RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

4 м/c,

ю-в.

740мм 53%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Экономика Закон об инсайде – филькина грамота?

Закон об инсайде – филькина грамота?

С 27 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Появления законодательного акта, четко определяющего...

С 27 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Появления законодательного акта, четко определяющего правила разглашения важной информации, оказывающей влияние на котировки биржевых индексов и отдельных ценных бумаг, инвесторы ждали около десяти лет. Однако участники профессионального сообщества уверены, что новый закон не решает существующих проблем российского фондового рынка, а только создает новые препоны для биржевой торговли.

Важнейшие аспекты нового закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации обсуждались в минувшую пятницу на круглом столе «Инсайд и манипулирование на финансовых рынках в России: специфика выявления и противодействия», прошедшем в конференц-зале ММВБ. До принятия анти-инсайдерского закона в российском законодательстве не содержалось четкого определения инсайдерской информации и не было предусмотрено наказания за использование закрытой информации и манипулирование важными сведениями с корыстной целью.

За умышленное неправомерное использование инсайдерской информации в новом законе предусматривается административная и уголовная ответственность (максимальный срок – семь лет лишения свободы). Впрочем, в полную силу закон вступит только с 27 июля 2011 года, а получить реальный тюремный срок за разглашение конфиденциальной информации можно будет лишь через три года. Пока же нарушителей ждет административная ответственность, которая предусматривает для граждан штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для компаний – до 700 тыс. рублей.

Федеральная служба по финансовым рынкам России регулярно изучает деятельность инвестиционных и управляющих компаний, брокеров и трейдеров, пытаясь выявить факты злоупотребления конфиденциальной информацией и манипулирования стоимостью ценных бумаг. Только за последние четыре месяца надзорное ведомство обнаружило на российских биржах более 26,4 тыс. сомнительных сделок, в том числе 730 сделок обладали несомненными признаками использования закрытой информации в корыстных целях до ее официальной публикации. В прошлом году за нарушения были наказаны только три брокерские компании, фирмы «Профи-Тайм» и «Трейд-Финанс» лишились лицензии, дающей право проводить операции с ценными бумагами.

«Ежедневно сотрудники надзорного ведомства выявляют 300-350 подозрительных сделок, где, предположительно, имеет место манипулирование информацией. На проверку сделок уходит порядка шести месяцев, и процесс сильно тормозится из-за острой нехватки квалифицированных специалистов: сейчас все потенциально незаконные сделки с ценными бумагами разбирают фактически два сотрудника», – рассказывает заместитель начальника управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР России Денис Гавинский.

Мнения профессионального трейдерского сообщества на новый закон о противодействии использованию инсайдерской информацией разошлись. В утвержденном тексте нового закона осталось столько белых пятен и неточностей, что за полгода, прошедшие с момента его утверждения президентом Дмитрием Медведевым, Федеральная служба по финансовым рынкам выпустила уже около двух десятков нормативных актов, уточняющих отдельные положения. В частности, подготовлены проекты приказов, уточняющие перечень информации, относящейся к инсайдерской, требования к раскрытию информации эмитентами. Но и это не слишком прояснило ситуацию. В законе «инсайд» определен как точная и конкретная информация, ранее не известная, распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. Потенциальными инсайдерами признаются руководство Банка России, члены Национального банковского совета, руководство всех государственных служб и ведомств.

Рассуждая о законе о противодействии использованию инсайдерской информации, заместитель председателя правления Сбербанка Белла Златкис высказала нескрываемое разочарование: «Принятия закона ждали очень долгое время, и вот становится известно, что через 10 дней ФСФР издаст такой-то акт, через 15 дней – такой-то акт. Остается гадать, что надзорное ведомство преподнесет профессиональным участникам фондового рынка к 27 июля. На сегодняшний день все общение с ФСФР сводится к тому, что нас штрафуют даже за непоставленную запятую, и после вступления закона в полную силу ситуация только усугубится».

Президент Национальной фондовой ассоциации Константин Волков, в целом поддержав закон о противодействии использованию инсайда, отметил, что теперь участники торгов должны быть «святее Папы Римского», вызвав улыбки у участников круглого стола.

«Я смотрю на новый закон с оптимизмом, может быть даже излишним, – сообщил на круглом столе заместитель руководителя ФСФР России Александр Синенко. – Закон долго и тяжело проходил через законодательные органы, были многочисленные споры, в том числе в части регулирования рынка и применяемых санкций, и в этих вопросах удалось достичь компромисса. Правда, формирование необходимых нормативных актов продолжается до сих пор. И инвестиционным, управляющим компаниям необходимо время, чтобы перестроиться в соответствии с новыми требованиями. Без принятия этого закона и эффективного его применения дальнейшее развитие российского фондового рынка, а также признание его зрелости со стороны мирового финансового сообщества невозможно».

«Мы объявили всему миру, что у нас есть закон об инсайде. Отлично! Мы это сделали. Теперь нужно, чтобы закон заработал, – говорит директор департамента по взаимодействию с органами власти и профорганизации фондовой биржи РТС Андрей Салащенко. – Сомневаюсь, что возможно получить согласие на обработку персональных данных всех участников торгов, так что в реальности в деятельности биржи особенно ничего не изменится».

Как отметила вице-президент ММВБ Марина Медведева, биржей уже проделана большая работа по соответствию нормам нового закона: разработаны и утверждены правила охраны инсайдерской информации и контроля за соблюдением новых требований, создаются «личные кабинеты» эмитентов и участников торгов.

Как резюмировал управляющий директор BCS Global Investment Bank Кен Чаргеишвили, благопристойное поведение профессиональных участников торгов определяет не закон, предусматривающий наказание за использование инсайда, а постоянное обнародование судебных дел, завершающихся тюрьмой и штрафами. «Самое сложное – не принять закон, а доводить реальные дела до судов», – обозначил свою позицию Кен Чергеишвили.

Однако, как заметил управляющий директор Лондонского института CFA Нитин Мехта, в финансовом мире известны случаи, когда от принятия закона по противодействию использования инсайда до первых судебных решений проходило более двадцати лет. Остается надеяться, что новый закон будет способствовать повышению прозрачности российского фондового рынка и повышению надежности вложений в ценные бумаги. Однако пока единственным очевидным следствием принятия закона видится непомерное усложнение отчетности и ужесточение контроля за сделками для инвестиционных и управляющих компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления