“ать€на —инецка€, музыковед, преподаватель, музыкальный критик: «≈сли ты насто€щий художник, все остальное значени€ не имеет»
“ать€на —инецка€, музыковед, преподаватель, музыкальный критик: «≈сли ты насто€щий художник, все остальное значени€ не имеет»

÷енна€ кладова€

Ќачнем с того, что книга получилась очень красивой, по-европейски стильной.

– ¬с€ сери€ будет такой. —лава богу, прошли те времена, когда исследовательские и научные работы издавались на бумаге, в которую селедку заворачивали в продмаге. ѕомню, когда мы с Ќадеждой ѕавловной »вановой делали книгу о ћагнитогорской хоровой капелле имени Ёйдинова, она дала мне несколько книг о столичных хорах – это было сплошное разочарование, если говорить об издательской стороне дела. „естно признаюсь, что роскошно изданна€ книга – огромное счастье дл€ автора, хот€ человек € скромный и неприт€зательный.

Ќе так часто областные филармонии выпускают серии книг о своих коллективах?

–  онечно! Ёто уникальна€ в –оссии вещь. „ел€бинска€ филармони€, выпустив к 70-летию книгу о своей истории, каких как раз немало в стране, пошла дальше, решившись на создание целой серии книг о своих ведущих коллективах и серии дисков, чтобы зафиксировать самое интересное, само важное в исполнительском искусстве.

» решающа€ роль здесь принадлежит генеральному директору филармонии јлексею ѕелымскому, обладающему прекрасными менеджерскими способност€ми и природным чутьем. Ќе знаю второго такого руководител€, который бы находил деньги и вкладывал их в издание книг, запись дисков. ѕричем он делает это систематически. ¬едь главна€ российска€ беда в том, что мы начинаем проекты и бросаем их. ј јлексей Ќиколаевич важнейшие краеугольные вещи держит в руках крепко, честь ему и хвала.

¬ результате собираетс€ така€ ценна€ кладова€, которой сможет воспользоватьс€ не одно поколение, ведь диски и книги расход€тс€ по библиотекам и по учебным заведени€м – в школы искусств, средние школы, вузы. Ќа основе этих книг строитс€ курс «ћузыкальна€ культура ”рала».

» замечательно, когда книга об артисте или коллективе выходит в период расцвета их творчества.

– Ѕезусловно, это очень правильно, потому что книга – не только определенный итог их де€тельности, но и большой стимул дл€ дальнейшей работы – это дверь в будущее.

ѕрактика показала, что к большому успеху творческий коллектив, как правило, ведет личность.

– ¬ заглавии каждой главы книги о камерном хоре мной использовано какое-то высказывание ¬алери€ ¬асильевича ћихальченко. » по совокупности этих фраз можно проследить некую линию развити€ творческого пути.  амерный хор – это дорога длиною в 35 лет, это де€тельность 40 человек, но, прежде всего, это ¬алерий ћихальченко, который собрал талантливых людей и ведет их за собой все эти годы. ¬алерий ¬асильевич – крепкий профессионал, авторитетный в своих кругах музыкант и замечательна€ личность.

“ать€на —инецка€, музыковед, преподаватель, музыкальный критик: «≈сли ты насто€щий художник, все остальное значени€ не имеет»

ƒом по имени  амерный хор

—егодн€ сложно представить, что ¬алерий ¬асильевич мог стать потомственным инженером.

– ƒа, тогда в „ел€бинске не было бы  амерного хора под управлением ¬алери€ ћихальченко, и город лишилс€ бы музыкального жанра, который €вл€етс€ родоначальником всех других музыкальных жанров.

Ќо есть у ¬алери€ ¬асильевича така€ фраза: «ƒнем € сидел на лекци€х в „ѕ», а вечерами нарезал круги возле музыкального училища». ≈му хотелось учитьс€ там! ¬ конце концов он поступил в училище. » на четвертом курсе института, когда окончательно пон€л, что хочет стать музыкантом, бросил „ѕ». ќкончил училище, а затем ”ральскую консерваторию. Ёто говорит о характере человека: не стал цепл€тьс€ за то, что уже шло в руки, за профессию, котора€ практически была получена, а пошел за движением своей души. —ильна€, €рка€, неординарна€ личность. ћен€ в нем всегда привлекал высочайший профессионализм. „то это такое? ѕрежде всего абсолютный слух, пам€ть, вкус и умение высоко держать планку художественного вкуса в коллективе...

Ќо еще нужно умение воплощать свои планы. ¬еро€тно, это особый талант?

– ¬се знают, что характер у ¬алери€ ¬асильевича не простой. ќн бывает достаточно суровым, всегда очень требователен к себе и другим и внешне не кажетс€ человеком лиричным... Ќо только внешне! Ќа первый взгл€д кажетс€, что такой руководитель не способен создать комфортные услови€ дл€ творчества артистов. Ќо когда артисты вид€т и слышат результат, то никаких вопросов по поводу комфорта просто не остаетс€! ≈сли ты насто€щий художник, то все остальное значени€ не имеет.

»з чего вырастала ваша книга про  амерный хор?

– ќна, как река, собиралась из множества ручейков. Ёто и мои собственные знани€ о творчестве ¬алери€ ћихальченко и  амерного хора – € слышала все их программы, часто бывала на их концертах и репетици€х, одним словом, представл€ла, о чем и о ком собираюсь писать. Ёто и предметные интервью с артистами хора...

»звестно, что репетиции некоторых музыкантов представл€ют не меньшую художественную ценность, чем конечный продукт.

– Ёто правда. » у ¬алери€ ћихальченко именно такие репетиции. ћогу сказать, что € ими просто наслаждалась. ќн и сам не скрывает, что любит репетиции больше, чем концерты, потому что репетици€ – живой процесс, когда можно попробовать различные варианты и «ластиком стереть» то, что не годитс€, а следом искать другое. Ќа концерте этого уже не сделаешь. я наблюдала, как он вгрызаетс€ в музыку на репетици€х, как лепит каждую фразу, как слышит многоголосие и мгновенно подт€гивает, см€гчает или разрыхл€ет звучание.

¬ музыкальной школе он училс€ по классу скрипки, и эти жесты, смычковые линии отразились в его дирижерском стиле. ј выразительность рук, мануальна€ техника в дирижировании очень важна – иногда достаточно полужеста, чтобы сорок человек пон€ли мгновенно, чего требует от них дирижер.

“ать€на —инецка€, музыковед, преподаватель, музыкальный критик: «≈сли ты насто€щий художник, все остальное значени€ не имеет»


 

¬ филармонию со своими деньгами

ƒл€ того, чтобы родилс€ этот коллектив, нужно было его собрать. ¬ы рассказываете, как это произошло?

– ƒа, истори€ была непростой. —начала этот коллектив был создан как студенческий и долгое врем€ считалс€ любительским, хот€ изначально был профессиональным. ƒостоинство ¬алери€ ћихальченко еще и в том, что он никогда не работал со своим хором как с любительским. ќн сразу начал работать с ним как с профессиональным коллективом, если говорить о репертуаре, выстраивании звука, чистоты пени€, выразительности интонировани€....

» те его коллеги, которые одновременно с ћихальченко начинали карьеру в „ел€бинске, к примеру, ¬ладимир ћитрофанович ћакедон, посто€нно говор€т, что в молодом хормейстере ћихальченко поражал синтез высокопрофессионального качества и требовательности. Ќедолгое врем€ хор ¬алери€ ћихальченко работал при ƒ  ∆ƒ, пока его не услышал директор „ел€бинского музыкального училища Ѕорис ћихайлович Ѕелицкий, который также возглавл€л хоровое сообщество. ќн пригласил ¬алери€ ћихальченко под крышу музыкального училища, и хор продолжил работу в очень хороших услови€х.

 ак коллектив стал филармоническим?

– Ёто тоже удивительна€ истори€. ƒиректор филармонии ћарк  аминский очень ценил таланты ¬алери€ ћихальченко и хотел видеть его в качестве художественного руководител€ филармонии. Ќо ¬алерий ћихальченко поставил условие: «ѕерейду в филармонию только в том случае, если хор возьмут на баланс и он станет профессиональным филармоническим коллективом».  аминский согласилс€, и ћихальченко перешел в филармонию, но добитьс€ финансировани€ дл€ хора не удалось, ставок не дали. ѕолучилось, что директор филармонии обманул. ј ¬алерий ћихальченко – человек принципа: за€вление на стол и назад – в преподаватели музыкального училища. —кандал был, естественно.

ѕолучаетс€, ¬алерий ¬асильевич дважды входил в филармоническую реку?

– ƒа. ¬скоре директор концертного зала филармонии √ригорий  ацев познакомил ¬алери€ ћихальченко с јлександром  ауновым, который в то врем€ отвечал за молодежную политику. » состо€лс€ такой разговор: «Ѕудете петь русские народные песни?» – « онечно, будем!» – «—оставл€йте смету». ¬алерий ћихальченко за ночь составил смету, в которой ставка артиста хора была 200 рублей – дл€ того времени неверо€тно высока€. “акой зарплаты не было ни в одном другом хоровом коллективе –оссии. Ќо смету утвердили. “аким образом  амерный хор пришел в филармонию со своими деньгами.

» довольно быстро к этому коллективу пришел всесоюзный успех?

– ¬ конце семидес€тых хор уже участвовал во ¬сероссийском конкурсе хоровых коллективов, где получил диплом, а ¬алерий ћихальченко был признан лучшим хормейстером. ¬ то врем€ была хороша€ традици€: когда региональный коллектив становилс€ на ноги, его об€зательно вывозили в ћоскву.   дес€тилетию  амерного хора под управлением ¬алери€ ћихальченко состо€лс€ концерт в зале ћосковской консерватории, и о ¬алерии ¬асильевиче заговорили как о выдающемс€ хормейстере. Ёто им€ стало известным и авторитетным. ј международна€ известность, хот€ ¬алерий ћихальченко никогда не участвовал в международных конкурсах, он этого и теперь не любит, считает, что в конкурсах много искусственного, пришла к коллективу и его руководителю благодар€ фестивал€м.

‘естивали ¬алерий ћихальченко, напротив, очень ценит. «а их атмосферу свободы, демократизма, за их незаменимость в плане обмена опытом и возможность образовать некое содружество. ѕервым звездным дл€ нашего камерного хора стал хоровой фестиваль в –иге, где коллектив почувствовал себ€ равным среди равных. Ѕыли концерты в ƒомском соборе (“аллин), гастроли во ‘ранции, »талии. “рудно каждые гастроли выбивались, но проходили всегда очень успешно.

“ать€на —инецка€, музыковед, преподаватель, музыкальный критик: «≈сли ты насто€щий художник, все остальное значени€ не имеет»

“ать€на ћихайловна —инецка€ – музыковед, преподаватель, музыкальный критик.
 андидат педагогических наук, профессор, член —оюза композиторов –оссии, член —оюза театральных де€телей, заслуженный де€тель искусств –‘, заслуженный работник культуры –‘, почетный работник высшего образовани€ –‘, почетный де€тель —  –оссии.
ќкончила ƒћЎ № 1 „ел€бинска (1956 год), музыкальное училище имени ѕ. ». „айковского (1960), теоретико-композиторский факультет ”ральской госконсерватории имени ћ. ѕ. ћусоргского (1965).
ѕреподавала в ћагнитогорском музыкальном училище имени ћ. ». √линки (1965–1967), заведовала теоретическим отделением „ел€бинского музыкального училища имени ѕ. ». „айковского (1967–1970). — 1970 года преподает в „√ј »: зав. кафедрой истории и теории музыки (1970–1972, 1974–1986), декан музыкально-педагогического (консерваторского) факультета (1972–1974), проректор по научной работе (1986–2002).
 андидат педагогических наук (1980), доцент (1982), профессор кафедры теории и истории музыки. „лен —оюза композиторов (с 1978 года), член —оюза театральных де€телей (с 2002 года). — 1994 по 2011 год была председателем чел€бинского отделени€ —оюза композиторов –оссии. 
Ћауреат премии «аконодательного собрани€ „ел€бинской области (2004), лауреат всероссийской газеты «ћузыкальное обозрение» («ѕерсона года – 2006»). ¬ 2010 году удостоена медали «ѕатриот –оссии».

Ћична€ музыкальна€ истори€

—ери€ началась книгой о 70-летнем пути „ел€бинской филармонии. —обрать все ручейки в эту реку было, наверное, гораздо сложнее?

–я и сейчас не верю, что сделала это. (—меетс€.) ≈сли бы мне теперь предложили повторить этот путь, наверное, отказалась бы. ј тогда мой интерес подогревала поддержка јлексе€ Ќиколаевича и знание, что издана книга будет в «јвтографе». »здательство это € хорошо знала и пон€ла сразу, что книга получитс€ очень красивой.

», конечно же, € не предполагала той огромной пахоты, которую нужно было проделать. ¬ основе этой книги просмотренные за 70 лет номера газеты «„ел€бинский рабочий». Ќе просто пролистанные, а проанализированные. ¬се материалы оттуда были выбраны и классифицированы. ≈жедневно € просматривала огромную кипу газет и восстанавливала событи€ благодар€ посто€нной рубрике на ее страницах, где было отражено все! ¬еро€тно, такого в истории журналистики уже не будет, когда региональна€ газета изо дн€ в день отслеживает все крупные и мелкие событи€ в сфере культуры и искусства. “огда рецензии, как правило, писали профессионалы. Ёто были не огрызки, не колонки, а большие статьи. ѕисала такие статьи и €.

— какого времени музыкальные событи€ в „ел€бинске стали и вашей личной историей?

– я коренна€ чел€бинка, и все проходило на моих глазах – и развитие филармонии, и открытие оперного театра. ¬се это родное мне. ј с 1954 года по 1960 € училась в „ел€бинском музыкальном училище и без преувеличени€ могу сказать, что € и мои однокурсники жили в филармонии и оперном театре.

 огда € поступала в консерваторию, то за плечами было от 20 до 30 просмотров спектаклей одного названи€. я могла любой клавир спеть от начала до конца. ћы уже не просто слушали музыку, а наблюдали, в каком настроении сегодн€ артист, кто сегодн€ перва€ скрипка, как готов к спектаклю дирижер... ћы смотрели спектакль и из партера, и с балкона, и приходили послушать только оркестр... Ќаши учител€ как-то незаметно вживили в нас эту потребность – слушать все! » даже теперь € не могу пропустить ни одной премьеры. ћне просто не по себе, если € знаю, что где-то сегодн€ что-то новое идет, а € сижу дома. (—меетс€.)

¬ каком возрасте вы начали слушать музыку?

– ≈ще совсем маленькой девочкой. ћой папа был начальником управлени€ культуры области и естественно брал мен€ с собой на все премьеры. — первого спектакл€ € знаю жизнь нашего оперного театра. » до сих пор помню этот первоначальный запах новых кулис, который говорил о том, что это не просто красиво, это св€щенно! —егодн€, к сожалению, многое ушло, культура стала иной. Ќе могу себе представить, чтобы во времена главного дирижера оперного театра »сидора јркадьевича «ака кто-то посмел шуметь, когда он подн€л дирижерскую палочку. ¬звилась дирижерска€ палочка – и в зале наступала св€щенна€ тишина.

“ать€на —инецка€, музыковед, преподаватель, музыкальный критик: «≈сли ты насто€щий художник, все остальное значени€ не имеет»

 ∆елезна€ логика большевиков

„то помните из филармонических традиций?

– ќсновой филармонии был симфонический оркестр, который в 1956 году передали оперному театру. Ќо долгие годы, вплоть до закрыти€ зала на реконструкцию, традици€ не была нарушена – оркестр продолжал работать не только дл€ оперного театра, но готовить симфонические премьеры дл€ филармонии. ∆есткую систему симфонических концертов заложил »сидор «ак. » она не нарушалась. ѕо понедельникам в афише были симфонические концерты.  аждую неделю и много лет подр€д! ¬от так это впитывалось нами.

ј когда € вернулась в „ел€бинск после окончани€ ”ральской консерватории, то стала сотрудничать с филармонией уже как специалист, прошла тарификацию лектора. „итала лекции как штатный совместитель, норма была – 30 концертов в мес€ц, и мы делили их со —ветланой √убницкой.

— филармонией € объехала всю „ел€бинскую область. ћы читали лекции дл€ разного возраста слушателей – от самых маленьких до очень взрослых. “огда существовал областной ”ниверситет музыкального воспитани€ молодежи. Ёто семидес€тые годы, курировал его ћихаил ‘едорович Ќенашев. ѕридумал этот проект —емен √ригорьевич Ёйдинов, и € была тому свидетелем. ќн тогда лежал в областной больнице, € его навещала, мы гул€ли по дорожкам, и он, достава€ исписанные листочки из кармана халата, рассказывал о своих иде€х и подробно по€сн€л, как все это будет – кака€ это разветвленна€ система: от элитных концертов по радио и “¬ до класса в школе, молочной фермы и сельского клуба.

» это исполн€лось?

– ∆елезно! Ќа прот€жении 10 лет. » поскольку эта работа была системной, можно было видеть результат: в конце 70-х в „ел€бинске было очень трудно купить билет на симфонический концерт. Ћишние билетики начинали спрашивать не на ступеньках театра или концертного зала, а еще на остановке общественного транспорта. ѕочему сейчас и говорим о необходимости создани€ в таком мегаполисе как „ел€бинск симфонического оркестра. –уководство филармонии зан€ло очень правильную позицию. ¬сегда нужно думать о том, что атмосферу огромного промышленного города нужно см€гчать, наполн€ть ее разнообразными человеческими эмоци€ми. ј музыка – одно из самых эмоциональных искусств и самых человечных.

— другой стороны, в области три высших учебных музыкальных заведени€. Ќельз€ воспитывать музыкантов, не име€ живой музыкальной площадки. Ќикакие записи не замен€т живого симфонического оркестра. Ќигде не получить тех живых вибраций, того контакта с музыкантами, кроме как на концерте. ќркестр – это и рабочие места, и совершенно иной уровень воспитани€ молодых музыкантов, и совершенно друга€ атмосфера в городе.

“ать€на ћихайловна, вы можете объ€снить, зачем большевикам нужна была опора в виде высокого искусства? ¬едь люба€ недемократически ориентированна€ власть знает, что управл€ть темным народом легче?

– ¬о-первых, нужно было доказать, что советска€ власть не хуже власти элитарного буржуазного общества. Ёто было делом чести. “огда зародилось желание воспитать из народа музыкальную аристократию. ¬о-вторых, большое количество руководителей в советских властных структурах были людьми весьма просвещенными: знали €зыки, любили классическую музыку и даже учились музыке, то есть владели инструментами.

¬з€ть хот€ бы фигуру Ћуначарского – наркома просвещени€, известно, что он был ведущим филармонических концертов, влюбленным в музыку Ѕетховена и изучавшим ее. »ли „ичерина, который написал книжку о ћоцарте и великолепно владел инструментом. “от же Ћуначарский был одновременно еще и социологом, его интересовала не только формальна€ сторона власти, но интересы, вкусы, реакци€ аудитории.

 огда-то € готовила лекции о музыке дл€ общества ««нание» и наткнулась на документ ¬ ѕ(б) 1918 года, где абсолютно подробно была разработана программа эстетического воспитани€ в общеобразовательной школе, и там были слова о том, что ребенку нужны не упрощенные примитивные формы искусства, а художественное искусство, несущее эстетические идеалы. ѕоэтому нет ничего удивительного в том, что в 1938 году в „ел€бинской филармонии был создан симфонический оркестр.

ѕредложение повышает спрос

ƒовольно часто приходитс€ слышать вопрос: да кто же сегодн€ пойдет на концерты симфонической музыки?

– Ёто неверный вопрос. Ќе пойдут до тех пор, пока не будет оркестра и не будет концертов симфонической музыки.  ак только они по€в€тс€, спрос будет колоссальный. “ак уже было, € это видела собственными глазами. Ќе только спрос рождает предложение, но и предложение повышает спрос. Ћюбое незнакомое дело кажетс€ чужим и неинтересным до того момента, как ты начинаешь его осваивать. ѕотом ты его присваиваешь и начинаешь любить.

ѕоезжайте в јмерику, в √ерманию, там в каждом парке по вечерам играет симфонический оркестр. ј в  итае сегодн€ симфонический оркестр есть в каждой школе! »скусство – это самое верное вложение в развитие человека. ќно раскрывает те эмоции и чувства, которые человек не способен испытывать в обычной жизни. » это становитс€ мощным толчком к развитию, расширению человеческих возможностей.

¬ чем, на ваш взгл€д, сама€ больша€ ценность филармонического движени€?

– ѕросветительство. Ѕез этого нет будущего. ‘илармони€ делает замечательные вещи – она не только привозит звезд, которые собирают полные залы, но между этими разовыми приездами она проводит сотни концертов, в которых зан€ты наши артисты. ѕроцесс становитс€ непрерывным. «а что € люблю руководител€ оркестра « лассика» јдика јбдурахманова, так это за то, что он все делает творчески правильно: « лассика» и «Ќовые имена», « лассика» и корифеи, « лассика» и солисты филармонии... ¬се врем€ идет творческий обмен и обогащение.

ќркестр « лассика» и јдик јбдурахманов станут геро€ми вашей следующей книги?

– ƒа. » это еще один подарок судьбы.