Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, публикует третий выпуск обзора по итогам исследования всероссийского индекса доверия потребителей – «Индекса Иванова Sberbank CIB». Результаты исследования указывают на отсутствие изменений в индексе доверия потребителей: в мае он оставался на уровне минус 8% (после снижения с минус 4% в январе до минус 8% в марте 2013). Это согласуется со стабильными макроэкономическими индикаторами, которые больше всего влияют на поведение потребителей: инфляции и безработицы.
Основные результаты анализа:
только 20% респондентов считают, что сейчас подходящее время для крупных покупок, но 44% все же планируют сменить автомобиль в ближайшие два года;
около 10% компаний увеличивают численность персонала, а 50% либо увольняют сотрудников, либо не нанимают новых на освободившиеся должности. Около 37% респондентов беспокоятся, что могут быть уволены;
доля сбережений составляет около 10,8%;
Ивановы тратят около 40% дохода на еду, 16% на коммунальные услуги, 11% – на одежду и 7% – на обслуживание долга;
рост зарплат респондентов ниже, чем следует из официальных данных статистики: они практически не изменились по сравнению с прошлым годом (тогда как Росстат заявил о росте доходов в апреле на 11,8% по сравнению с апрелем 2012 года);
потребители обращают больше внимания на уровень цен: 57% респондентов считают привлекательную цену ключевым фактором при принятии решения о покупке (в январе такого принципа придерживались 46%).
Опрос проводится каждые два месяца исследовательским агентством Cint от имени Sberbank CIB по методологии, аналогичной той, которой пользуются Росстат и статистические ведомства ЕС при расчете индексов потребительской уверенности. По сравнению с выборкой Росстата аудитория в большей степени отражает зарождающийся российский средний класс. В опросе участвовали 2300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 тысяч жителей. Погрешность составляет менее 2%. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.
Источник: ОАО «Сбербанк России»