15 апреля четверг
СЕЙЧАС +20°С

Как под гипнозом: беременная взяла кредит в Сбербанке и перевела мошенникам полмиллиона рублей

Полиция возбудила уголовное дело, но банк отказался возвращать деньги

Поделиться

Мошенники навязали молодой маме кредит на 500 тысяч рублей

Мошенники навязали молодой маме кредит на 500 тысяч рублей

Поделиться

В Челябинской области беременная взяла кредит и перевела мошенникам

Экономист из Снежинска, молодая женщина с двумя высшими образованиями, всегда предупреждала своих бабушек и дедушек, что делиться персональными данными ни с кем нельзя. Но за неделю до родов Светлане Степановой позвонили якобы из службы безопасности Сбербанка, навязали «фиктивный» кредит и убедили перевести 487 тысяч рублей на «защищённый» счет. Реально ли отменить банковский перевод, как распознать мошенников и перепроверить, кто вам звонит, разбирался 74.RU.

Кредит в пару кликов

— В пятницу ближе к вечеру мне на сотовый телефон позвонил человек, который представился сотрудником службы безопасности Сбербанка по имени Евгений. Сообщил, что зафиксирован несанкционированный вход в мой личный кабинет с какого-то ip-адреса. И злоумышленники пытаются взять кредит на большую сумму. По его словам, банк заблокировал операцию, но, чтобы окончательно предотвратить списание, нужно оформить фиктивный кредит. Мол, система безопасности Сбербанка зафиксирует две идентичные операции и первую — от злоумышленников — заблокирует. Далее «фиктивный» кредит переведут на счёт Сбербанка, чтобы клиенту не пришлось ничего платить, — рассказала 74.RU Светлана Степанова. — Молодой человек был корректен и убедителен, настолько у него слог поставлен, что никаких подозрений не возникло.

Под руководством лжесотрудника банка Светлана зашла в личный кабинет и провела несколько операций. При этом мошенник, по словам пострадавшей, проявил детальное знание системы и порядка банковских операций.

— Вы видите на экране то-то и то-то, у вас открылось то-то, нажимайте такую-то кнопку и переходите по такой-то ссылке, говорил Евгений. Диалог с ним шёл по громкой связи. И настолько он был в курсе происходящего, как будто это высвечивалось на его экране, — продолжила жительница Снежинска. — Параллельно приходили СМС с номера 900. И опять же они не вызвали подозрений, потому что все уведомления об операциях в Сбербанке приходят как раз с этого номера.

Заявка на кредит была одобрена через пять минут, и на карточку Светлане упали 500 тысяч рублей. В тот же день женщина перевела деньги на счёт, указанный якобы сотрудником банка Евгением.

— Это было как будто под гипнозом. Человек на трубке всё это время держит тебя на связи и диктует, что делать. Если разговор прерывается, тут же перенабирает и не даёт опомниться. Когда пришло СМС с одноразовым паролем, «сотрудник» сказал: «Вам нельзя никому сообщать этот пароль. Поэтому я сейчас переведу диалог в режим робота, вы чётко — по одной цифре — называете пароль, затем говорите «перевод платежа». После звукового сигнала было несколько разговоров с «роботом». Теперь я понимаю, что тупо продиктовала мошенникам все цифры, — вспоминает Светлана. — Но возникают вопросы и к банку. Человек берёт огромную сумму в кредит. И всё это без справок 2НДФЛ, без поручителей и проверок — одним нажатием пары кнопок. Как так?

Поделиться

С карты Светланы списали не всю сумму кредита, а только 487 160 рублей. Лжеменеджер банка сказал, что остаток переведут в понедельник — мол, ждите звонка. И «заботливо» посоветовал остерегаться мошенников и никому пока не сообщать о проведенных операциях.

В понедельник никто не перезвонил, но у Светланы хватало других важных забот. Женщина находилась на девятом месяце беременности — со дня на день в роддом. В среду Светлана позвонила в Сбербанк, чтобы уточнить дальнейшие действия. Тут и выяснилось, что ранее она общалась с мошенниками, перевела деньги неизвестно кому, а кредит выплачивать придётся именно ей.

Дело есть, подозреваемых нет

Светлана срочно поехала в полицию. Там приняли заявление и показали на две полки, заполненные папками с делами о телефонном мошенничестве. Сказали, что раскрываемость по ним низкая — слишком хитрые схемы, кол-центры, фирмы-«однодневки», всё поставлено на поток. А пострадавшим приходится оплачивать кредиты, взятые по собственной глупости.

В полиции Снежинска возбудили уголовное дело по пунктам «в», «г» части З статьи 158 УК РФ (кража с банковского счёта в крупном размере). Наказание за это преступление — лишение свободы на срок до шести лет. Вот только удастся ли найти и покарать преступника — вопрос открытый. По данным следствия, дело возбуждено в отношении неустановленного лица, ведётся расследование.

Ситуация аховая: полмиллиона рублей перечислены неизвестно кому, а молодая мама (за это время Светлана родила сына. — Прим. ред.) осталась в долгу у банка. Кредит оформлен на пять лет под 16,9% годовых. Теперь Светлана обязана ежемесячно выплачивать около 13 тысяч рублей. Пока идёт разбирательство, пострадавшая попросила банк заморозить списание платежей по кредиту. От Сбербанка пришел ответ: кредит является вашим финансовым обязательством, и приостановление платежей невозможно. Первую сумму банк уже списал.

Поделиться

На запрос 74.RU в Сбербанке сообщили, что уже проводили проверку случая в Снежинске и предоставили клиенту официальный ответ.

— Все операции совершены с использованием конфиденциальных данных, которые были известны только клиенту. Таким образом, основания для возврата средств у банка отсутствуют, — объяснили в пресс-службе Сбербанка. — Напоминаем, что сотрудники банка никогда не запрашивают информацию о вашей карте и транзакциях (номер карты, ПИН-код, CVV-код, пароли из СМС и прочее), а также не принуждают совершать никаких действий для «защиты» ваших средств.

Представители кредитного учреждения добавили, что со своей стороны готовы оказать необходимое содействие правоохранительным органам в расследовании данной ситуации.

Сейчас Светлана вместе с юристом пытается проследить путь украденных денег. В выписке по кредитной карте указано, что финансы перечислены на счёт одного из интернет-магазинов.

Охота на деньги

С начала пандемии коронавируса аферисты буквально начали охоту за доверчивыми клиентами банков. Взрывной рост — на 300% — мошеннических действий зафиксировали в Банке России. По всей стране владельцы карт и счетов потеряли более полутора миллиардов рублей. Рост преступлений в сфере кибермошенничества, в том числе использование пресловутой схемы с роботом, отметили и в Челябинской области.

Мошенники активно применяют методы социальной инженерии, отметили в «Лаборатории Касперского».

— Главное для них — завязать разговор и вызвать доверие. Часто они обращаются по имени-отчеству, пытаются сыграть на страхах и необходимости немедленных действий. Якобы надо подтвердить или остановить транзакцию, разблокировать карту, установить приложение или перевести деньги через банкомат под руководством «технического специалиста». Даже имитируют офисные шумы: стук клавиатуры, разговоры сотрудников кол-центра, — предупредил ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. — Мошенники могут подделать телефонные номера. Для проверки лучше самому перезвонить по номеру банка, указанному на оборотной стороне карты. И помните: настоящие банковские сотрудники не будут уговаривать вас продолжать разговор, а мошенники, наоборот, настаивают, прибегают к психологическим уловкам и пугают ужасными последствиями.

Большинство участников опроса троллят мошенников, заносят их номера в чёрный список и не отвечают на незнакомые номера 

Большинство участников опроса троллят мошенников, заносят их номера в чёрный список и не отвечают на незнакомые номера 

Поделиться

В Челябинске под влиянием афериста молодая женщина-юрист сообщила персональные данные якобы банковскому роботу. В итоге с её счета списали 30 тысяч рублей.

В начале августа в Челябинске мошенники увели деньги с банковской карты сотрудницы МВД. Женщина лишилась больше 90 тысяч рублей.

В пандемию коронавируса многие читатели 74.RU сообщали о списаниях с карт Сбербанка. Мы разобрались, как не потерять деньги.

Столкнулись с мошенничеством или проблемами в банковском обслуживании? Присылайте фото и видео на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте».Телефон службы новостей: 700-00-74, все мессенджеры доступны по номеру: +7 932 300-00-74.

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ28
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ9
  • ПЕЧАЛЬ5

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...