“ри дес€тка лет

– “ать€на ёрьевна, чел€бинское отделение в этом году отмечает свой 30-летний юбилей. ÷ифра говорит о том, что ваш союз еще молод?

– „ел€бинское отделение было открыто в мае 1983 года, до этого была ”ральска€ организаци€ композиторов, включающа€ в себ€ города: ≈катеринбург, „ел€бинск и ѕермь с центром в ≈катеринбурге. ≈сли говорить о возрасте нашей организации, наверное, так и есть, чел€бинска€ еще молода. Ќо если говорить о человеческой жизни вообще, то это достаточно большой срок, за который можно многое успеть сделать.

“ать€на Ўкербина, композитор, председатель чел€бинского отделени€ —оюза композиторов –‘: «” чел€бинских композиторов есть оперы, балеты, симфонии – бери и исполн€й...»

–  то сто€л у истоков чел€бинского отделени€?

–  омпозиторы ћихаил —мирнов, ≈вгений √удков, музыковеды “ать€на —инецка€, —ветлана √убницка€. ѕотом окончили консерваторию ¬адим —емененко, ¬ладимир ¬еккер, ёлий √альперин. ќни сто€ли у истоков организации. «а 30 лет состав организации мен€лс€ в основном в св€зи с отъездом и пополнением новыми членами. “ак, в ћоскву, а затем во ‘ранцию уехал ёлий √альперин, в √ерманию – ¬ладимир ¬еккер, в —Ўј – —ветлана √убницка€. — композиторами, живущими за рубежом, до сих пор сохран€ютс€ творческие св€зи. ¬ладимир ¬еккер, €вл€€сь членом —оюза композиторов √ермании, остаетс€ членом и нашего союза, практически ежегодно бывает в „ел€бинске с творческими отчетами. ƒва года назад мы отмечали здесь его 65-летний юбилей, состо€лс€ авторский вечер композитора в филармоническом зале имени —. —. ѕрокофьева.   сожалению, ушли из жизни композиторы ћихаил —мирнов и ≈вгений √удков, но пам€ть о них всегда живет в наших сердцах, и их произведени€ мы всегда включаем в наши концертные программы. ¬ программе юбилейных концертов прозвучат, например, фрагменты хоровой сюиты ≈вгени€ √удкова «¬ремена года».

– —колько сегодн€ в чел€бинском отделении композиторов?

– —емь композиторов и четыре музыковеда.  омпозиторы: Ћ. ƒолганова, ј.  ривошей, ≈. ѕопл€нова, ј.  узьмин, ¬. ¬еккер, ≈.  армазин, “. Ўкербина; музыковеды: ќ. Ўир€ева, Ќ. –астворова, Ќ. ѕарфентьева и “. —инецка€. ¬ разные годы чел€бинским отделением руководили: ћихаил —мирнов (1983-1993), ¬ладимир ¬еккер (1993-1994). 17 лет наш союз возглавл€ла музыковед “ать€на —инецка€ (1994-2011). ќна считала приоритетом качественное исполнение новой музыки южноуральских авторов, ее попул€ризацию и сохранение, издание книг о музыкальной культуре ёжного ”рала, нот наших композиторов. —ама “ать€на ћихайловна – летописец музыкальной культуры ёжного ”рала, ее перва€ книга была написана о чел€бинских композиторах, затем о ћагнитогорской хоровой капелле имени —. √. Ёйдинова, в прошлом году состо€лась презентаци€ книги о ¬алерии ћихальченко и его камерном хоре, сейчас она работает над книгой об истории камерного оркестра « лассика» и его руководителе јдике јбдурахманове.

 омпозиторские премьеры

– —кажите, часто ли сегодн€ композиторам заказывают произведени€?

– √осзаказа сегодн€ не существует, как это было в советские времена. —егодн€ професси€ композитора не только уникальна, ее даже можно назвать несколько странной. ƒело в том, что штатной единицы «композитор» не существует нигде. ¬ театре по штату, например, положен заведующий музыкальной частью, поэтому все композиторы где-то работают, чаще всего преподают, а в свободное от работы врем€ пишут музыку. «аказ можно получить в немузыкальном театре, например драматическом, юного зрител€ или кукольном. я могу привести лишь один пример – только оперы ¬ладимира  обекина (≈катеринбург) поставлены в музыкальных (!) театрах ћосквы, ≈катеринбурга, ѕерми.

– ѕрекрасно было бы иметь композитора в штате музыкального театра, который сочин€л бы современные оперы, балеты...

– » с огромной радостью композитор бы это делал. ћало того, у чел€бинских композиторов уже есть написанные, но пока не исполненные оперы и балеты. Ќапример, у јлана  узьмина есть законченна€ опера «јлхимик» по ѕауло  оэльо, но лежит не исполненна€.

– Ќо мы знаем, что вы по заказу чел€бинской филармонии написали хореографическую притчу «јркаим», а затем оперу дл€ детей «ƒюймовочка».

– ћне в этом плане повезло. ћои балет «јркаим» и опера «ƒюймовочка» сегодн€ в афише „√ ќ. Ѕалет мне был заказан. ј оперу, когда она была написана, € показала јлексею Ќиколаевичу ѕелымскому, и он сказал: берем.  онечно же, € очень рада такому сотрудничеству и очень благодарна генеральному директору филармонии, который всегда способствует исполнению музыки наших композиторов. —олисты и коллективы „√ ќ посто€нно включают в репертуар произведени€ наших чел€бинских композиторов.

“ать€на Ўкербина, композитор, председатель чел€бинского отделени€ —оюза композиторов –‘: «” чел€бинских композиторов есть оперы, балеты, симфонии – бери и исполн€й...»

– „то делает сам союз дл€ продвижени€ творчества композиторов?

– —тремитс€ познакомить слушател€ с этими произведени€ми в различных концертных программах.   примеру, в 2008 году состо€лс€ вечер симфонических премьер – одно отделение было отдано симфонии «јнгело-почта» јнатоли€  ривоше€, во втором прозвучали фрагменты оперы «јлхимик» јлана  узьмина в исполнении симфонического оркестра оперного театра под руководством јнтона √ришанина. ¬ прошлом году мы отмечали юбилей композитора ≈лены ѕопл€новой, и она представила слушател€м свой балет-монооперу «јнна» по стихам јнны јхматовой. Ѕалетного действа, конечно же, не было, произведение прозвучало в исполнении камерного оркестра под управлением јдика јбдурахманова и солистки театра оперы и балета им. ћ. ». √линки ≈лены –откиной. «ал был просто потр€сен тем, как композитор прожила поэзию јнны јхматовой.  омпозиторы, которые часто ревниво относ€тс€ к творчеству коллег, были восхищены мощью и глубиной «јнны». ћы искренне поздравили ≈лену ѕопл€нову с таким успехом.

– Ќо на этом все и закончилось, оперный театр не про€вил интереса к произведению?

– —о стороны оперного театра интереса про€влено не было, хот€ в исполнении ≈лены –откиной и оркестра произведение, пусть и в концертном варианте, прозвучало очень хорошо.  азалось бы, вот – написано, берите и ставьте… Ќо на том все и закончилось. ѕозднее мы записали вокальные номера этого произведени€ на диск, но уже без оркестра, потому что на это нужны большие финансы.

– ј ваш «јркаим» записан на диск с оркестром?

– ƒа, но мои произведени€ «јркаим» и «ƒюймовочка» филармони€ записывала по полгода, потому что не бывает так, чтобы оркестр с первого дубл€ все сыграл безупречно. Ѕюджету союза композиторов таких расходов, как запись с оркестром, не пот€нуть, поэтому мы записали вокальные номера из этой замечательной оперы ≈лены ѕопл€новой с фортепиано. » сложилс€ еще один замечательный дуэт – партию фортепиано исполнила солистка оркестра « лассика» »рина Ћипатова. “ри женщины – ≈лена ѕопл€нова, ≈лена –откина и »рина Ћипатова – настолько оказались созвучны друг другу, так прочувствовали эту музыку и поэзию, что запись получилась очень хороша.  огда мы в итоге собрали диск и прослушали, у всех нас мурашки пробежали по коже, так замечательно это звучало. «апись, кстати, была сделана в студии звукозаписи „√ј », которую организовал ¬ладимир яковлевич –ушанин. ћногие наши композиторы делают записи в этой студии.

– Ётот диск сегодн€ можно приобрести?

– ћы продаем свои диски во врем€ концертных меропри€тий —оюза.  роме того, можно зайти на наш сайт, где есть все координаты, и заказать этот диск.  стати, на сайте можно познакомитьс€ со всеми нашими композиторами, задать им вопрос, послушать фрагменты записей их произведений. Ќаш сайт посто€нно обновл€етс€, там есть вс€ информаци€ о проводимых союзом меропри€ти€х.

—имфонический оркестр актуален

– ѕон€тно, что композитор не может в образе просител€ прийти к оркестру или в театр и умол€ть исполнить его произведени€, дл€ этого, веро€тно, нужны какие-то специальные программы вашего союза и министерства культуры региона?

– ћинистерство культуры выдел€ет финансовые средства дл€ проведени€ концертов союза композиторов, показа новой музыки. ¬ год, как правило, такие концерты провод€тс€ раза три. ј в этом году по случаю юбиле€ все три концертные программы состо€тс€ в но€бре. Ёто будет отчетный пленум нашего отделени€ композиторов, который подразумевает серию концертов. 18 но€бр€ в концертном зале имени ѕрокофьева состоитс€ концерт камерной музыки. ÷ентральным исполнителем будет наш замечательный оркестр « лассика» под управлением јдика јбдурахманова. 19 но€бр€ в органном зале пройдет концерт хоровой музыки, исполнителем будет  амерный хор ¬алери€ ћихальченко под руководством ќльги —елезневой. » третий концерт – детской музыки – состоитс€ 21 но€бр€ в зале имени ѕрокофьева.  роме того, 19 но€бр€ в рамках пленума состоитс€ научно-практическа€ конференци€ « омпозитор в современном мире» в „ел€бинской государственной академии культуры и искусств, где запланирована премьера документального фильма «ѕуть длиною в тридцать лет...» об истории чел€бинского отделени€ —оюза композиторов –оссии.

– ј как же концерт симфонической музыки?

– ќчень хотелось включить в программу симфонические произведени€, но не получилось – нет средств, чтобы пригласить симфонический оркестр. ’от€ симфоническа€ музыка чел€бинских композиторов не исполн€лась уже три года. ќчень прискорбно, потому что јлан  узьмин, например, заканчивает свою вторую оперу. Ћибретто дл€ нее пишет петербургский автор —ергей ћаковский по произведени€м √огол€. ќпера будет называтьс€ «ѕортрет в золотой раме». я закончила новый балет дл€ взрослых «—ломанные игрушки». ” јнатоли€ ƒавидовича  ривоше€ закончены две симфонии. Ќо мы пока не имеем возможности их исполнить.

–  стати, на дн€х филармони€ объ€вила о цикле концертов симфонической музыки. –ади этого јдик јбдурахманов будет собирать большой оркестр.

– Ёто прекрасно. я считаю, что вопрос о создании симфонического оркестра на базе филармонии актуален как никогда. —егодн€ оркестр « лассика» стал штатным оркестром „√ ќ, но пока это камерный оркестр, где есть струнные инструменты и ро€ль. ј симфонический оркестр – это не только струнные, но еще и дерев€нные, медные духовые инструменты, а также ударные. » такой оркестр должен быть в штате филармонии, чтобы в афише по€вилась наконец симфоническа€ музыка. ѕоверьте, слушатели ждут этого! –азовые акции, когда камерный оркестр пополн€етс€ музыкантами из других коллективов, это, конечно же, тоже замечательно. Ќо только дирижер знает, насколько все это сложно: сегодн€ на репетицию не пришел этот музыкант, завтра не смог другой… ћузыканты оркестра каждый день должны репетировать, тогда они чувствуют друг друга, и получаетс€ единый слаженный организм. ¬ сборном оркестре такого согласи€ добитьс€ трудно. Ќо, слава богу, что филармони€ сегодн€ стремитс€ делать хот€ бы такие сборные концерты, нельз€ слушател€ обдел€ть концертами симфонической музыки.

“ать€на Ўкербина, композитор, председатель чел€бинского отделени€ —оюза композиторов –‘: «” чел€бинских композиторов есть оперы, балеты, симфонии – бери и исполн€й...»

¬ыйти в мир

– ≈сть ли выход у композиторов на российский уровень?  ак это происходит?

– “олько за счет участи€ композиторов в конкурсах. ≈сли говорить об отчете за п€тилетку, а пленумы композиторов провод€тс€ раз в п€ть лет, то в прошлом году јнатолий  ривошей получил ѕервую премию на ¬сероссийском конкурсе композиторов. Ќа самом деле в нем принимали участие не только композиторы –оссии (было 162 участника), но и композиторы из јвстралии, јрмении, јргентины, Ѕашкортостана, Ѕелоруссии, √ермании, √реции, »талии,  анады, ћакедонии, ”краины. » вот наш чел€бинский композитор вз€л ѕервую премию! ќн участвовал в конкурсе с произведением «»з ”ралечка», которое написано на темы народных казачьих песен ”рала. „асто современные композиторы обращаютс€ к истокам народного творчества, продолжа€ традиции знаменитой «ћогучей кучки» по сохранению народного фольклора. » произведение на уральские темы стало победителем вот такого конкурса.

– „то така€ победа дает композитору?

– ¬о-первых, радость концертного исполнени€! ћузыка јнатоли€  ривоше€ была исполнена в —анкт-ѕетербурге. ¬о-вторых, издаютс€ ноты этого произведени€. Ќикаких финансовых поступлений композитор с этого не имеет.

– «начит, есть шанс, что о нем узнает не только –осси€, но и мир?

– ¬озможно, но не факт. »ногда в распространении и показе музыки наших композиторов играет роль элемент случайности. ¬о врем€ гастролей в „ел€бинске известного пианиста и дирижера »гната —олженицына мы с “ать€ной ћихайловной рассказали ему, что у нашего композитора ћихаила —мирнова есть симфони€ «јрхипелаг √”Ћаг», написанна€ по прочтении произведени€ јлександра —олженицына. »гнат заинтересовалс€ и попросил прислать ноты. ѕознакомившись с сочинением, он включил это произведение в репертуар ‘иладельфийского камерного оркестра (—Ўј), главным дирижером которого €вл€етс€. » не только это произведение, он попросил прислать и другие ноты ћихаила —мирнова. 13 феврал€ 2013 года в ‘иладельфии в исполнении ‘иладельфийского оркестра под руководством »гната —олженицына прозвучала музыка чел€бинского композитора ћихаила —мирнова. Ётим летом »гнат прислал письмо, где рассказом об этом событии, эта информаци€ есть и на сайте ‘иладельфийского оркестра.

ќ вкусах нужно заботитьс€

– ј в чел€бинских музыкальных вузах бывают композиторские премьеры?

– ƒа. ќркестр русских народных инструментов „√ј » под управлением јльбины —ултановой в 2009 году исполнил произведение јлана  узьмина «Ќовое измерение». »значально оно было написано дл€ солистов и симфонического оркестра, но руководителю оркестра так понравилось это произведение, что композитор сделал переложение дл€ оркестра русских народных инструментов. » премьера состо€лась. Ќа нашем сайте можно послушать запись этого концерта. ¬ ё”р√»», например, есть замечательный руководитель оп€ть же учебного оркестра русских народных инструментов јлександр Ѕакланов. ќн сам переложил р€д музыкальных произведений наших композиторов дл€ своего оркестра. ѕолучилс€ прекрасный концерт. —туденты-солисты часто исполн€ют музыку чел€бинских композиторов в своих учебных программах. Ёти произведени€ звучат на экзаменах и отчетных концертах.

– ≈сть тревога, что мы сегодн€ обкрадываем будущие поколени€, не стрем€сь привить им любовь к классике, к симфонической музыке?

– Ѕезусловно, ведь вкус к этому нужно воспитывать с детства.  огда в нашей стране по€вились радио и “¬, в эфире часто можно было услышать классическую музыку. “а же ‘рос€ Ѕурлакова из известного фильма не знала нот, но настолько любила классику, что этим жила. Ётим жила и вс€ –осси€. ј сейчас включите телевизор – одна кровища. » на этом воспитываютс€ наши дети. ≈сли детей не научить алфавиту, складыванию слов из букв, человек не научитс€ читать. ѕоложите перед неграмотным человеком книгу, он скажет, что ничего не понимает и ему это не надо. “очно так же человек говорит сейчас о классической музыке, потому что вкус не был привит в детстве, его не научили слушать серьезную музыку, и ему это не надо.

– “о, что делают сегодн€ композитор ≈лена ѕопл€нова или чел€бинска€ филармони€ со своими проектами дл€ всей семьи, – это лишь крупицы дл€ миллионного города, этого не достаточно?

– —лава богу, что эти люди что-то делают ради будущего наших детей. ћы очень часто говорим о том, что подросток, полюбивший музыку –ахманинова, ѕрокофьева, ћоцарта, Ѕаха, не пойдет ни колотьс€, ни убивать. Ќо практически ничего не делаем дл€ этого. »ногда задаю люд€м вопрос: а когда вы в последний раз были в концертном зале филармонии? ј вы водили своего ребенка на оперу, балет? ¬ ответ: «ј где это»? Ќедавно наш композитор ≈лена ѕопл€нова рассказала историю, услышанную в трамвае: девочка лет шести спросила маму, показыва€ на пам€тник композитору —ергею ѕрокофьева: « то это»? «Ќе знаю, какой-то —ѕ–ќ ќ‘№≈¬», – прозвучал ответ.

Ќесколько лет назад мне в руки попало исследование французских врачей и психологов, которые в течение длительного времени проводили научный эксперимент в детских дошкольных учреждени€х. ¬ одном детском саду во врем€ игр, зан€тий с детьми фоном звучала «т€жела€» музыка (heavy metal и др.), а в другом – классика. ѕо окончании эксперимента вы€снилось, что дети, которые слушали «т€желую» музыку, были очень агрессивны, нервны и плохо понимали новый учебный материал. ј дети, слушавшие классику, были коммуникабельны, добры, улыбчивы и успешно усваивали все новые дл€ них знани€.

—ила воздействи€ искусства уже доказана миллион раз. ћногие зарубежные, а сейчас и российские медицинские клиники, ввод€т в курс своего медикаментозного лечени€ различные виды искусств, например живопись, музыку, помогающие организму настроитьс€ на выздоровление.