29 ноября понедельник
СЕЙЧАС -6°С

Пивной ларек: быть или не быть?

Запрет на продажу пива в киосках и ларьках стал поводом для создания альтернативных точек продаж – экономпабов, в которых стоимость пенного напитка не превысит 50 рублей. Такова инициатива крупнейших федеральных дистрибьюторов пива, которую они обозначили

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Запрет на продажу пива в киосках и ларьках стал поводом для создания альтернативных точек продаж – экономпабов, в которых стоимость пенного напитка не превысит 50 рублей. Такова инициатива крупнейших федеральных дистрибьюторов пива, которую они обозначили уже сегодня, несмотря на то, что действие соответствующего закона начнется только в 2013 году. Впрочем, региональные оптовики не спешат бить в набат, констатируя рост рынка пива. Более того, некоторые высказывают сомнения в том, что закон вступит в силу. Так, одни говорят о том, что пивное лобби не сдалось, другие приводят более конкретные аргументы – Белоруссия в рамках Таможенного союза (ТС) выступает против признания того, что пиво является алкоголем. И если ей удастся отстоять свою позицию, то техрегламент ТС накроет медным тазом с трудом принятый закон.

Напомним, в июле 2011 года Государственная дума РФ приняла поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые приравняли пиво и напитки на его основе к алкогольной продукции. 18 июля документ был подписан президентом России Дмитрием Медведевым.

Согласно принятому закону, продажа пива в нестационарных торговых объектах запрещена (речь идет о продукции крепостью более 0,5 градуса). Кроме того, запрещается любая торговля пива с 23:00 до 8:00 (местные власти могут увеличить этот промежуток времени).

Стоит добавить, что запрет на продажу пива в киосках и ларьках вступит в силу только 1 января 2013 года. Такое решение было принято нарочно – отложенная мера позволит предпринимателям подготовиться к грядущим изменениям.

Ни для кого не секрет, что в принятие этого закона мало кто верил – большинство было уверено в обратном: пивное лобби добьется либо отмены поправок, либо их примут в щадящем варианте, как, например, это было в первой версии закона – тогда под запрет попадало пиво крепостью более 5%.

Вместо киосков – экопабы

Однако закон принят, и хотя его вступление отложено до 2013 года, уже сегодня многие стали задумываться о том, как нивелировать его отрицательные последствия. Так, около месяца назад была создана Ассоциация участников рынка пива, объединившая в себе крупных дистрибьюторов пенного напитка. По информации различных источников, в ее состав вошло около 60 организаций, руководителем стал генеральный директор ООО «Золотой стандарт» (компания-дистрибьютор «Балтики») Камаль Лебедев. Ассоциация, по мнению ее участников, должна эффективно защищать интересы пивной отрасли, чего, по их мнению, не делают другие объединения. Впрочем, дистрибьюторская активность более чем понятна: сокращение каналов сбыта продукции – это проблема не только производителей пива.

Первой инициативой объединения стало создание российской сети экопабов (от слова «эконом») площадью от 40 квадратных метров. Предполагается, что стоимость пива в таких пабах будет сравнима с магазинной – 40-50 рублей. Инвестиции в один паб составят от одного до полутора миллиона рублей. Подобная стоимость пенного напитка сразу наводит на мысль о том, на какую категорию посетителей могут рассчитывать инициаторы проекта. И, как отмечают некоторые эксперты, в этом есть рациональное зерно – в отдаленных (заводских) городских районах такой формат заведения может оказаться востребованным.

Впрочем, представители ресторанного бизнеса Челябинска, специализирующиеся на «пивном формате», сомневаются в успехе задуманного. «Мы не привыкли ходить в рестораны и пабы каждый день, и цена здесь ни при чем, – высказывает мнение совладелец сети ресторанов «Пражский пивовар» Владимир Сивухин. – Появление экопабов не изменит ситуацию: большинство людей будет также приобретать пиво в рознице и идти с ним домой». При этом запрет на продажу пива в малых торговых точках частично перераспределит доходы участников рынка, в связи с чем рост прибыли профильных ресторанов может достигнуть 15-20%. Тем не менее, как уверен собеседник сайта, не стоит ожидать массового притока клиентов – ограничения в розничной продаже пива не изменят привычки людей.

Одним из последствий принятия этого закона, по словам челябинского ресторатора, станет возвращение к ситуации, которая существовала на рынке пива еще несколько лет назад. «Два-три года назад у нас не было такого количества пивных «разливаек», которые сейчас есть чуть ли не в каждом доме, – продолжает эксперт. – Вступление этого закона в силу все вернет на свои места – эти магазинчики перестанут существовать».

«Сейчас же чувствуется некоторое напряжение, – отмечает Владимир Сивухин. – Это, скорее, не слухи, но желание: пивное лобби добьется того, чтобы закон был смягчен или каким-то образом изменен. Возможно, не зря его введение отложено на полтора года».

Тренд – «честное» пиво

Что примечательно, представители регионального рынка дистрибуции пива достаточно спокойно относятся к грядущим изменениям, более того, некоторые считают, что вступление поправок в силу до сих пор остается под вопросом. «Не факт, что изменения произойдут, – высказывает мнение директор ООО «Союз» Александр Романов. – На сегодняшний день не разработано никаких механизмов их действия кроме того, чтобы привязать пивные точки к метрам». Одним из показателей того, что судьба принятого закона до конца неизвестна, как указывает собеседник сайта, является позиция Белоруссии: в рамках Таможенного союза она выступила с требованием отменить уже сделанное. «Я думаю, после этого в Кремле задумаются», – добавил г-н Романов.

«Идея создания экопабов безнадежна, – продолжает директор дистрибьюторской компании, – ее лоббируют те, кто в текущем моменте теряет значительную долю рынка – это «федералы». Те, кто создал ассоциацию дистрибьюторов, просто впали в панику». По словам Александра Романова, на сегодняшний день трендом является качественное, «честное» пиво, но федеральные производители его не предлагают. «Пока они будут делать пивной коктейль, у них все будет плохо, – уверен эксперт. – При этом местные участники рынка, предлагающие качественный продукт, идут вперед, потому что они более лояльны, коммуникабельны, логистически свободны. В свою очередь, чтобы «федералам» продвинуть какое-либо решение, нужно пройти 700 инстанций, хотя бы внутри компании».

Что касается общей оценки регионального рынка дистрибуции пива, то здесь Александр Романов ограничивается только одним словом – «рост», продолжающийся несмотря на принятый закон.

Получить комментарий о том, будет ли меняться дистрибьюторская политика пивоваренной компании «Балтика» и какая доля продаж приходится на киоски и ларьки, нам не удалось – в региональном филиале отказались обсуждать эту тему. Однако, как писала газета «Коммерсантъ», цитируя директора по корпоративным связям и информации «Балтики» Алексея Кедрина, сегодня на нестационарную торговлю приходится 25% объемов продаж. Что касается сокращения точек продаж, то ранее в комментариях на пивную тематику для Chel.ru г-н Кедрин отмечал, что в ограничениях есть смысл, но при условии их постепенного введения.

Ларькам субсидий не видать

«Беспокойство предпринимателей мне понятно – сегодня основа их дохода формируется за счет продажи пива, – говорит заместитель председателя региональной общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владимир Брижанин. – Однако если бизнес строится на пагубных привычках, то мы не должны его всемерно поддерживать. Причем это закреплено и на государственном уровне – поддержка не распространяется на предприятия, осуществляющие торговлю подакцизным товаром».

Если говорить о том, что в случае ликвидации киосков и ларьков пострадают и поставщики (производители) сопутствующих товаров (имеется в виду ассортимент закусок к пиву), то здесь, по мнению г-на Брижанина, нет повода для переживаний. «Поставки в крупные торговые сети сохранятся, так что вряд ли производители рыбки или снеков хоть как-то пострадают», – отметил собеседник сайта.

Курс на супермаркеты

В свою очередь, участники продуктового ритейла достаточно сдержанно оценивают те или иные перспективы в связи с запретом на торговлю пивом в киосках и ларьках. Хотя некоторые эксперты уверены, что в этой ситуации именно представители цивилизованной торговли выиграют больше остальных – покупательский поток направится в супер- и гипермаркеты, дискаунтеры и магазины так называемого формата у дома.

Так, заместитель директора по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов хоть и прогнозирует рост продаж, но считает, что он будет незначительным, причем это увеличение может нивелироваться за счет экопабов (если идея все-таки будет реализована), которые выступят своеобразной альтернативой киоскам и ларькам.

«Определенный рост возникнет, так как уменьшение количества точек продаж влияет на товарооборот, но сказать, что это будет напрямую зависеть от грядущего запрета, нельзя, – высказывает мнение коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Здесь необходимо учитывать массу факторов, в том числе и то, что часть крупных дистрибьюторов наверняка захочет открыть собственные точки продаж». А вот в том, что точно исчезнет доход с продаж пива несовершеннолетним, г-н Грибанов не сомневается. «Согласитесь, сегодня это немалая статья дохода, – добавляет собеседник сайта, – и если продажи пива перенесутся в супермаркеты и общепит, то ни те, ни другие не станут рисковать собственной репутацией с целью заработать на подростках».

Что касается непосредственного вступления закона в силу, то здесь, по словам коммерческого директора РС «Проспект», ключевую роль будет играть политическая воля. «Какова будет позиция власти относительно этого вопроса, так все и сложится, – уверен Андрей Грибанов, – и пивное или какое-то другое лобби вряд ли что-то сделает».

В контексте этих слов стоит упомянуть о позиции Белоруссии, высказываемой в рамках Таможенного союза. Речь идет о техническом регламенте «О безопасности алкогольной продукции». Позиция белорусской стороны следующая: пиво не является алкогольной продукцией, а значит, ее нужно вывести из-под действия этого техрегламента, разработав при этом новый – «Пивоваренная продукция». Очевидно, что данное заявление идет в разрез с принятыми в России поправками и в дальнейшем грозит бурным обсуждением и долгим согласованием. При этом стоит понимать одно: техрегламенты, принимаемые в рамках Таможенного союза, являются наднациональными документами, то есть в том случае, если Белоруссии удастся добиться своего (пиво не является алкоголем), то внутрироссийский закон, регламентирующий производство и оборот пива, потеряет свою силу.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку