожали деда (снимок 2015 года)
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Уже перед развалом Союза до нас стали доходить отголоски историй вроде семейной байки о том, как дед, плавая на атомной подводной лодке, видел гигантских белых тараканов. Само расположение Златоуста в морщинах гор, по одной из версий, помогало скрывать его деятельность от вражеских разведок. Над городом действительно висели шапки туманов, ливни начинались внезапно, а земля тряслась от загадочных взрывов, которые никто не объяснял. Говорили лишь, что землетрясения в старых Уральских горах невозможны (позже оказалось, что это не так).

В Златоусте было одинаково хорошо и летом, и зимой. Зимой, пожалуй, даже веселее
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Бабушка с дедом идеализировали Златоуст, противопоставляя его «вонючему Челябинску», что казалось во многом справедливым. Но было у истории и двойное дно. Как-то вечером под Новый год мы с бабушкой засиделись на кухне: я чистил мандарины, она вспоминала молодость. И вдруг в ее рассказах проступил другой Златоуст, куда ее, жительницу Подмосковья, забросили по распределению как авиационного инженера — в Союзе ведь это было нормой. И сколько бы ни было красоты в местных горах, я не мог избавиться от впечатления, что Златоуст остался для нее чужим. Он был трудовым лагерем, который она научилась любить, мечтая всю жизнь о родном Павловском Посаде.

Улицы желтых домов середины прошлого века: тут таких много
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Может быть, поэтому упадок Златоуста в постсоветские годы стал для меня таким явным: накануне смерти деда, осенью 2002 года, я вдруг ощутил невероятную тоску от города, который поставил себе целью остаться в пятидесятых, когда он был полон надежд. Рушились фасады домов, дребезжали старые трамваи, молодежь уезжала, но город словно не замечал этого. Тот фильм Андрея Прошкина, «Игры мотыльков», он как раз об этом периоде.

Долгое время город жил так, словно ждал возвращения Ленина
Фото: Артём Краснов
Поделиться
А потом случилось и вовсе невообразимое. В 2005 году я внезапно оказался за проходной секретного Машзавода, где китайцы налаживали выпуск откровенно дрянных внедорожников Shuttle. Выложенный паркетом пол, на котором когда-то шла финальная сборка баллистических ракет, сейчас был заляпан

В 2019 году златоустовцы вышли на митинг против строительства кремниевого завода. И победили
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Но Златоуст всё же нашел в себе силы переродиться.

«Вы — живые» — это и название фильма, и напоминание жителям Златоуста
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Табличка с названием фильма и другими техническими деталями (хлопушка) — казалось бы, анахронизм в 2020-м, но используется по сей день
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Тем временем съемочная группа перемещается к зданию Златоустовского техникума. Готовятся снимать сцену на городской площади с участием десятков статистов. Настроение веселое и слегка

Новая
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Андрей Прошкин и Елена Петунина перечитывают сценарий
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Вот его фрагмент. Шадрина играет Артур Смольянинов
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Костюмеры наряжают статистов на особый постапокалиптический манер. Странно, я шапку так же ношу
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Начинается режиссерский прогон с участниками массовки
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Андрей Прошкин заклинает исполнителя эпизодической роли:
— Дима, проще! Максимально просто! Не переигрывай!
Дима, который по сюжету отказывается от предложенной Шадриным шабашки, снова произносит текст и уходит из кадра, на что Прошкин замечает:
— Понимаешь, у тебя походка сытого человека. Представь, как будто ты много дней не ел...

Диме нужно вести себя суше и как бы раздраженно
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Тем временем из здания техникума выносят бутерброды и чай, и Дима, глядя на всё это, мгновенно вживается в роль. Помощник режиссера обращается к остальным:
— Пожалуйста, не надо так сильно топтаться на месте: да, вы замерзли, но настолько обессилены, что нет сил даже топтаться. Движения должны быть скупыми.

Второй режиссер Елена Петунина общается с участниками массовки
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Артуру снова подправляют бороду, и он выходит на авансцену, спрашивая у режиссера, что вообще происходит. Фильмы снимают не в хронологической последовательности сцен, поэтому актеры часто не представляют, какой именно кусок нужно отыграть сейчас. Андрей Прошкин объясняет, что Шадрин пришел на постапокалиптическую биржу труда, чтобы нанять несколько олухов на работу, с которой вернутся не все, предлагая им тройной гонорар, что уже наводит на мысли. Но коль скоро время голодное и вирус, все, кроме вожака (Димы), соглашаются. А тот уходит из кадра своей несытой походкой.

Последние инструкции
Фото: Артём Краснов
Поделиться

— Блин, как же такое сыграть...
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Операторы крепят камеру на стедикам (стабилизатор), что обеспечивает ее подвижность без дрожания в кадре
Фото: Артём Краснов
Поделиться

С крыльца техникума снимают общий план
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Еще
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Наготове специалист по звуку и его верная мохнатка
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Во время съемки дубля не слышишь звуков: актеры говорят тихо (на микрофон). Отсюда странное впечатление, что ничего особенного и не происходит: стоят себе да губами шевелят
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Сцену снимают достаточно быстро: дольше готовились да разгоняли прохожих, которые то и дело возникали на заднике в своих цветастых шапках. За полдня, что я провел на съемочной площадке, сняли примерно полторы минуты экранного времени, и я еще раз похвалил себя за то, что никогда не хотел быть актером. При всей гламурности есть в профессии и кочегарский труд, и множество разочарований.

В роли бойца апокалипсиса Артур Смольянинов выглядит многообещающе. Не терпится увидеть результат на большом экране
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Съемки фильма, о которых весь Златоуст прекрасно знает, особенного ажиотажа уже не вызывают. За всё время лишь один прохожий попросил Артура сфотографироваться с ним, но тот ответил сердечным голосом Высоцкого:
— Извините, я на работе.
В нём (или образе Шадрина) вообще есть что-то от Высоцкого. Когда очередной дубль срывается из-за прохожих в кадре, Артур кричит съемочной группе:
— Ну что вы всё на женщину бросили? Она же всех не остановит! Парни, ну пойдите, помогите ей — ну что вы?

Мне Артур Смольянинов особенно запомнился по фильму «Я». Но сейчас у него совсем другой образ
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Когда сцена с рекрутами закончена, наступает не обед, а еще большая суета: к зданию техникума подтягиваются толпы людей. Начинается подготовка к съемке следующего эпизода, и да, нужно

Эти парни играют в сериале чоповцев. Возможно, ими и являются
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А вот златоустовцы, сыгравшие вольнонаемных рабочих
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Статисты репетируют сцену, похожую на знаменитый эпизод из «Приключений Шурика»:
— Цементный завод!
— Я!
— Погрузка угля!
— Я!
— Уборка конюшен...
Они учатся поднимать руки по команде помощника режиссера, а я уже выдвигаюсь в обратный путь с чувством некоторого облегчения. Съемочной бригаде предстоит снять еще две трети запланированных сцен, а я уже сыт по горло и замерз. Вечером часть группы отправится в Москву, остальные же будут снимать проезды машин в Златоусте и Сатке, которая тоже засветится в сериале. Да, съемки
Сам фильм выйдет на платформе Okko ориентировочно весной 2021 года.

Интересно, как всё будет выглядеть в фильме, потому что в
Фото: Артём Краснов
Поделиться
Не знаю, каким получится Златоуст на экране: будет ли там больше мрака или, напротив,

Иоанн
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Часовня Святителя Ионна Златоуста.
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Поселок Балашиха под Златоустом. В отличие от подмосковной Балашихи, ударение здесь ставится на букву «и»
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Домик недалеко от места съемок
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Зимой у Златоуста особенный колорит: здесь всегда много снега и шикарный рельеф для занятия лыжами
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Эти вывески западают в душу
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Улица Карла
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Гаражи, мимо которых ездил киношный «Урал». Действительно апокалипсис
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Хорошо бы дома не просто отремонтировали, но сохранили их «лицо»: к сожалению, частенько замалевывают дешевой побелкой
Фото: Артём Краснов
Поделиться

Фото: Артём Краснов
Поделиться
Мы любим ездить по уральским городам, и некоторые оставляют очень хорошее впечатление, например Троицк. А вот рассказ о бывшем городе