Экономист из Снежинска, молодая женщина с двумя высшими образованиями, всегда предупреждала своих бабушек и дедушек, что делиться персональными данными ни с кем нельзя. Но за неделю до родов Светлане Степановой позвонили якобы из службы безопасности Сбербанка, навязали «фиктивный» кредит и убедили перевести 487 тысяч рублей на «защищённый» счет. Реально ли отменить банковский перевод, как распознать мошенников и перепроверить, кто вам звонит, разбирался 74.RU.
Кредит в пару кликов
— В пятницу ближе к вечеру мне на сотовый телефон позвонил человек, который представился сотрудником службы безопасности Сбербанка по имени Евгений. Сообщил, что зафиксирован несанкционированный вход в мой личный кабинет с какого-то ip-адреса. И злоумышленники пытаются взять кредит на большую сумму. По его словам, банк заблокировал операцию, но, чтобы окончательно предотвратить списание, нужно оформить фиктивный кредит. Мол, система безопасности Сбербанка зафиксирует две идентичные операции и первую — от злоумышленников — заблокирует. Далее «фиктивный» кредит переведут на счёт Сбербанка, чтобы клиенту не пришлось ничего платить, — рассказала 74.RU Светлана Степанова. — Молодой человек был корректен и убедителен, настолько у него слог поставлен, что никаких подозрений не возникло.
Под руководством лжесотрудника банка Светлана зашла в личный кабинет и провела несколько операций. При этом мошенник, по словам пострадавшей, проявил детальное знание системы и порядка банковских операций.
— Вы видите на экране то-то и то-то, у вас открылось то-то, нажимайте такую-то кнопку и переходите по такой-то ссылке, говорил Евгений. Диалог с ним шёл по громкой связи. И настолько он был в курсе происходящего, как будто это высвечивалось на его экране, — продолжила жительница Снежинска. — Параллельно приходили СМС с номера 900. И опять же они не вызвали подозрений, потому что все уведомления об операциях в Сбербанке приходят как раз с этого номера.
Заявка на кредит была одобрена через пять минут, и на карточку Светлане упали 500 тысяч рублей. В тот же день женщина перевела деньги на счёт, указанный якобы сотрудником банка Евгением.
— Это было как будто под гипнозом. Человек на трубке всё это время держит тебя на связи и диктует, что делать. Если разговор прерывается, тут же перенабирает и не даёт опомниться. Когда пришло СМС с одноразовым паролем, «сотрудник» сказал: «Вам нельзя никому сообщать этот пароль. Поэтому я сейчас переведу диалог в режим робота, вы чётко — по одной цифре — называете пароль, затем говорите «перевод платежа». После звукового сигнала было несколько разговоров с «роботом». Теперь я понимаю, что тупо продиктовала мошенникам все цифры, — вспоминает Светлана. — Но возникают вопросы и к банку. Человек берёт огромную сумму в кредит. И всё это без справок 2НДФЛ, без поручителей и проверок — одним нажатием пары кнопок. Как так?
С карты Светланы списали не всю сумму кредита, а только 487 160 рублей. Лжеменеджер банка сказал, что остаток переведут в понедельник — мол, ждите звонка. И «заботливо» посоветовал остерегаться мошенников и никому пока не сообщать о проведенных операциях.
В понедельник никто не перезвонил, но у Светланы хватало других важных забот. Женщина находилась на девятом месяце беременности — со дня на день в роддом. В среду Светлана позвонила в Сбербанк, чтобы уточнить дальнейшие действия. Тут и выяснилось, что ранее она общалась с мошенниками, перевела деньги неизвестно кому, а кредит выплачивать придётся именно ей.
Дело есть, подозреваемых нет
Светлана срочно поехала в полицию. Там приняли заявление и показали на две полки, заполненные папками с делами о телефонном мошенничестве. Сказали, что раскрываемость по ним низкая — слишком хитрые схемы, кол-центры, фирмы-«однодневки», всё поставлено на поток. А пострадавшим приходится оплачивать кредиты, взятые по собственной глупости.
В полиции Снежинска возбудили уголовное дело по пунктам «в», «г» части З статьи 158 УК РФ (кража с банковского счёта в крупном размере). Наказание за это преступление — лишение свободы на срок до шести лет. Вот только удастся ли найти и покарать преступника — вопрос открытый. По данным следствия, дело возбуждено в отношении неустановленного лица, ведётся расследование.
Ситуация аховая: полмиллиона рублей перечислены неизвестно кому, а молодая мама (за это время Светлана родила сына. — Прим. ред.) осталась в долгу у банка. Кредит оформлен на пять лет под 16,9% годовых. Теперь Светлана обязана ежемесячно выплачивать около 13 тысяч рублей. Пока идёт разбирательство, пострадавшая попросила банк заморозить списание платежей по кредиту. От Сбербанка пришел ответ: кредит является вашим финансовым обязательством, и приостановление платежей невозможно. Первую сумму банк уже списал.
На запрос 74.RU в Сбербанке сообщили, что уже проводили проверку случая в Снежинске и предоставили клиенту официальный ответ.
— Все операции совершены с использованием конфиденциальных данных, которые были известны только клиенту. Таким образом, основания для возврата средств у банка отсутствуют, — объяснили в пресс-службе Сбербанка. — Напоминаем, что сотрудники банка никогда не запрашивают информацию о вашей карте и транзакциях (номер карты, ПИН-код, CVV-код, пароли из СМС и прочее), а также не принуждают совершать никаких действий для «защиты» ваших средств.
Представители кредитного учреждения добавили, что со своей стороны готовы оказать необходимое содействие правоохранительным органам в расследовании данной ситуации.
Сейчас Светлана вместе с юристом пытается проследить путь украденных денег. В выписке по кредитной карте указано, что финансы перечислены на счёт одного из интернет-магазинов.
Охота на деньги
С начала пандемии коронавируса аферисты буквально начали охоту за доверчивыми клиентами банков. Взрывной рост — на 300% — мошеннических действий зафиксировали в Банке России. По всей стране владельцы карт и счетов потеряли более полутора миллиардов рублей. Рост преступлений в сфере кибермошенничества, в том числе использование пресловутой схемы с роботом, отметили и в Челябинской области.
Мошенники активно применяют методы социальной инженерии, отметили в «Лаборатории Касперского».
— Главное для них — завязать разговор и вызвать доверие. Часто они обращаются по имени-отчеству, пытаются сыграть на страхах и необходимости немедленных действий. Якобы надо подтвердить или остановить транзакцию, разблокировать карту, установить приложение или перевести деньги через банкомат под руководством «технического специалиста». Даже имитируют офисные шумы: стук клавиатуры, разговоры сотрудников кол-центра, — предупредил ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. — Мошенники могут подделать телефонные номера. Для проверки лучше самому перезвонить по номеру банка, указанному на оборотной стороне карты. И помните: настоящие банковские сотрудники не будут уговаривать вас продолжать разговор, а мошенники, наоборот, настаивают, прибегают к психологическим уловкам и пугают ужасными последствиями.
В Челябинске под влиянием афериста молодая женщина-юрист сообщила персональные данные якобы банковскому роботу. В итоге с её счета списали 30 тысяч рублей.
В начале августа в Челябинске мошенники увели деньги с банковской карты сотрудницы МВД. Женщина лишилась больше 90 тысяч рублей.
В пандемию коронавируса многие читатели 74.RU сообщали о списаниях с карт Сбербанка. Мы разобрались, как не потерять деньги.
Столкнулись с мошенничеством или проблемами в банковском обслуживании? Присылайте фото и видео на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте».Телефон службы новостей: 700-00-74, все мессенджеры доступны по номеру: +7 932 300-00-74.